Скульптуру раненого солдата восстановят в Смолевичском районе
9 июня во дворе дома 93-летнего жителя деревни Заболотье Смолевичского района Станислава Мурашко было многолюдно. На согласование бывшему связному партизанской бригады «Разгром» привезли макет скульптуры воина-партизана, пишет smolevichi-24.by.
Станислав Мурашко — единственный оставшийся в живых житель Смолевиччины, который непосредственно участвовал в жизни прославленного соединения. 13-летним подростком, проходя большие дистанции, информировал партизан о дислокации противника.
«В первое время партизанские отряды назывались по фамилии командира. В отряде Казанцева был Петя Минич, который знал меня хорошо. Он и сказал начальству: «В Заболотье есть у нас пацан, который все окрестности знает и все сможет показать».
Петя с Казанцевым приехал к нам как-то ночью, мы поговорили — и я стал получать задания. В 1942 году партизан интересовало движение поездов. Ходил в Смолевичи пешком.
1942-й год был самым сложным, связи с Москвой еще не было. А потом она наладилась, самолетами сбрасывали помощь, был установлен контакт, и партизанам стало полегче. С 1943 года я был уже в отряде «Мститель».
Бригада «Разгром» включала 6 отрядов, названия которых можно прочесть на мемориале в урочище Стриево, представляющем собой 6 скрещенных автоматов: «Мститель», «Знамя», «Разгром», «Родина», «Суворов», «Искра».
«Разгромовцы» оказали неоценимую помощь армии во время белорусской наступательной операции «Багратион». Они сковали резерв гитлеровского командования — 391-й, 201-й, и 221-й охранные дивизии, — сорвав немецкое контрнаступление.
На мемориальном камне на месте дислокации бригады написано: «Партизаны бригады «Разгром» убили и ранили 14556 гитлеровцев, уничтожили 29 танков, 88 автомашин, 17 пушек, совершили 287 крушений вражеских поездов, подорвали 2188 рельсов».
Летом 1975 года в Урочище Стриево торжественно открыли мемориал в честь партизан бригады.
Дочь Станислава Мурашко Елена Загорская вспоминает, что в детстве Дня освобождения Беларуси: в первые выходные июля всегда ездили к мемориалу. Это был настоящий праздник. Приезжали автобусы из Червеня, Борисова, Жодино, Смолевичей, много было минчан. Организовывали большой праздник, с концертом и памятными встречами. Партизаны рассказывали истории из военного прошлого. Раньше, конечно, мы это не так воспринимали, сейчас с годами понимаешь весь тот ужас войны.
В семейном альбоме хранятся фотографии, на которых Станислав Мурашко со школьниками возле 4-метровой скульптуры раненого воина. Памятный знак стоял на кладбище, где увековечены имена всех погибших во время войны партизан бригады. К сожалению, стихия в 2016 году не пощадила ни лес, ни внушительных размеров памятник.
К радости, память о нем сохранилась не только в альбоме. Уроженец этих мест Виктор Доронкевич, руководитель представительства Российского экспортного центра в Республике Беларусь, хорошо помнит, как в детстве на мемориал в урочище Стриево его привозили бабушка и дедушка:
«Мои родные жили в деревне Островы, здесь недалеко, — рассказывает Виктор. — Во время войны бабушка была партизанской связной, а дедушка воевал на Малой земле, прошел всю войну. Но каждое лето они привозили нас в Стриево. Помню, как дед говорил нам: «Вот здесь, гвардейцы, ковалась наша Победа».
Сейчас Виктор Доронкевич привозит к мемориалу своих детей.
В 2020 году он загорелся идеей восстановить 4-метровую скульптуру раненого партизана. О своей задумке рассказал председателю Смолевичского райисполкома Андрею Ратомскому. Руководство района идею поддержало.
— Мы, российская сторона и другие неравнодушные люди выехали на место и приняли решение о восстановлении мемориала. Сегодня подошли к завершающему этапу: уже готов макет, который сегодня приехали согласовать со Станиславом Мурашко. Именно он помнит, как создавалась первая скульптура, — рассказал Андрей Ратомский.
Над созданием нового изображения, которое очень похоже на предыдущее, работает член союза художников скульптор Владислав Рутковский.
— Когда Виктор Доронкевич обратился ко мне с идеей, показал фото мемориала, я стал изучать информацию и понял, что место это непростое, имеет особую значимость. А кроме того, и сам памятник обладает художественной ценностью. Он не типовой, мне понравились использованные в нем монументальные приемы. К сожалению, в архивах не удалось найти имя автора, но вижу, что это рука мастера. От памятника идет ощущение нерушимой скалы: солдат смертельно ранен, но при этом не сдается и не выпускает из рук оружие, — отметил Владислав Рутковский.
Установить мемориал планируют уже через год. Средства будут собирать толокой, несколько спонсоров уже готовы поддержать проект.
«Этот мемориал станет первым шагом на пути реализации большого проекта «Тропа боевой славы» по восстановлению военных на территории Беларуси и близлежащих российских областей, — говорит Виктор Доронкевич. — Осуществить задуманное планируем к 80-летию Победы. И в этом начинании нас поддерживает Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев».
Спросили у Станислава Мурашко, понравился ли ему макет авторской копии мемориала:
— Очень похож. Теперь дай Бог дожить и увидеть его в полную величину, — сказал партизанский связной.