Что будет с авторынками России и Беларуси после 21 марта?

Экономические, политические, социальные и культурные процессы, протекающие в РФ и РБ, часто во многом схожи, однако есть сферы, в которых все происходящее разительно отличается, одна из них — авторынок. У нас сейчас наблюдается стабильный рост продаж новых машин, а в России — значительный спад. Долго ли он будет продолжаться и как скажется на Синеокой?
Мартовские надежды
Серьезные проблемы, которые назревали давно, на автомобильном рынке РФ начались с февраля текущего года, виной тому стали возросший утилизационный сбор и увеличившаяся до 21% ключевая ставка ЦБ, потянувшая за собой удорожание кредитов для бизнеса и населения. Рост ставки (а произошел он еще в октябре 2024 года) сказался на всех не сразу: наступающие новогодние праздники, выплачиваемые перед зимними торжествами премии и тринадцатые зарплаты, остатки денег у россиян способствовали тому, что авто худо-бедно продавались некоторое время.
И если в первый месяц 2025 года по инерции рынок еще двигался вперед (было продано 89 072 новых автомобиля, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2024 года), то февраль расставил все точки над i: своих владельцев нашли всего 78 040 транспортных средств (а это уже на 24.9% меньше, чем в феврале прошлого года).
Сейчас, по данным аналитиков, на складах российских автозаводов и дилеров скопилось почти 800 000 нереализованных машин — колоссальная цифра! Даже если она и немного завышена (тысяч на 200), все равно ясно, что назревает катастрофа: цены на машины снижать никто не решается (кредитные деньги, потраченные на закупку товара, предпринимателям нужно возвращать), очередей в салонах нет (заемные средства для многих россиян стали недоступны). Автобизнес и автолюбители как манну небесную ждет очередного заседания Центробанка, которое пройдет 21 марта! Что же может сделать в этот день регулятор для оживления или еще большего падения терпящего бедствие авторынка?

Первый вариант для ЦБ, как считают финансовые эксперты, при более-менее нормальном раскладе в экономике страны и положительных тенденциях в геополитических реалиях — снижение ключевой ставки на 2%. Это позволит оживить рынок и понизить банкам проценты по кредитам, а скопившиеся на площадках машины начнут распродаваться. Возможно, снижение ставки будет временным — на 2-3 месяца (которые как раз и совпадут с традиционным сезонным всплеском продаж), а после это снова произойдет ее рост. И что мы увидим? Опустившийся сегодня до 88 российских рублей курс американского доллара (а в конце ноября прошлого года он стоил почти 110 рублей) в течение 60-90 дней снова начнет расти, что потянет за собой дополнительные расходы дилеров на закупку импортных машин и запчастей к ним. И все это отразится на конечной цене автомобилей, как и восстановившийся спрос (а он вынудит продавцов поднимать цены на железо). То есть взлет рынка будет временным, и он станет способствовать еще большей инфляции: уже к середине лета может произойти новый коллапс.

Второй вариант — оставить ставку без изменений или же поднять ее на два процентных пункта. Такой поступок ЦБ задержит инфляцию, но приведет к еще большему хаосу на авторынке. Проценты по банковским кредитам либо останутся прежними, либо снова вырастут, окончательно превратив машины для россиян в роскошь и обанкротив многие компании.
Некоторые экономисты придерживаются мнения, что ввиду замедления роста экономики РФ и снижения индекса деловой активности (по причине жестких условий кредитования), Центробанк все же решится снизить ключевую ставку, чтобы помочь автобизнесу (да и другим сферам тоже). Вот только в среднесрочной перспективе это «разгонит» цены, то есть однозначно ничего хорошего в будущем продавцам и покупателям на авторынке ждать не стоит — процесс превратится в волнообразный на постоянной основе.
А при чем тут Беларусь?
Дела на авторынке нашей страны идут хорошо: в январе текущего года был зафиксирован более чем двухкратный рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — всего в позапрошлом месяце было реализовано 4 299 новых легковых и легких коммерческих машин различных марок. В феврале белорусы купили уже 4 598 автомобилей, что на 83% больше, чем за последний зимний месяц 2024 года.
К сожалению, уже сегодня, оценивая положительную динамику, некоторые банки РБ начали повышать ставки по льготным кредитам на покупку машин «БЕЛДЖИ» (то есть, фактически, затраты покупателей на отечественную технику выросли).

В любом случае мартовское решение ЦБ РФ затронет авторынок Синеокой: если ключевая ставка в России будет снижена и востребованный у нас бренд LADA станет распродавать свои «замороженные» в настоящее время автомобили в РФ, то он поднимет (пусть и незначительно) их белорусские цены (спрос ведь в России восстановится и демпинговать в Синеокой уже станет бессмысленно).
Ежели ставка останется без изменений или вырастет, то стоит ждать новых скидок на «ЛАДЫ» в Беларуси: в РФ продажи с места не сдвинутся, а ВАЗу придется еще более активно «сливать» свои модели у нас.

Выходит двоякая ситуация: с одной стороны автолюбители РБ заинтересованы в том, чтобы авторынок РФ и дальше пребывал в лихорадке (тогда российские автопроизводители станут устанавливать на свои авто «вкусные» цены в Беларуси и активно переориентироваться на наших покупателей); с другой — затянувшаяся российская экономическая буря может задеть и Беларусь, дестабилизировав ее рынок в рамках Союзного государства.
Что ж, будем надеяться, что у Центробанка России есть в запасе третий сценарий оживления экономики или долгосрочная стратегия, которые помогут не оказаться авторынку СГ в бездне.
Рекомендуем



