Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

В пабликах с котиками антивоенные посты — рассказываем, что такое ЦИПсО и как они действуют

В пабликах с котиками антивоенные посты — рассказываем, что такое ЦИПсО и как они действуют

Сегодня стали много говорить об информационных операциях, где объектом воздействия является каждый из нас. Хотя совсем недавно их явно недооценивали в обществе. В этом материале в рамках повышения медиаграмотности и развития критического восприятия деструктивного контента мы расскажем о способах и приемах, используемых силами информационно-психологических операций Вооруженных сил Украины в отношении российских и белорусских граждан.

Цели и задачи ИПсО

До начала специальной военной операции в Украине система информационно-психологических операций имела централизованную и жесткую вертикаль управления. На каждом уровне решались свои задачи — от выработки стратегии и принятия решений до распределения финансирования и взаимодействия на уровне исполнителей.

Структура ИПсО

Именно поэтому скорость принятия решений тактического уровня на первоначальном этапе (читай — до прилета первой ракеты в здание 72-го главного центра информационно-психологических операций, который по сути являлся «мозгом» всей системы) была практически молниеносной — до получаса.

И это неудивительно — проект под названием ЦИПсО развивался не один год, в него вкладывались существенные денежные средства (в основном США), а в саму работу были включены эксперты, аналитики, профессиональные пиарщики и журналисты. Естественно, получали свой кусок торта в виде зарубежных грантов также блогеры, НКО и лоббисты.

Факты в цифрах

Затраты на использование рекламных механизмов

Facebook: русскоязычная аудитория$ 1,3-1,4 млн в сутки
украиноязычная аудитория$ 0,7-1 млн в сутки
англоязычная аудитория$ 1,4-1,5 млн в сутки
Instagram$ 1,4-1,9 млн в сутки
ВКонтактеболее $ 1 млн в сутки
Telegram, Tik-Tok, Youtubeневозможно оценить
Среднее количество рекламных публикаций в сутки — от 3,5 до 5 тысяч

Все это позволило жестко контролировать украинское инфополе, не допуская туда игроков извне с «чужой» идеологией, а также направить усилие на массовое создание ударного контента, разрушающего государство и идеологию соседних стран.

Таким образом, к началу специальной военной операции Украина и союзники были полностью подготовлены к предстоящим событиям: западная аудитория изолирована, украинская подвергнута модификации с целью дальнейшей изоляции, а российская и белорусская — изучены на предмет наличия уязвимостей и слабых мест.

Очевидно, что ВСУ во взаимодействии с европейскими и американскими спецслужбами серьезно готовились к вторжению на Донбасс и южные регионы России. Для этого они на протяжении нескольких лет усердно пахали свое инфополе (аккуратно захватывая по гигабайту и соседский участок), рассчитывая, что это позволит уже весной получить первые всходы.

И они дали свои плоды — невозможно не заметить массовость низкопробных фейков в первые дни СВО. Они, кстати, разбивались довольно быстро и легко потому как затраты на их создание были минимальны. Но свои цели и задачи поначалу они выполняли. Первое — показали свою эффективность воздействия на украинскую аудиторию в условиях ее изоляции в информационном пространстве. И второе — массовое распространение заведомо ложной информации отвлекает информационного противника и заставляет его опускаться до уровня реагирования на мелочи, упуская при этом более серьезные вещи в информационном пространстве.

Увидел пост — жалуйся!

Теперь о технических приемах продвижения деструктивного контента, применяемых Вооруженными силами Украины.

Самая главная цель украинских специалистов — максимальное распространение заранее подготовленной ими деструктивной информации. Для этого используются разные как законные методы — от покупки рекламы или даже самих раскрученных ресурсов, где можно продвигать свои тезисы, — до взлома аккаунтов администраторов популярных страниц и групп (или ботов) и размещения от его имени нужной информации, до явно противоречащих законодательству даже самой Украины методов — фишинг, вишинг и др.

Самый популярный способ (и простой, при наличии денег) — покупка рекламы. По сути, реклама — это разновидность рассылки, но разница и существенный плюс ее в том, что можно приобрести место в группе или паблике со 100-процентным попаданием в целевую аудиторию. Поэтому не удивляйтесь, если в группе, где размещаются новости из мира автомобилей, вы случайно увидите пост с условным ДТП с участием российских военнослужащих, где пострадали гражданские.

ЦИПсО
Нетематический пост в паблике

Этим же объясняется и огромное количество постов антивоенной или протестной тематики в ресурсах, которые до февраля 2022 года постили лишь котиков или косметику — снова почерк ЦИПсО. Кстати, телеграм-канал или группу в социальной сети можно спокойно купить на бирже в даркнете. Чем активно и пользуются украинские кибербойцы.

Вторгаются «ципсошники» и в тематические форумы, чаты и группы в мессенджерах, где сформирована своя аудитория. А иногда следы ЦИПсО можно встретить даже на сайтах с отзывами на популярные товары.

Поэтому если увидели подобное сообщение под отзывом о чайнике или в чате мам — немедленно жалуйтесь и сообщайте администрации социальной сети о нарушении правил размещения контента. В качестве нарушений указывайте что-то вроде разжигания ненависти, использования недостоверной информации ну или в крайнем случай просто указывайте спам. Вряд ли администрация немедленно заблокирует ресурс или удалит этот пост — все популярные площадки контролируются спецслужбами США и других стран, но минимальные шансы есть. И если это может помочь очистить информационное пространство от деструктивной информации, то почему бы этим шансом не воспользоваться.

Памятка по противодействию деструктивного контенту в социальных сетях:

В случае, если вы обнаружили деструктивный контент в интернете, потратьте буквально несколько минут, чтобы оставить жалобу на пользователя, который его разместил. Как правило, для этого необходимо нажать на символ в виде трех точек в верхней либо нижней части экрана смартфона и выбрать пункт «отправить жалобу/пожаловаться». После этого необходимо указать причину, чаще всего такой контент подойдет под нарушение правил, связанное с проявлением ненависти или жестокости. После проверки модератором данной жалобы вам придет ответ.

А кадры кто?

Актуальным остается вопрос кадрового обеспечения подобных информационно-психологических операций. Очевидно, что распыляться старшим офицерам центров на низкопробные ролики и откровенные фейки нет смысла — это могут сделать студенты вузов или даже школьники. И успешно с этим справляются, кстати. Правда за деньги. И это не шутка. Так, украинский сегмент интернета переполнен вакансиями и предложениями подработки, пишут и сами «ципсошники» тем, кто ищет работу.

структура ИПсО
Пример объявления

Вот одно из сообщений, которое укрокибербойцы рассылали в видео спама дизайнерам и видеоинженерам: «Монтажеры, нужно как можно больше видео с русскими пленными, где они говорят свое ФИО. Без трупов. В начале просьба видео вставить текст: «Вы все еще думаете, что мы врём?». Или вот предложение работы на бирже фриланса: «Необходимо настроить таргетированную рекламу в ФБ для распространения антивоенных материалов по Украине. Тематика аудитории: женские группы, мамские группы, медицина, здоровье, красота, пенсионеры (дом и дача, сад и огород)».

Есть в составе ЦИПсО и call-центры. Но они не звонят с предложениями о новом продукте, а обзванивают и рассылают сообщения о минировании в российские и белорусские государственные учреждения. Требования: знание русского языка, мотивированность и наличие свободного времени. Зарплату обещают до 1000 долларов США. При том, что средний доход населения в Украине в 2020 году был всего 227 долларов США.

Персональные данные — знаешь только ты и… все

Еще одно направление, которое сейчас активно развивают ЦИПсО — кража персональных данных россиян и белорусов для последующего их использования в преступных целях. Каким образом это делается? Все достаточно просто: взламывается слабозащищенный сайт либо и вовсе создается внешне похожая копия, где пользователям предлагается оставить свои персональные данные для последующей обратной связи.

Это может быть сайт под видом интернет-магазина, почты и даже банка. Нередко создаются специальные боты в Telegram. Например, после начала специальной военной операции в интернете расплодилось множество сервисов по «поиску родных и близких, участвующих в СВО». Пользователю предлагается узнать судьбу своего родственника, убывшего выполнять боевые задачи на территории Украины — не погиб ли он, не попал ли в плен и, если попал, то как с ним связаться. В результате родственники военнослужащего абсолютно добровольно передают иностранным спецслужбам информацию о своем родственнике, подставляя его таким образом под прицел вражеского оружия. А потом мы удивляемся, что списки той или иной воинской части попали в открытый доступ.

Что с ними происходит дальше? После того как иностранные спецслужбы отработали их, внесли в соответствующие базы данных, эти сведения… продаются в DarkNet (теневой интернет, чаще всего используется для проведения незаконных сделок по продаже запрещенных товаров и услуг). А вот кто приобретет эти данные и с какой целью — остается только догадываться. Хорошо если вам просто позвонят менеджеры неизвестной компании и предложат приобрести сковородку по суперцене…

Способов получить информацию о вас достаточно много — от беспечности пользователей до преступного фишинга. Но, как говорится, на войне все способы хороши. А конечная цель одна — запугать госслужащих и военнослужащих через продвижения тезиса о том, что «мы о вас всё знаем». Помните массовую спам-рассылку с кодами доступа в приложение Telegram, которые десятками приходили в ночное время на мобильные телефоны? Это повод задуматься и более серьезно относиться к личным данным в интернете. Подумайте лишний раз перед тем как публиковать фото с отдыха на личной странице в Instagram, к каким последствиям это может привести.

* * *

Раньше про установку чипов под кожу с целью слежки за человеком говорили только в фантастических фильмах, а сегодня, по сути, в каждого из нас такой чип внедрен. Не нашли? Потому что, выглядит он немного не так, как мы его представляем. Роль этого чипа сегодня играет ваш смартфон. Причем он позволяет отслеживать не только ваши передвижения, но и собирать информацию о вас — какие фильмы смотрите, с кем общаетесь и какие фотографии сохраняете. Дневник жизни, не меньше.

Но самое страшное, что этот чип научился воздействовать на ваш мозг и сознание. Фантастика? К сожалению, реальность. И нам нужно быть готовыми к такому техническому прогрессу и принимать меры по защите своего сознания и персональных данных.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59