Куличи, яйца и цветы — не главное! Священник о традициях Радуницы
Радуница — один из древнейших праздников. По традиции, в этот день принято навещать могилы усопших родственников. Миллионы людей приезжают на кладбища, привозят с собой освященные куличи, крашенные яйца, букеты цветов. Мы поинтересовались у православного священника, настоятеля прихода храма Александра Невского иерея Сергия Рынды, откуда берет свои истоки этот праздник и как на самом деле принято его отмечать.
— Расскажите, пожалуйста, что это вообще за праздник такой — Радуница? И почему такое необычное название для дня поминовения усопших?
— Отмечают Радуницу на девятый день после Воскресения Господня. Через такое время душа умершего отправляется на небеса. В праздник Пасхи мы особенно чувствуем благодать, внутренний подъем, радость. И желаем этими чувствами поделиться со всеми. В том числе и с нашими усопшими. И само слово «Радуница» происходит от слова «радость». Мы несем радостную пасхальную весть о воскресшем Господе Иисусе Христе к месту погребения наших близких. Церковь называет их усопшими, потому что мы верим, что человек на время уснул телесно, а душа его продолжает жить рядом с Богом. Поэтому важно творить добрые дела, молитвенно помнить о душах наших родных, которых уже нет с нами. Но и не забывать о местах, где покоятся их тела: заботится о могилах, убирать их, не допускать запустения.
— Традиционно на могилки к родным несут какие-то угощения: пасхальные булки, яйца, конфеты…
— Это все мы, в первую очередь, приносим не усопшим, а творим дело милосердия. У этой традиции глубокие корни. Исторически сложилось, что места погребения находились при дорогах. Были люди — странники, бедняки, — у которых не было своего хозяйства. Они питались, чем Бог пошлет. И в праздники на могилках для них оставляли куличи или яички крашеные освященные. Чтобы и у этого бедного человека была возможность прикоснуться к празднику Пасхи через свой духовный труд. Ведь принимая угощение, этот странник обязательно молился за раба Божьего, на чьей могилке лежало подношение. Значит, прилагал свой духовный труд и получал для себя пропитание. Со временем традиция сильно исказилась. Мы будто несем сейчас угощения для усопших. В самой этом действии нет ничего плохого. Главное, чтобы оно не превращалось в язычество. Ведь бывает, что в могилку и сигареты вставляют, и спиртные напитки льют, сами употребляют.
Есть такое понятие «суеверие» — значит, «напрасно верю». Было бы хорошо, чтобы вера наша была настоящая, мы помнили о том, что в этот праздник мы делимся радостью с нашими усопшими, мы с ними духовно общаемся, стараемся их душам всячески принести пользу, не навредив при этом себе.
— Тогда может быть лучше куличик или яйцо в церковь принести? Или в какую-то социальную организацию, которая помогает людям в сложном положении? Раз в наше время нет смысла нести их на кладбище.
— Можно и так. А можно любым другим образом в этом день помочь нуждающимся. Сегодня есть масса разных социальных учреждений, фондов. Даже из дома не обязательно выходить, есть масса возможностей перевести копеечку на счет больным или обездоленным. То есть можно совершить любое доброе дело. Этим мы можем принести пользу душам наших усопших. Чем больше будет этих добрых дел, тем больше будет радость на небе. А она является зеркалом нашей радости на земле. Господь призывает нас к спасению, к свету. Наша задача — жить так, чтобы как можно больше людей могли видеть в нас образ Божий.
— Но и на могилу к близким просто так ведь не придешь. Может быть, стоит принести цветы? Сейчас очень популярны пластиковые букеты, несмотря на то, что они наносят большой вред экологии.
— В церкви вы никогда не увидите искусственные цветы. Это кощунственно. Мы всегда украшаем храм живыми цветами, они как символ жизни. И одобрять то, что наносит большой вред природе, церковь не может. Ведь Господь сотворил землю, а мы призваны беречь Божье творение.
Гораздо ценнее вырастить цветы на могилке. Это наш труд для усопших родных, наша забота и выражение любви. Только не стоит высаживать много цветов, не стоит превращать кладбище в клумбу. Ну и обязательно «возьмите» с собой молитвы и дела милосердия. Это лучшее приношение для усопших.
— Еще одна сильно сомнительная народная традиция на Радоницу — застолья на кладбищах. Сейчас это уже не так часто происходит, но все же в некоторых регионах встречается. В прошлом году своими глазами видела на кладбище в деревне Лучники.
— Поминальный стол на Радуницу приемлем. Даже сам Господь, перед тем как потерпеть крестные страдания, устроил тайную вечерю, там он установил таинство Евхаристии. И старался служить, показать образ смирения, умывал ноги своим ученикам. Но все же поминальный стол на Радуницу лучше сделать дома. Сотворить молитву перед едой, поблагодарить Бога за то, что послал нам хлеб, пропитание, и мы имеем достаток, возможность себя накормить, и кому-то помочь. Кладбище — место покоя. Это место тишины, молитвы, размышления о жизни духовной. Мы радуемся тому, что наши усопшие уже с Богом, они молятся за нас, и мы отвечаем на это своей молитвой.
И еще очень важно, чтобы все было достойно, согласно традициям и нашему христианскому мировоззрению. Часто в таких поминальных обедах мы теряем смысл, забываем, по какому поводу он случился. И все превращается, простите, в пьянку. Ведь бывает смех, а бывает радость. И не всегда эти понятия совместимы. Можно радоваться, но не смеяться, а можно смеяться и не иметь внутренней радости. Мы христиане, для нас образ – Христос-спаситель, Матерь Божья. Мы не можем представить Иисуса Христа или святых в непотребном виде. Поэтому если вдруг не знаем, как нам поступить в той или иной ситуации, нужно представить, как бы на нашем месте поступил Христос или Дева Мария. Это и молитва, и подсказка одновременно.