Меню

Спас предприятие и вывел на новый уровень. Бывший директор «БелАЗа» раскрыл секрет успеха

директор
Фото: Светлана Курейчик

Сколько же трудностей сваливается на плечи руководителей предприятий! Человек, не созданный для подобной работы, вряд ли продержится и год на своей должности, особенно если настанут сложные времена. А вот Павел Мариев, посвятивший более полувека ОАО «БелАЗ», смог не только спасти предприятие в лихие девяностые, но также вывести его на абсолютно новый уровень. В честь юбилея (сегодня Павлу Лукьяновичу исполняется 85 лет) заглянули в гости к Герою Беларуси и узнали, в чем же секрет успешной деятельности.

«Все рождалось на моих глазах»

Он родился в многодетной крестьянской семье, в которой всего было девять детей. То были 40-50 годы. Тому поколению «детей войны» шансов на беззаботное детство просто не выпало. Поэтому и Павел Мариев вспоминает, что пришлось тогда крайне тяжело:

— С самого раннего детства труд занимал в моей жизни основное место. Девизом для меня стали наставления моих родителей. Они постоянно напоминали: «Большие планы рождаются в труде». Поэтому каждую работу нужно делать хорошо.

директор

Действительно, именно необходимость с самого раннего детства трудиться закалила характер Павла Мариева, а «БелАЗ» стал не просто местом, где он смог применить свои навыки и реализовать амбиции. Это предприятие стало его жизнью. Он пришел сюда на работу техником-технологом еще в 1959, когда масштабы были намного меньше. Глядя на сегодняшний «БелАЗ», сложно представить, что когда-то здесь трудилось всего 800 человек. Но производимая тут продукция была востребована уже тогда.

— Страна после Великой Отечественной войны интенсивно восстанавливалась, всем нужны были сырье, материалы. Наша техника — карьерные самосвалы — как раз предназначалась для добычи сырья, полезных ископаемых практически для всех отраслей народного хозяйства Советского Союза, — рассказывает Павел Лукьянович так, будто пережил все только вчера. — Этим и объясняется такой достаточно бурный рост нашего предприятия. Год от года добавлялись и объемы производства, обновлялась продукция, основные фонды, создавался задел на будущее, научно-технический потенциал в виде конструкторской службы, технологической службы. И сегодня действительно белорусский автомобильный завод обладает техническими возможностями с точки зрения создания любой практически машиностроительной продукции. Все это рождалось на моих глазах и все это очень приятно видеть.

интервью

Хоть сейчас Павел Мариев отошел от дел, проводит много времени дома с женой, но следить за жизнью предприятием продолжает. К счастью, ОАО «БелАЗ» часто мелькает в новостной строке, радуя своего бывшего (внесенного в историю своими трудами) руководителя интересными и хорошими новостями. Кроме того, совсем уж в стороне Павел Лукьянович не остается — сегодня он является членом наблюдательного совета предприятия.

Помощь ждать было не от кого

А начиналась история жизни и трудовой деятельности Героя Беларуси в Ярославле (Российская Федерация). В Беларуси он оказался волею судьбы в 1958 году, когда нужно было срочно делать операцию после перелома руки. Тогда он выбрал Минск — и впоследствии о своем выборе не пожалел.

руки

— В моей биографии три машиностроительных предприятия и организации. Начинал я работать на известном Уральском автомобильном заводе после окончания Ярославского автомеханического техникума. Я там многому научился. Затем был «БелАЗ», а уже когда вышел на заслуженный отдых, десять лет отработал в научно-исследовательском институте машиностроения НАН Беларуси, — описывает свой трудовой путь Павел Лукьянович.

Самые тяжелые испытания выпали на долю предприятия и его руководителя в 1990-х. Тогда, в 1992, Павел Мариев был только назначен на эту высокую должность и вынужден был искать выход из затруднительного положения. Но, пожалуй, именно благодаря тем трудностям он не оставил сомнений, что находится на своем месте.

— Если быть откровенным, то помощи в 92-94 годах невозможно было ожидать, поскольку все предприятия практически остановились в один миг. Все посчитали, что их продукция больше никогда не будет востребована. Мы на «БелАЗе» решили, что наша продукция нужна, и начали искать пути, как ее реализовать. Стали более плотно работать с теми покупателями, которые у нас раньше покупали эту продукцию, начали работать над созданием дилерской сети. Все это вылилось в то, что мы каждый год расширяли свои рынки, — поделился воспоминаниями Павел Лукьянович.

за столом

За период его руководства на предприятии был создан научно-технический центр, проведена реконструкция, обновлена технологическая база. Серьезное внимание было обращено на упрощение работы конструкторов. В результате модели самосвалов стали создаваться более эффективно, сократились сроки подготовки производства. Это и помогало «БелАЗу» выходить на каждый рынок с новой продукцией

— «БелАЗ» — очень подготовленное предприятие, обладающее практически неограниченными возможностями и в разработке, и в производстве любой машиностроительной продукции. На сегодняшний день «БелАЗу» удается продолжить работу по расширению традиционной продукции (карьерные самосвалы) и трудится над поиском новых видов, которые способны освоить, — хвалится Павел Мариев. — «БелАЗ» готов к любым сложностям и доказывает это своими результатами работы.

Подавать пример другим

Для того, чтобы добиться успеха в работе, нужно ее искренне любить. Слушая, с какой легкостью и упоением Павел Мариев рассказывает о предприятии своей жизни, понимаешь, что это идеальный пример того, как нужно гореть своим делом. Кажется, он готов отчеканить в любой момент, хоть проходя мимо по улице спроси: «БелАЗ — это уникальная продукция». Но что же в нашем отечественном предприятии такого особенного, что позволяет ему конкурировать с 10 крупными мировыми аналогами?

по телефону

— Конкурентные достоинства «БелАЗа» заключаются в том, что мы создали самосвал с самыми низкими транспортными расходами. Это связано со снижением расходов на обслуживание, топливо. Эти показатели и являются сегодня привлекательными для покупателей, — отмечает Павел Лукьянович. — «БелАЗ» не имел аналогов в СССР. Его конструкция довольно оригинальная и постоянно требует дополнительных новых знаний. Буквально с первых лет существования БелАЗ обращался к науке для того, чтобы решить проблемы. Это и создание новых высокопрочных материалов, это и требования к карьерам. Самосвалы, работающие в карьере, — это всегда особенности, новые, неизведанные. Я всегда обращался к науке. Поэтому при создании карьерной техники на заводе было достаточно много талантливых инженеров, которые стали учеными. Я тянулся за ними.

Сам про себя Павел Мариев говорит достаточно скромно, поэтому споем дифирамбы за него.

Итак, Герой Беларуси, доктор технических наук, автор и соавтор 28 научных работ, 2 авторских свидетельств и 2 патентов. Ничего не забыли? Впрочем, как тут все упомнишь при такой яркой биографии. Но для руководителя такие достижения необходимы, ведь на них смотрят и тянутся за ними подчиненные.

награды

— Какими-то секретами искусства поделиться не могу. Я думаю, что главным всегда для меня являлся личный пример, которому следовали мои подчиненные. Это внимание к своей работе и четкое выполнение порученных заданий, — открывает формулу успешной работы Павел Мариев и тем самым ставит изящную точку в беседе.

клумба
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59