Меню

История подвига пятерых морских пехотинцев, которые отдали жизнь за Севастополь  

морская пехота
Фото: из открытых источников

Подвиг пятерых морских пехотинцев описывался в Краткой иллюстрированной истории войны для юношества «Великая Отечественная», изданной в 1975 году.

«Пятерка отважных моряков, запасшись гранатами и бутылками с горючей смесью, бросилась наперерез танкам. Три были подбиты, остальные повернули назад. Через некоторые время здесь же пытались прорваться уже 15 танков. Моряки смело вступили в неравный бой. А ведь на каждого приходилось по три танка! Меткими бросками гранат они подбили еще семь. Однако и моряки на этот раз понесли потери — Василий Цибулько и Иван Красносельский, подбившие по два танка каждый, погибли. А танки между тем продолжали атаку. Тогда Николай Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под головную машину. Раздался взрыв, и еще один танк остановился. Примеру политрука последовали оба оставшихся в живых моряка — Юрий Паршин и Даниил Одинцов. Потеряв еще два танка, гитлеровцы прекратили атаку и покинули поле боя…».

Да, все пятеро погибли в том бою, но ценой жизней закрыли врагу дорогу к Севастополю. И подвиг они совершили 7 ноября 1941 года, когда в Москве на Красной площади проходил легендарный парад войск, уходящих на защиту столицы. Вот как сказал об этом событии один из участников Алексей Бойко: «Парад 7 ноября 1941 года вселил в души нас, воинов, и всего народа уверенность в наших силах и возможность победы над захватчиками». 

Шагнувшие в бессмертие

ВОВ

Политрук Николай Фильченков, начальник клуба 18-го отдельного батальона морской пехоты, 7 ноября 1941 года был во главе группы из пяти моряков в районе села Дуванкой (ныне Верхнесадовое, — Прим.), отражавшей яростные атаки противника, прорывающегося к Севастополю. Группа вступила в единоборство с двадцатью двумя фашистскими танками и десять из них уничтожила, враг был остановлен. В критический момент боя политрук Николай Фильченков с последними гранатами бросился под головной вражеский танк.

Из листовки Политуправления Черноморского флота, выпущенной сразу, по следам события: «В первой волне шли 7 немецких танков. Подпустив их на дистанцию броска гранаты, Фильченков дал сигнал к бою. Неравный поединок пятерых отважных бойцов против 7 стальных чудовищ длился около двух часов… Три танка запылали, подожженные бутылками с горючей смесью, четыре машины развернулись и пошли назад…

Через несколько часов снова показались фашистские танки. Их было уже 15. Разгорелся беспримерный бой пяти отважных советских людей с 15 стальными машинами. Опять Цибулько бьет по смотровым щелям и первой же очередью подбивает танк. Но вот патроны кончились, и Цибулько хватается за гранаты, ползет навстречу надвигающемуся танку, швыряет две гранаты — второй танк подбит! Бросается к третьему, кидает последние гранаты… Третий танк завертелся на месте с перебитой гусеницей, но сам Цибулько смертельно ранен. Тогда с четырьмя бутылками в руках выбежал вперед Красносельский. Метким ударом он зажег один танк, потом другой… и пал, насмерть сраженный врагом.

Остались трое — Фильченков, Паршин и Одинцов. Пять немецких танков уже в пятидесяти метрах. И тогда Фильченков решается на невиданное — остановить танки собственной грудью. Он прощается с товарищами и подвязывает к поясу гранаты. А танки ползут, сея кругом ливень огня. Вот один уже в сорока метрах, в тридцати, двадцати. Фильченков вскакивает и устремляется навстречу передовому танку, навстречу смерти. Танк надвигается ближе, герой бросается под гусеницы. Раздается тяжелый взрыв, и танк грузно сваливается на бок. Следуя примеру героя-командира, Паршин и Одинцов рванули с гранатами под танки. Взрываются и эти два танка.

И тогда случилось необычное: оставшиеся 8 немецких танков стремительно повернули вспять. Так кончился поединок пяти черноморцев с 22 танками. Ценой жизни герои уничтожили 10 танков и в этот день своими телами закрыли врагу дорогу на Севастополь».

А в 1942 году, корреспондент газеты «Красной звезды» и известный советский писатель Андрей Платонов написал книгу «Одухотворенные люди». Вот что он отметил о политруке Фильченкове. 

«Фильченков приподнял голову. Настала его пора поразить этот танк и умереть самому. Сердце его стеснилось в тоске по привычной жизни. Но танк уже сполз с насыпи, и Фильченков близко от себя увидел жаркое тело сокрушающего мучителя, и так мало нужно было сделать, чтобы его не было, чтобы смести с лица земли в смерть это унылое железо, давящее души и кости людей. Здесь одним движением можно было решить, чему быть на земле — смыслу и счастью жизни или вечному отчаянию, разлуке и погибели.

морская пехота

Он поднялся в рост, сбросил бушлат и в одно мгновение очутился перед бегущими сверху на него жесткими ребрами гусеницы танка, дышащего в одинокого человека жаром напряженного мотора. Фильченков прицелился сразу всем своим телом, привыкшим слушаться его, и бросил себя в полынную траву под жующую гусеницу, поперек ее хода. Он прицелился точно — так, чтобы граната, привязанная у живота, пришлась посредине ширины ходового звена гусеницы, и приник лицом к земле с последним вздохом любви и ненависти…

Остальные, еще целые танки приостановились на шоссе и на сходах с него. Потом они заработали гусеницами одна навстречу другой и пошли обратно — через полынное поле, в свое убежище за высотой. Они могли биться с любым, даже самым страшным противником. Но боя со всемогущими людьми, взрывающими самих себя, чтобы погубить врага, они принять не умели. Этого они одолеть не умели, а быть побежденными им тоже не хотелось».

А тогда, когда батальоном была отбита атака, среди горевших немецких танков обнаружили истекавшего кровью Василия Цибулько, который умирая и поведал о бое и героизме боевых товарищей.

Увековечение памяти героев

указ

Всем пятерым доблестным защитникам Севастополя посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 октября 1942 года было присвоено звания Героев Советского Союза.

На месте их подвига 7 ноября 1945 открыли памятник.

памятник

Имя политрука Николая Фильченкова носят улицы в городе-герое Севастополе, Нижнем Новгороде и Дальнем-Константинове, а в родном селе установлен бюст, и к нему не зарастает народная тропа. В 1969 году в серии «Навечно зачислен в списки воинской части» выпущена почтовая марка, посвященная Фильченкову. На Черноморском флоте его именем был назван большой десантный корабль (БДК).

бюст

И поневоле приходят на ум слова Владимира Маяковского:

«В наших жилах — кровь, а не водица.

Мы идем сквозь револьверный лай,

Чтобы, умирая воплотиться

В пароходы, в строчки и другие долгие дела».

Николай Фильченков и его боевые друзья до конца исполнили свой долг, сделали свое дело по защите Отечества ценой жизней.

Всегда ли мы, потомки, достойно отдаем долг памяти их подвигу?

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59