Меню

Афганистан за нашими плечами, но груз его остался на плечах

Фото: из архива героя публикации

Каждый год 15 февраля в Беларуси отмечается скорбная дата — День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударья под Термезом. Тем самым завершился вывод советских войск из Афганистана. Война в этой стране продолжалась 9 лет один месяц и 18 дней.

В Афганистане с 1979 по 1989 годы проходили службу, мужественно воевали, совершали подвиги около 30 тысяч воинов-интернационалистов из Беларуси, как мужчин, так и женщин. Из них 771 человек погиб, 12 человек числятся без вести пропавшими, более полутора тысяч получили ранения и увечья, 718 стали инвалидами. Сегодня участников Афганской войны объединяет общественное объединение «Белорусский Союз ветеранов войны в Афганистане», созданный в 1993 году.

Память о тех событиях хранят мемориальные комплексы и памятники во всех регионах нашей Беларуси. Главным же символом памяти о героической и вместе с тем трагической странице в истории страны является мемориальный комплекс «Остров мужества и скорби», открытый в Минске в августе 1996 года. В центре его памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами». Внутри памятника — четыре алтаря с нанесенными именами погибших белорусов. Среди них две фамилии Героев Советского Союза, рядового пулеметчика Андрея Мельникова из Могилева, героически погибшего при обороне высоты, и командира саперного подразделения старшего сержанта Николая Чепика из Пуховичского района Минской области.

Для воинов, прошедших войну в Афганистане и, что весьма важно, для всех жителей Беларуси 15 февраля — День памяти.

В сборнике стихов самодеятельного поэта Владимира Цыбаева, воина-интернационалиста, совершившего в небе Афганистана 385 боевых вылетов, будучи командиром вертолета Ми-24, и который он символически назвал «Нас нет в союзах писателей», рефреном звучат такие слова:

Афганистан за нашими плечами, но груз его остался на плечах.

Душа и тело тронуты ветрами и имена погибших на устах.

Герат, Шинданд, Фарах и «Лошкаревка», Кундуз, Кабул, Баграм, Газни…

Мы помним все, скажи, Сережка? Нам не забыть Афгана дни!

Особо актуальны эти слова боевого вертолетчика сегодня, когда в Беларуси повсеместно проводятся памятные мероприятия.

В летопись «Белорусского Союза ветеранов войны в Афганистане», равно как и в славную историю Военно-Воздушных Сил Республики Беларусь, вписано и имя военного летчика-снайпера, подполковника в отставке Анатолия Ивановича Черноволода. В горячем небе Афганистана, будучи заместителем командира по политической части 1-й авиационной эскадрильи 927-го истребительного авиационного полка 26-й Воздушной армии Белорусского военного округа, майор Анатолий Черноволод совершил 406 боевых вылетов!

Путь же в боевую авиацию Анатолий Черноволод избрал по примеру отца Ивана Никифоровича Черноволода — фронтовика, доблестно воевавшего в годы Великой Отечественной войны воздушным стрелком-радистом на самолетах Пе-2.

ИЗ БОЕВОЙ БИОГРАФИИ ИВАНА ЧЕРНОВОЛОДА

*** В одном из воздушных боев в небе Сталинграда 12 наших «пешек» были атакованы двадцатью фашистскими истребителями Ме-109, и только благодаря мужеству и воинскому мастерству воздушных стрелков-радистов Пе-2, все атаки были отбиты. Из наградного листа на сержанта Ивана Черноволода: «Лично тов. Черноволод отбил 6 атак двух Ме-109. Летая на разведку, тов. Черноволод помогает штурману вскрывать замаскированные мотомехчасти и аэродромы противника, все данные своевременно передает по радио. Мужественный при выполнении боевых заданий. «Тогда и был удостоен Иван Черноволод одного из высших боевых наград советской страны — ордена Красного Знамени!

*** В дальнейшем полк, в котором воевал Иван Никифорович, участвовал в Миусской операции и в освобождении родного ему Донбасса, и в тех боях сержант Черноволод удостоился награждения орденом Отечественной войны 2-й степени.

 *** Изгнав врага с родной земли, советские войска перешли государственную границу и приступили к освобождению порабощенных стран Европы. И 8-й разведывательный авиационный полк по-прежнему постоянно был в боях в направлении на Краков, а потом и на Прагу. За мужество и героизм старшего сержанта Ивана Черноволода наградили еще одним орденом Отечественной войны, но уже 1-й степени! Из характеристики, подписанной командиром полка: «Ст. сержант Черноволод И.Н. в Великой Отечественной войне участвует с июня 1941 г. на Западном, Сталинградском, Южном и 4-м Украинском фронтах. За 103 боевых вылетов на бомбардировку, дальнюю разведку и спецфотографирование оборонных рубежей противника награждался орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени, после чего совершил еще 40 успешных боевых вылетов».

ПУТЬ В АВИАЦИЮ АНАТОЛИЯ ЧЕРНОВОЛОДА

Родившись в семье активного участника Великой Отечественной войны, смелого воздушного бойца, орденоносца, Анатолий не мог не мечтать, чтобы и самому стать военным летчиком.  Испытав себя, как воина, срочной службой в Вооруженных Силах Советского Союза солдатом, Анатолий поступает в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, которое успешно закончил в 1974 году.  И молодой лейтенант, военный летчик-истребитель Анатолий Черноволод по распределению прибывает в Белорусский военный округ, в 927-й истребительный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Осовцы, вблизи города Береза Брестской области. Именно в небе Беларуси Анатолий Черноволод уверенно встал в летный строй полка, проявив не только желание побольше иметь «заправок» в плановых таблицах полетов, но и показав способность быстро овладевать летными навыками, повышать воздушную выучку.

Всего за три года летной работы (!) он вырос до уровня военного летчика 1-го класса. Проверкой летной подготовленности и зрелости, как воздушного бойца, стали для Анатолия Черноволода командировки на Кубу и в Монголию, затем его, уже командира авиационного звена, назначают заместителем командира эскадрильи по политической части и ему посчастливилось летать ведомым у командира авиационной эскадрильи, подполковника Михаила Степанова, имевшего боевой опыт израильско-арабской войны и, как говорят в авиации, «летчика от Бога». Их пара, как и все звено управления 1-й авиационной эскадрильи 927-го истребительного авиационного полка, была лучшей во всей истребительной авиации 26-й Воздушной Армии Белорусского военного округа.

ВОЙНА ЛЕТЧИКА АНАТОЛИЯ ЧЕРНОВОЛОДА В НЕБЕ АФГАНИСТАНА

В 1983-1984 годах заместитель командира 1-й авиационной эскадрильи 927-го ИАП по политической части майор Анатолий Иванович Черноволод, отказавшись от предоставленной ему возможности поступать в Военно-политическую Академию, в составе полка участвовал в боевых действиях во время оказания интернациональной помощи в Афганистане. Летал Анатолий Иванович смело и уверено, показывая, как политработник, личный пример летчикам эскадрильи.

Необходимо отметить, что интенсивность боевой работы истребителей Миг-21 в силу их легкости и маневренности была значительно выше, нежели истребительно-бомбардировочной авиации, уступая по напряженности только штурмовикам и вертолетчикам. Не зря самолеты МиГ-21 получили обозначение «веселых» на авиационном афганском сленге, а сами летчики-истребители уважительно и с гордостью называли своего боевого друга «самолетом-солдатом».

Особенно же колоссальная нагрузка легла тогда на «степановскую» эскадрилью, в которой находились наиболее подготовленные летчики, так как в условиях гористой местности, преобладающей в Афганистане, при нанесении бомбо-штурмовых ударов по бандформированиям на первый план выходили личное мастерство и точный расчет при прицеливании. Боевая работа велась без выходных, летчики совершали до пяти боевых вылетов в день — ни одна операция наземных войск не происходила без авиационного прикрытия. А летчики звена управления эскадрильи: Михаил Степанов — командир, Анатолий Черноволод — заместитель командира по политической части, Николай Глова — заместитель командира и Иван Мальков — начальник штаба, летали на боевое применение по формированиям душманов больше всех, практически на пределе и своих человеческих возможностей, и 21-х МиГов. У всех перед убытием в Союз насчитывалось по 400 и более боевых вылетов!

К тому же майор Анатолий Черноволод, не только, как заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части, показывал личный пример мужества и летной выучки, но зачастую был инициатором совершенствования приемов при выполнении бомбо-штурмовых ударов: одновременных атак истребителей с разных направлений, проходы над целью на форсаже, а бывало и на сверхзвуковой скорости (!), что оказывало деморализующее воздействие на душманские банды.

406 боевых вылетов — свидетельство высокой летной выучки, мастерства и мужества Анатолия Ивановича, наградой майору Черноволоду стал орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, а, главное, возвращение эскадрильи на родной аэродром без потерь, в полном составе!

ДОСТОЙНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ЛЕТНОЙ СЛУЖБЫ

По возвращению из Афганистана Анатолий Иванович успешно продолжал летную работу, упорно совершенствуя воздушную выучку и мастерство, и добившись присвоения высшей квалификации, Черноволод стал военным летчиком-снайпером. А, сопряженные с большими физическими и моральными нагрузками и риском, воздушные пути-дороги подполковника Черноволода пролегли еще и в небе Европы и Африки. Более 30 лет исключительно добросовестной службы и напряженной летной работы в Вооруженных Силах у подполковника Черноволода А.И., 2800 часов (!) он провел в воздухе, в совершенстве освоив при этом самолеты Л-29, МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-29.

БЫВШИХ ПИЛОТОВ НЕ БЫВАЕТ!

Воин-интернационалист, кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР «3-й степени, военный летчик-снайпер Анатолий Иванович Черноволод и сейчас, хотя уже давно как уволился, продолжает быть в строю: активно участвует в деятельности «Белорусского Союза ветеранов войны в Афганистане», на протяжении длительного срока заслуженно избирается в состав Совета Березовской районной организации БСВВА, часто выступает в школах на героико-патриотические темы. Он неоднократно поощрялся руководством БСВВА, а также районными и областными органами государственной власти Беларуси. Для себя же Черноволод считает самым важным, что заслужил уважение не только у боевых друзей по Афганистану, но и у жителей Березовщины. А еще Анатолий Иванович бережно хранит в фотографиях, моделях самолетов и в сердце все, что связано с отцом-фронтовиком, Военно-Воздушными Силами и бережет святое для воина-интернационалиста боевое братство.

А мне вспомнились стихотворные строки моего однополчанина, военного летчика 1-го класса Анатолия Чернышева, которые в полной мере адресованы герою этой зарисовки и его боевым друзьям по Афганистану:

«Считаем мы, что стоило родиться,

Чтоб жизнь прожить в кабине самолета.

Нет, невозможно было не влюбиться

В пьянящую поэзию полета.

Всегда в душе кусочек малый

Огромного, несметного богатства:

Хранит пилот до самого конца

Любовь к полетам и святое братство»

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59