Какие правила чаще всего игнорируют мотоциклисты? Рассказали в ГАИ Минского района
В нашей стране мотосезон длится примерно месяцев пять, хотя, без сомнения, все зависит от погоды. И, чего уж скрывать, приносит он головную боль многим. Например, гражданам, желающим спокойно спать ночью с открытыми форточками; водителям, у которых от некоторых маневров и скоростей мотоциклистов к лету начинает дергаться глаз; сотрудникам ГАИ, которые всеми силами стараются… уберечь водителей двухколесных от собственного безрассудства.
Всегда наготове
Апрель неожиданно подарил белорусам солнце и тепло. Едва заслышав брутальное рычание прямотоков и мощных двигателей, журналист «МП» договорилась о рейде с ОГАИ Минского района — очень уж хотелось пообщаться с мотоциклистами.
Сразу скажу, те, с кем удалось поговорить в тот день на дороге — не новички. Минимальный стаж за рулем мото — с 2017 года был у мужчины, который представился как «многодетный отец». Это 8 лет. Тут и опыт уже, и ответственность, и понимание.
Все водители двухколесных с инспекторами разговаривают очень вежливо. Документы у всех, на удивление, в порядке.
— А почему ты удивляешься? — спрашивает у меня Павел Кулаков, старший госавтоинспектор Минского района, — все мотоциклисты в курсе, что внимание к ним повышенное. Проверяем обязательно водительское на наличие нужной категорией, техосмотр, страховку. Следим, чтобы двигался со включенным светом, чтобы держался обеими руками за руль, а ноги держал на подножках. Был недавно случай у нас, получили запись видеорегистратора, на которой видно, что водитель мотоцикла при движении по дороге активно машет проезжающим мимо руками, ногами, да еще и пританцовывает. Веселый парень, конечно, но делать так категорически нельзя — это наказывается штрафом в размере от 5 до 10 базовых величин с лишением права управления транспортным средством сроком до 6 месяцев или без лишения. Руки и ноги должны находиться на органах управления и никак иначе.
Дело «танцующего» мотоциклиста
В четверг я приехала на разбор этого дела. Молодой мужчина, назовем его Дмитрий, производит очень приятное впечатление.
— Я уже и не рад вообще, что у меня мотоцикл есть, — сетует он, — буду на машине ездить.
— В отношении вас составлено два протокола, — поясняет заместитель начальника ОГАИ Минского РУВД подполковник милиции Дукель Андрей. Сегодня, в отсутствие начальника, прием ведет он. — Нарушения очень серьезные.
— Честно — не было у меня никакого умысла что-то нарушать, — признается Дмитрий, — но я понимаю, что незнание закона не освобождает от ответственности. Виноват, вину свою полностью признаю. Поверьте, мне очень-очень стыдно. И перед вами сейчас, и перед инспектором, который ко мне домой приезжал, брал объяснения.
— Как вообще вам такое в голову могло прийти, — интересуется Андрей Тадеушевич, — я видео посмотрел, и очень был удивлен. Чему так радовались-то?
— Честно? — виновато улыбается Дмитрий, — Конец недели, на работе устал, дома жена и дети. А тут вырвался! Погода хорошая, петь и танцевать захотелось! Свобода! Детство в одном месте заиграло. Мне очень стыдно, правда. Жена меня теперь называет исключительно «танцор диско».
Замначальника ГАИ и инспектор, сидящий рядом тактично пытаются сдержать смех. Я даже не пытаюсь — смеюсь. Смеется и Дмитрий.
— Вот, теперь еще и в газете напечатают, — улыбаясь, разводит руками он, глядя на меня, — сегодня же вечером выставлю этот мотоцикл на продажу! Клянусь вам, сегодня же!
Андрей Тадеушевич выносит свой вердикт: штраф в размере 25 базовых величин по обоим протоколам, без лишения права управления, и предупреждает об ответственности за повторное нарушение.
— Я на все согласен, — кивает мужчина, — все справедливо. Такого больше не повторится.
Тихо радуюсь за Дмитрия. И даже немного благодарна обычно очень строгому заместителю начальника за то, что не лишил его — Дмитрий упоминал, что отец его после операции, и дважды в день мужчина ездит помогать больному родителю. Отсутствие водительского удостоверения все бы серьезно усложнило.
В коридоре встречаю подполковника милиции Артема Бобко, начальника ГАИ Минского района, он торопится на прием граждан. Прошу его задержаться на минутку и рассказать мне больше о мотоциклистах и нарушениях, которые они совершают чаще всего.
— Различные нарушения совершают, — соглашаясь, присаживается за стол Артем Иванович, — большая проблема в том, что последствия ДТП с мотоциклистами, как правило, очень серьезные и без пострадавшего обходится редко.
— С 5 по 14 апреля 2024 года Госавтоинспекция Минского района проводит районную профилактическую акцию «Колес меньше — опасности больше!». Все это — в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта, профилактики и предупреждения фактов агрессивного вождения, снижения рисков совершения дорожно-транспортных происшествий с участием и по вине водителей двухколесных транспортных средств. В ходе акции осуществляется контроль за дорожным движением путем негласного и смешанного контроля. В поле зрения наших сотрудников — мотоциклисты, управляющие в состоянии опьянения, не имеющие права управления данным видом транспорта, нарушающие скоростной режим, правила обгона и маневрирования, а также водители двухколесного транспорта, собранного «кустарным» способом или с конструктивными изменениями.
— Чтобы вы понимали, — продолжает Артем Иванович, — начало мотосезона в 2024 году не прошло без дорожно-транспортных происшествий! Вот случай: в агрогородке Колодищи Минского района 22-летний местный житель на мотоцикле «Прогаси» совершил наезд на 9-летнего велосипедиста, который двигался по проезжей части дороги и скрылся с места ДТП. Незамедлительно выбыв на место происшествия сотрудники ГАИ Минского райисполкома сразу же приняли меры к поиску виновного участника ДТП. В ходе проведения розыскных мероприятий виновника аварии установили и привлекли к административной ответственности.
— Что же касается наиболее распространенных нарушений… Одно из них, пожалуй, превышение скорости. Некоторые мотоциклисты двигаются слишком быстро, игнорируя ограничения скорости на участках дорог. Другим распространенным нарушением является несоблюдение дистанции и создание аварийной ситуации на дороге. Водители мотоциклов не учитывают скорость и расстояние до других транспортных средств, что приводит к опасным ситуациям и авариям. Немало случаев вождения по встречной полосе, обгонов на запрещенных участках дороги, игнорирования знаков и сигналов светофора. Эти действия не только опасны для самого мотоциклиста, но и для других участников дорожного движения.
— Поэтому важно помнить, что управление мотоциклом требует особой осторожности и соблюдения правил. Нарушения на дороге могут привести к травмам и гибели не только водителя мотоцикла, но и других участников движения. Для сохранения своей и чужой жизни необходимо соблюдать правила дорожного движения и быть внимательными и ответственными участниками дорожного движения, — подытоживает подполковник милиции.
Управляя мотоциклом, нужно помнить — потеря бдительности и внимания на дороге даже на одну секунду может обернуться катастрофой. «Берегите себя», — призывает Госавтоинспекция. Минская правда присоединяется.
За 2023 год зарегистрировано 13 ДТП с участием мототранспорта, в которых 11 человек получили телесные повреждения, 3 человека погибли.