Меню

«Эффективные менеджеры» и «топы». Мифы перестройки всплывают на просторах Союзного государства

офис
Фото: из открытых источников, носит иллюстративный характер

Недавно московский приятель делился, как в их офисе зашуршали либералы, словно чумные, носясь по коридорам и тряся засаленными букварями Сороса, с его личным автографом, при этом блаженно улыбаясь, и зорко отслеживая реакцию коллег. А некоторые из них развешивают якобы для забавы, но с явным подтекстом, портреты Сталина в своих кабинетах, хихикая в кулачок, и выискивая в коллективе одобрение. Эти деятели с твердолобым упорством работают на сохранение и поддержку сложившейся оппозиции внутри России и Беларуси, продолжая раскручивать тему перестройки 2.0. Мы еще помним их затертые байки про общечеловеческие ценности, свободу от государства всех и вся, правах человека, рынке, который сам себя регулирует, полицейском государстве, и насчет того, что свою экономику развивать не надо — все купим за рубежом. Все эти заезженные штампы, лозунги, приемы, престарелые «соросята» и их внучата достают из своих затхлых сундуков и подсовывают доверчивым гражданам под нос. А ведь на этот крючок обмана совсем недавно попалось почти трехсотмиллионное советское общество. Как не допустить повторного общественного очумления иллюзиями, заманиловками, вбросами, и уже окончательно и бесповоротно не оказаться в геополитической бездне?

В контексте одного из мифов горбачевской перестройки хотелось бы поразмышлять на данную тему. Модное словосочетание «эффективный менеджер», на фоне привычных «председателя колхоза» и «директора завода» было как глаза змеи, которые затягивали и им невозможно было сопротивляться.

менеджеры

После развала Советского Союза офис прочно вошел в нашу жизнь. Место стахановцев, передовиков производства, героев труда заняли управленцы, модно обутые и одетые, которых на западный манер стали гордо величать менеджерами, добавляя к ним приставку «эффективные», а на сленге называть «топами», от топ-менеджер. У них появился свой мудреный канцелярский язык, англоязычная бизнес-абракадабра, удобная для того, чтобы пудрить мозги окружающим, не отвечая за сказанное и сделанное. Стены статусных кабинетов этих «художников слова» украсили всевозможные заморские дипломы, рейтинги величия и сертификаты успеха. Формулу про эффективность «топы» поняли буквально, усердно работая исключительно на эффективность своих карманов. Достоевский про таких писал «он был не без способностей, умел войти и показаться, умел глубокомысленно выслушать и промолчать, схватил несколько весьма приличных осанок, даже мог сказать речь, даже имел некоторые обрывки и кончики мыслей, схватил лоск новейшего необходимого либерализма». Россия клюнула, уцепившись в эпоху своего величайшего кризиса за офис и менеджеров как за спасательный круг. Беларусь нет, здесь менеджер по-Соросу не прижился.

Мое первое знакомство с «эффективными» произошло в Москве, в начале нулевых. К тому времени в России в безбрежном океане собственности уже было непросто отыскать лакомые, свободные от приватизации кусочки. Только что, буквально соскочив со студенческой скамьи, я сразу столкнулся с новым капиталистическим мышлением. Помню, как собеседовался на должность юриста в одну солидную компанию. В какой-то момент разговора респектабельный начальник (типичный «топ»), хищно сощурившись, глубокомысленно сверкнул свежим «ролексом» на запястье и предельно откровенно мне посетовал: «Вот понимаете, у нашей фирмы есть в собственности один старинный особнячок, мы им управляем, эксплуатируем, но акции принадлежат не нам, а государству. Фактически эта собственность до сих пор еще не наша. Разве это справедливо?». Он имел в виду не бабушкино наследство, а наше общее историческое наследие, народную собственность, накопленную и выстраданную нашими предками. На миг мне показалось, что керамический орел, парящий за его спиной, грозно ощерился и вот-вот бросится в атаку. Уже тогда у меня развеялись все благородные иллюзии насчет «менеджеров». Такие «топы» похлеще радиоактивных изотопов…

После развала большой страны новый класс «эффективных» трутней с загребастыми лапками плодился и размножался на бескрайних просторах Российской Федерации. Менеджеры стали хозяевами и распорядителями, созданных государством компаний и богатств. Эти «короли кофе-брейков», безоглядно применяя западные формулы, как оказалось, не работающие на практике в российских условиях, по сути, рушили целые отрасли, производства, даже приблизительно не понимая, как строить свою работу и в чем вообще она заключается. Ведь, в основном, в западных колледжах и в общении друг с другом они научились искусству презентовать, пилить, ловко осваивать бюджеты, грамотно писать отчеты, правильно давать откаты, умело имитировать некую деятельность, и алчно проедать корпоративную карту, кусочек социализма, заботливо припасенный для самих себя. Со временем мы убедились, что вся построенная по западной кальке система бизнес-процессов оказалась крайне неэффективна в российских реалиях. Корпоративные стандарты диктовал западный мир. Менеджеры растворялись в нем, нанося вред экономическому и промышленному суверенитету России, имитируя технологическое развитие, а по сути, много лет его сдерживая.

В то самое время «отсталая» Беларусь, отказавшись от модной приватизации, собирала трактора, сохраняла производственные комплексы, в которых, по мнению «эффективных», можно было с легкостью разместить несколько элитных ночных клубов, арт-галерей или инвестфондов. Вопреки всем современным трендам Александр Лукашенко не поддался «эффективным» иллюзиям, сберегал промышленность, предприятия, рабочие места, искал пути сбыта продукции. Беларусь в те приснопамятные времена рождения российского полукриминального рынка жутко мозолила глаза всем этим «эффективным топам», наглядно демонстрируя несостоятельность выбранной ими западной модели, их собственную ущербность и бесполезность, одним словом, их полную неэффективность. Они злились, строили козни, стравливали братские народы, а подконтрольные им СМИ промывали людям мозги. В их «эффективной» среде было модно как-то свысока кивать в сторону Беларуси, и с какой-то осуждающей полуухмылкой критиковать «неправильную» экономику во главе с «колхозником», который «мешает» полнокровному развитию свободных рыночных отношений, мешает бывшей социалистической собственности находить своих истинных «эффективных» владельцев. А Батька в это время сохранял, приумножал и модернизировал народное хозяйство своей страны вопреки всему.

Удалось побывать на многих белорусских предприятиях. Там руководители не летают на бизнес-джетах, у них нет личных имиджмейкеров, в их кабинетах не стоят урны для бумаг за штуку баксов, как у некоторых российских «топов». Помню у одного такого начальника была истерика, дико оскорбился из-за урны, недостойной его статуса, за что уволил завхоза. Приятель делился, как топ-менеджер одной российской бюджетной компании работал исключительно с теплой бумагой. Не знаю, как многочисленная свита выходила из положения. Может, грудобедрая секретарша согревала стопку документов своими пышными формами, подолгу высиживая на ней, словно курочка на золотых яичках, потом несла шефу на подпись. Ясно одно, такая придурь и заскоки не рождаются в головах у созидателей. У них другие заботы.

Есть хорошие предпосылки, что словосочетание «эффективный менеджер» как явление, как бесполезная субстанция, как паразитарная сущность испарится, вытравится из нашего сознания. Этот термин, родившийся в эпоху развала, стал нарицательным. Ведь торгуя лицом и гардеробом на презентациях, не добьешься экономической безопасности, не поднимешь ВВП, не накормишь народ. Закупать, как мы сегодня видим, получается не всегда. Могут не продать. Общество трезвеет, особую ценность в его глазах снова, как в советские времена, приобретают люди труда, люди созидания, те, кто создает народные блага и их приумножает. Мы наконец-то начинаем их узнавать, понимать, ценить их вклад в общее дело, осознавать, что без них нашему Союзному пространству просто не выжить. Настало время настоящих управленцев, руководителей, директоров, выделяющихся среди коллег не модным галстуком, а знанием, опытом, талантом.

Встает вопрос, что же делать с «эффективными»? Заводы они строить не умеют, это факт. Патриотическая часть общества остро реагирует на них, предлагая всех выгнать взашей. Однако, как ни крути, экономика России пока завязла на западных стандартах. В современной экономической системе, запутанной сложной, акционерной, необходимы специальные знания. Помочь распутать хитроумный финансовый узел в нашу пользу под силу тем, кто его запутывал, тем самым менеджерам. Они долго варились в прозападном соку, изучили механизмы управления финансами, знают их сильные и слабые стороны, нащупали бреши в хитроумных западных схемах, венчурах, фондовых пузырях. Об использовании буржуазного опыта на благо страны, много писал основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин (некоммунистическими руками строить коммунизм, простой рабочий должен учиться у приказчика и пр.) и это сработало.

Взращенные, обученные на чужих берегах и до сих пор пропитанные западным духом управленцы, бизнесмены все же не потеряны для нашего общего дела и развития. С их отрицательным опытом, хваткой они могут быть полезны в противостоянии с западной гидрой и многие уже нашли свое место в новом мире, который строится на наших глазах. Мы все участники глобальных процессов, жестокого противостояния и вопрос, кому посвятить свою жизнь: родному Отечеству или врагу, новым крестоносцам — далеко не праздный. В Беларуси «люди мира» местного разлива в полной мере проявили себя в событиях 2020 года, грозившими непоправимой катастрофой для государства. Страна выстояла. Сегодня вопреки надеждам Запада, экономики России и Беларуси никак не поддаются их финансовым ударам, санкции не работают. Но все ли «эффективные менеджеры» двумя ногами стоят на родной почве, или они по-прежнему в раскоряку и жаждут перемен? Вопрос обострился в нынешних обстоятельствах, когда весь мир висит на волоске. Как их повернуть лицом к жизни, вернуть не только их тело, но и душу, сознание на родную почву? Может периодически вывозить на посевную или уборочную. Хотя, с урожаем рисковать не стоит. Как бы не накосячили.

Автор: Алексей Синенко

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59