Почему 17 сентября — значимая дата для Православной церкви в Беларуси
Можно по-разному относиться к осенним событиям 1939 года, но это был период, когда воссоединились народы, разделенные несправедливым Рижским договором 1921 года.
Так совпало
В 2023-м 17 сентября совпали две значительные даты, имеющие огромное значение для нашей страны и во многом определившие ее историю.
Это, во-первых, День народного единства. 17 сентября Красная армия вступила на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. Для нас этот поход стал по-настоящему освободительным.
Зачастую мы рассматриваем отдельные исторические события независимо от контекста. В этом случае многое кажется непонятным и нелогичным, что-то подвергается осуждению и отвержению, особенно если нарушается восприятие привычной картины мира. Но в истории ничего не происходит из пустоты и любое событие имеет свои предпосылки.
Вот почему сегодня так важно знать и понимать свою историю. Это значимо и для общества в целом, и для отдельного человека. Необходимо для полноты личностного развития и для психологической и информационной устойчивости в условиях нашего очень непростого времени.
А еще 17 сентября для православных белорусов знаменует 230-летие учреждения Минской епархии. В 1793 году были созданы предпосылки не только для восстановления полноценной церковной жизни нашего народа, это была важнейшая веха на пути национально-культурного возрождения.
Цель — ополячивание
До 1793 года на территории современной Беларуси (да и всей Речи Посполитой) действовала только одна православная епархия с центром в Могилеве. Древние Полоцкая и Туровская епархии давно уже были разгромлены. Большую часть населения насильно перевели в униатство. Представители высшего сословия перешли в католичество и считали себя поляками.
Уния порой представляется как национальная религия белорусов, как конфессия, на основе которой могла развиться подлинно национальная, отличная от русской и польской, культура. Но этот несколько романтический взгляд не имеет ничего общего с исторической действительностью. Источники XVII–XVIII веков, а их тысячи, свидетельствуют о страшных примерах насильственных действий властей Речи Посполитой по отношению к Православной Церкви и православным верующим.
Речь идет не только о злоупотреблениях, а именно о политике государства, которая поставила огромную часть народа вне закона. Смягчение отношения к православию в отдельные периоды не отменяло общей тенденции. Отнимались храмы и монастыри, избивались священнослужители, подвергались унижению и насилию жители городов. Особенно тяжело было крестьянам, которые во всем зависели от своих помещиков.
Но и переход в Унию не означал свободного духовно-религиозного развития. С самого начала Папская курия рассматривала ее как ступень для полного окатоличивания некогда православного населения, а для властей Речи Посполитой Уния была инструментом ополячивания. И само развитие униатской церкви в Речи Посполитой подтверждало эти планы. Первое время она сохраняла православные обряды и богослужение. Но после Замойского собора 1720 г. униатская церковь была окончательно подчинена Риму, а ее обрядовая и богослужебная практика максимально приблизилась к католической.
В то же время нужно помнить, что религиозный и социальный статус униатов в Речи Посполитой всегда оставался крайне низким. Элита не принимала униатство, она прямо переходила в католичество. А поскольку крестьян в этом государстве официально называли холопами (рабами), то, соответственно, и униатство считалось «холопской» верой.
Помни, кто ты
При этом православная вера выживала даже в таких крайне неблагоприятных условиях. На протяжении двух столетий мы наблюдаем борьбу белорусского народа за свою веру. На территории Беларуси всегда сохранялись целые анклавы православия. Например, Могилевщина, Слуцк и его окрестности, Полесье, район вокруг Смолевичей и некоторые другие.
Но даже те, кто был насильно переведен в Унию, помнили о своих православных корнях и с печалью смотрели на процессы, происходившие в их Церкви. Именно в униатской среде зародилось движение, которое и привело к возвращению униатов в православие.
Таким образом, создание Минской епархии знаменовало собой новый период в истории Православной Церкви в Беларуси. Это было началом возрождения, возвращения к нормальному церковному развитию, вместе с которым происходили перемены и в культурной, экономической, социально-политической жизни белорусов.
В 1921 году казалось, что в Западную Белоруссию снова надолго вернулись времена Речи Посполитой вместе с ее политикой полонизации и национального угнетения. Для многих национальная трагедия окончательного разделения тогда была очевидной и неизбежной. Но 17 сентября 1939 года история изменила свой ход. Это стало возможным не только благодаря политическим решениям того периода. За единство белорусского народа долгие столетия боролись наши предки. И во многом духовные условия этого единства были созданы в далеком 1793 году, когда Минск приобрел высокий статус нового епархиального центра. Город стал одной из точек кристаллизации национально-религиозного возрождения. А через 127 лет — столицей нашей Родины…