Почему Шольц был вынужден позвонить Путину
15 ноября состоялся телефонный разговор между федеральным канцлером Германии Олафом Шольцем и президентом России Владимиром Путиным, первый за два с половиной года. Звонок Шольца имеет очень важное значение для самого канцлера и Европейского Союза в целом.
Шольц стал лидером первого государства, поддерживающего Украину, который пошел на контакт с Владимиром Путиным. О том, что Шольц собирается поговорить с президентом России, он информировал СМИ уже давно. Первый раз это произошло в мае 2023 года, когда ВСУ готовились к контрнаступлению, которое впоследствии провалилось, и разговор не состоялся, потому что в нем для германской стороны не было никакого смысла. Шольц надеялся тогда на успех ВСУ на поле боя и на усиление переговорных позиций Украины, поэтому был готов предложить России переговоры. Провал украинского контрнаступления отбил тогда желание канцлера общаться с президентом России.
Разговор прошел в совершенно других геополитических реалиях и в совершенно другой обстановке на поле боя. В Соединенных Штатах на выборах победил Трамп, который выражает готовность усадить Киев и Москву за стол переговоров, а в Германии пройдут досрочные выборы в бундестаг. Шольц решил оставить память о себе как о миротворце, подняв, среди прочего, рейтинг своей партии, позиционируя ее стремящейся к достижению мира, что должно помочь ей на предстоящих выборах. Шольц, как лидер социал-демократов, стремится показать электорату, что его партия противостоит ХДС/ХСС по украинскому вопросу, поскольку лидер христианских демократов Фридрих Мерц высказывается за нанесение военного поражения России.
К тому же стремление к началу переговорного процесса все чаще обсуждается в Евросоюзе. Премьер-министры Венгрии Виктор Орбан и Словакии Роберт Фицо давно являются сторонниками дипломатического урегулирования конфликта. Германия, как лидер Евросоюза, может взять на себя инициативу по установлению мира, перехватив ее у Дональда Трампа, который уже имел контакт с Владимиром Зеленским. Только усилий Германии, и Шольц это понимает, будет недостаточно, но попытку в виде зондирования почвы демонстрирует, причем, не от себя лично или от имени своего государства, а предварительно согласовав свой звонок с Киевом, Вашингтоном, руководством Евросоюза и европейскими столицами.
Если верить обнародованной некоторыми СМИ информации, Владимир Зеленский был категорически против любых контактов Шольца с президентом России.
Понять его можно, Украине контакты Запада с Москвой не выгодны, поскольку Россия в этом случае может выйти из изоляции со стороны Запада, а Киеву сейчас, в виду сложившейся ситуации на фронте и на фоне смены власти в США никакие переговоры не нужны.
Каким было содержательное наполнение переговоров, длившихся около часа, в Москве и Берлине подают различную информацию. Пресс-служба президента России сообщила, что российский лидер напомнил своему собеседнику истоки украинского кризиса. По утверждению президента, эскалация стала результатом агрессивной политики НАТО, создавшей на территории Украины антироссийский плацдарм. При этом было подчеркнуто, что Кремль никогда не отказывался от взаимодействия по любым вопросам со своими западными партнерами.
В случае, если кризис будет развязан дипломатическим путем, договоренности должны исходить из новых территориальных реалий.
Что касается российско-германских отношений, то они, по мнению российского лидера, переживают глубокую деградацию из-за недружественного курса властей ФРГ. Россия, со своей стороны, всегда выполняла взятые на себя обязательства в области энергетики и готова к восстановлению сотрудничества, если оно будет интересно германской стороне.
Пресс-служба канцлера Германии сообщила, что Олаф Шольц осудил действия России в отношении Украины и призвал Владимира Путина вывести войска с ее территории, настаивая на переговорах Москвы с Киевом, предполагающих достижение справедливого и прочного мира, а также заявил о решимости Германии поддерживать Украину столько, сколько потребуется.
Как видим из сообщения пресс-служб, собеседники поговорили, но так и не услышали друг друга, но, несмотря на это, есть надежда, что в дело постепенно вступит дипломатия, импульс которой задал вынужденный звонок Шольца Путину.