Меню

Почему Молдова стала заложником СВО. Инструкция «Как разрушить государство»

Почему Молдова стала заложником СВО. Инструкция «Как разрушить государство»
Фото: с сайта disinfo.md

Румыния с Польшей — главный канал снабжения Украины оружием и топливом. Перекрыть этот канал, а значит, выйти к Одессе и лишить Украину доступа к Черному морю, можно с помощью Молдовы и Приднестровья.

Забегая вперед, скажу, что внутренняя олигархия — главный проводник уничтожения государства.

Виноват ли в этом коварный Запад? Не совсем. Как правило, в жизни любого южного общества есть специфика, которая мешает построению нормального государства (контрабанда, кланы, этническая преступность). Не только Молдова, но и весь юго-восток, Балканы — это бывшие сельские общества, недавно переселенные в города. Они веками имели собственную систему решения вопросов: через кумовство, родственников, связи и коррупцию. Государство в таких условиях может деградировать бесконечно долго и без западной помощи.

Каждая колониальная территория сначала должна развиться — только потом ее начинают доить. Так что до определенного момента западные партнеры, наоборот, оказывают поддержку, консультируют, помогают вести бизнес и выстраивать государственные институты.

В итоге Молдова постепенно пришла к нынешнему состоянию, когда общество в целом против поглощения Румынии и вхождения в НАТО, но им легко управляют с помощью элиты и коррумпированного государства.

Шаг 1. Голосуем за националистов и поднимаем языковой вопрос

Чтобы не стать добычей сильных мира сего, нужно постоянно укреплять власть. Однако в 90-х все СНГ представляло собой слабые парламентские республики, лишь спустя 8-10 лет появилось то, что мы называем президентской вертикалью. Но появилось далеко не везде.

В Молдове централизации власти мешала гражданская война. Сначала сильное влияние имели националисты, которых избирали еще в Верховный Совет Молдавской ССР. Все они качали тему независимости, но по факту действовали в интересах Румынии. И когда молдавское общество (а это русские, гагаузы, болгары, украинцы) начало сопротивляться румынским националистам, конфликт попытались решить нахрапом, бросив на Приднестровье войска.

Неудачная для Кишинева война заморозила раскол в обществе и на какое-то время отстранила румынских националистов от руля. Тогда на сцену вышли сельскохозяйственная группа и бывшая номенклатура, которая видела в независимости перспективу личного обогащения. На волне антирумынских настроений к управлению страной возвращаются коммунисты во главе с Владимиром Ворониным, но при этом система власти консервируется на уровне Верховного Совета 1990-х и не развивается.

Шаг 2. Сохраняем слабую парламентскую власть

Если в Беларуси в это же время удалось провести референдумы, создать президентскую республику, вертикаль и Союзное государство с Россией, то в Молдове наблюдалась иная картина: победил Верховный Совет, были ликвидированы прямые выборы президента и не провели ни одного референдума. Ради своих интересов элита затянула кризис власти и оставила страну парламентской.

В 2003-м Россией был предложен «план Козака» (по фамилии тогдашнего и, кстати, нынешнего замглавы Администрации президента России), подразумевавший создание общей федерации с Молдовой и Приднестровьем. План долго согласовывали, но президент Воронин в итоге отказался его подписывать. Формальной причиной стал военный конфликт, а реальной — желание выстроить и максимально продлить режим личной власти.

Одновременно внутри парламентской системы вырастают новые собственники, для чего банкротятся государственные монополии: связь, табачное производство, газотранспортная магистраль, государственные банки, нефтепроводы, железные дороги. По классической схеме убытки вешали на государство и затем выкупали предприятия за копейки.

Шаг 3. Передаем управление олигархии и ОПГ

Так в Молдове появляется местная олигархия, первой скрипкой которой стал Влад Плахотнюк (тот, кто вплоть до 2020-го единолично управлял Молдовой). До определенного момента он был связан с Ворониным, но в дальнейшем захотел большей самостоятельности. И олигархическая власть из теневой стала открыто мафиозной.

Во время твиттер-революции, кроме парламента, сгорел и оригинал Декларации о независимости Молдовы, что очень символично

В 2009-м в Молдове происходит так называемая твиттер-революция, когда был сожжен парламент страны, а действиями протестных групп на улице впервые руководили через социальные сети. Воронин не смог ничего сделать с протестом и ушел в отставку.

Глобальная рыбалка Штатов на «соросят»: Санду — мормышка, улов — Молдавия. Рисунок Антона Островского

Шаг 4. Затягиваем внешних игроков, чтобы решить свои проблемы

После ухода Воронина на досрочных парламентских выборах формируется новый альянс — «За европейскую интеграцию», а на сцену выходит Либеральная партия, купленная Плахотнюком и созданная за полгода до смещения Воронина. Страну разделили между собой олигархи и румынские националисты.

Что касается политической власти, то сначала новый хозяин страны, Плахотнюк, был вынужден конкурировать с национал-демократами, а потом сожрал противников. В стране устанавливается режим личной власти.

Между тем румынские националисты, помня неудачу в Приднестровье, тихо разлагают государство изнутри и точечно ведут захват постов. При Плахотнюке молдавская армия начала подчиняться румынскому генштабу, а румынские внутренние войска по двустороннему договору теперь могут законно использоваться на территории Молдовы.

Интересно и то, что Плахотнюк и Порошенко были близкими друзьями. Постепенно с Украиной формируется единое криминальное и коррупционное пространство, применяются одинаковые незаконные схемы рейдерства и вывода денег.

Шаг 5. Вам говорят спасибо. Уезжаем из страны по команде посольства США

И все было бы хорошо, но Плахотнюк слишком усилился, обнаглел и пал жертвой сговора, казалось бы, несовместимых сил. В 2019-м организуются парламентские выборы, в ходе которых голоса делятся примерно одинаково на прозападные, пророссийские и олигархические. И тогда против Плахотнюка резко объединяются интересы трех внешних игроков — ЕС, России и США. Западу требовались более управляемые фигуры, а Россия поставила на Додона.

И тут свое слово сказали американские хозяева. Плахотнюка вызвали в посольство США и предъявили ультиматум, после которого тот через 4 часа бежал из страны. У власти же оказалась несовместимая «румынско-российская группа». С одной стороны, президентом остался Игорь Додон, с другой стороны начала восходить звезда Майи Санду.

Почему у Додона не получилось взять власть несмотря на симпатии большинства? Пост президента в расколотой стране — это «расстрельная» должность. Человек должен быть президентом ВСЕЙ страны, поэтому приходится идти на компромиссы. Постепенно происходит разочарование в нем основного электората. На Украине эту проблему решают физическим уничтожением нелояльных элементов, но в Молдове (да и в любой нормальной стране) такое невозможно.

Шаг 6. Власть берут «соросята»

Воспользовавшись ситуацией, западная группа начала «борьбу с коррупцией» и привела к власти Майю Санду. Это политик нового типа, полностью выращенный в среде американских НКО Сороса. Она имеет набор подходящих, истинно «прозападных» качеств (гражданка Румынии, нет детей, никогда не была замужем, связана с ЛГБТ), к которым добавляются управленческие навыки: закончила американский институт и работала в структурах Всемирного банка, в том числе в Вашингтоне. Это полностью управляемая фигура, которой нужно было создать рекламу под выборы и вложить в рот нужные тезисы.

Как Санду удалось победить на президентских выборах? Во-первых, Молдова — парламентская республика, а значит, основной властью там обладает конституционный суд, в котором большинство судей (внимание!) — граждане Румынии. Эти люди могут в любой момент отменить любые решения исполнительной власти и президента (что они и делали в отношении Додона, не давая ему работать). Во-вторых, сработала специфика молдавских выборов: низкая явка, отчуждение народа от власти, появление новой, подставной, партии. Кроме того, реальный контроль над экономикой — у олигархии. В результате Додон остался с противником практически один на один.

Недопустимый класс виджетов . Убедитесь, что виджет активирован в SiteOrigin Widgets.

Какие выводы надо сделать Беларуси?

Румыния — это слабое и бедное государство по меркам Евросоюза. Однако в условиях СВО это ключевой партнер США в противостоянии с РФ. А значит, перед нами коллективный противник, который под видом снабжения Украины решает собственные задачи.

Молдавские спецслужбы сегодня работают под румынским контролем. Они шпионят против РФ и не скрывают своей антироссийской направленности. Также румыны открыто «покупают» молдавскую интеллигенцию и элиту, предоставляя им паспорта.

Внешняя политика Румынии заключается в том, чтобы уничтожить молдавское государство и выкачать оттуда трудовые и экономические ресурсы. «Несогласные» регионы вроде Гагаузии и Приднестровья должны быть задавлены экономически и обезлюжены. «Переварить» эти территории румыны не могут, а потому пытаются нанести максимальный экономический ущерб региону, в том числе вроде бы союзной Украине. Цена вопроса — востребованность румынских портов и контроль входа из Черного моря в Дунай. В итоге на фоне разрушенной Молдовы и Украины даже слабая Румыния будет выглядеть привлекательной страной.

Внимательный читатель мог заметить, что то же самое пытается делать Польша в отношении нас. Польша и Румыния, каждая на своем направлении, занимаются колонизацией и при поддержке США работают с нами, как с туземцами. На практике это означает развал государственности (включая МВД, армию, разведку), как уже было в 1990-е, а взамен — развитие парламентаризма и СМИ, то есть много говорильни о свободе и демократии.

Понятно, что нормальный способ развития — это укрепление государства. Но проблема в том, что, хотя все мы вышли из СССР, общества бывших союзных республик до сих пор находятся на разных стадиях социального развития. И противник очень умело использует местную специфику, чтобы не допустить создания новых интеграционных образований на постсоветском пространстве.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59