Меню
Мядельский райисполком

Почему Молдова стала заложником СВО. Инструкция «Как разрушить государство»

протесты Молдова
Фото: с сайта disinfo.md

Румыния с Польшей — главный канал снабжения Украины оружием и топливом. Перекрыть этот канал, а значит, выйти к Одессе и лишить Украину доступа к Черному морю, можно с помощью Молдовы и Приднестровья.

Забегая вперед, скажу, что внутренняя олигархия — главный проводник уничтожения государства.

Виноват ли в этом коварный Запад? Не совсем. Как правило, в жизни любого южного общества есть специфика, которая мешает построению нормального государства (контрабанда, кланы, этническая преступность). Не только Молдова, но и весь юго-восток, Балканы — это бывшие сельские общества, недавно переселенные в города. Они веками имели собственную систему решения вопросов: через кумовство, родственников, связи и коррупцию. Государство в таких условиях может деградировать бесконечно долго и без западной помощи.

Каждая колониальная территория сначала должна развиться — только потом ее начинают доить. Так что до определенного момента западные партнеры, наоборот, оказывают поддержку, консультируют, помогают вести бизнес и выстраивать государственные институты.

В итоге Молдова постепенно пришла к нынешнему состоянию, когда общество в целом против поглощения Румынии и вхождения в НАТО, но им легко управляют с помощью элиты и коррумпированного государства.

Шаг 1. Голосуем за националистов и поднимаем языковой вопрос

Чтобы не стать добычей сильных мира сего, нужно постоянно укреплять власть. Однако в 90-х все СНГ представляло собой слабые парламентские республики, лишь спустя 8-10 лет появилось то, что мы называем президентской вертикалью. Но появилось далеко не везде.

В Молдове централизации власти мешала гражданская война. Сначала сильное влияние имели националисты, которых избирали еще в Верховный Совет Молдавской ССР. Все они качали тему независимости, но по факту действовали в интересах Румынии. И когда молдавское общество (а это русские, гагаузы, болгары, украинцы) начало сопротивляться румынским националистам, конфликт попытались решить нахрапом, бросив на Приднестровье войска.

Неудачная для Кишинева война заморозила раскол в обществе и на какое-то время отстранила румынских националистов от руля. Тогда на сцену вышли сельскохозяйственная группа и бывшая номенклатура, которая видела в независимости перспективу личного обогащения. На волне антирумынских настроений к управлению страной возвращаются коммунисты во главе с Владимиром Ворониным, но при этом система власти консервируется на уровне Верховного Совета 1990-х и не развивается.

Шаг 2. Сохраняем слабую парламентскую власть

Если в Беларуси в это же время удалось провести референдумы, создать президентскую республику, вертикаль и Союзное государство с Россией, то в Молдове наблюдалась иная картина: победил Верховный Совет, были ликвидированы прямые выборы президента и не провели ни одного референдума. Ради своих интересов элита затянула кризис власти и оставила страну парламентской.

В 2003-м Россией был предложен «план Козака» (по фамилии тогдашнего и, кстати, нынешнего замглавы Администрации президента России), подразумевавший создание общей федерации с Молдовой и Приднестровьем. План долго согласовывали, но президент Воронин в итоге отказался его подписывать. Формальной причиной стал военный конфликт, а реальной — желание выстроить и максимально продлить режим личной власти.

Одновременно внутри парламентской системы вырастают новые собственники, для чего банкротятся государственные монополии: связь, табачное производство, газотранспортная магистраль, государственные банки, нефтепроводы, железные дороги. По классической схеме убытки вешали на государство и затем выкупали предприятия за копейки.

Шаг 3. Передаем управление олигархии и ОПГ

Так в Молдове появляется местная олигархия, первой скрипкой которой стал Влад Плахотнюк (тот, кто вплоть до 2020-го единолично управлял Молдовой). До определенного момента он был связан с Ворониным, но в дальнейшем захотел большей самостоятельности. И олигархическая власть из теневой стала открыто мафиозной.

Во время твиттер-революции, кроме парламента, сгорел и оригинал Декларации о независимости Молдовы, что очень символично

В 2009-м в Молдове происходит так называемая твиттер-революция, когда был сожжен парламент страны, а действиями протестных групп на улице впервые руководили через социальные сети. Воронин не смог ничего сделать с протестом и ушел в отставку.

Глобальная рыбалка Штатов на «соросят»: Санду — мормышка, улов — Молдавия. Рисунок Антона Островского

Шаг 4. Затягиваем внешних игроков, чтобы решить свои проблемы

После ухода Воронина на досрочных парламентских выборах формируется новый альянс — «За европейскую интеграцию», а на сцену выходит Либеральная партия, купленная Плахотнюком и созданная за полгода до смещения Воронина. Страну разделили между собой олигархи и румынские националисты.

Что касается политической власти, то сначала новый хозяин страны, Плахотнюк, был вынужден конкурировать с национал-демократами, а потом сожрал противников. В стране устанавливается режим личной власти.

Между тем румынские националисты, помня неудачу в Приднестровье, тихо разлагают государство изнутри и точечно ведут захват постов. При Плахотнюке молдавская армия начала подчиняться румынскому генштабу, а румынские внутренние войска по двустороннему договору теперь могут законно использоваться на территории Молдовы.

Интересно и то, что Плахотнюк и Порошенко были близкими друзьями. Постепенно с Украиной формируется единое криминальное и коррупционное пространство, применяются одинаковые незаконные схемы рейдерства и вывода денег.

Шаг 5. Вам говорят спасибо. Уезжаем из страны по команде посольства США

И все было бы хорошо, но Плахотнюк слишком усилился, обнаглел и пал жертвой сговора, казалось бы, несовместимых сил. В 2019-м организуются парламентские выборы, в ходе которых голоса делятся примерно одинаково на прозападные, пророссийские и олигархические. И тогда против Плахотнюка резко объединяются интересы трех внешних игроков — ЕС, России и США. Западу требовались более управляемые фигуры, а Россия поставила на Додона.

И тут свое слово сказали американские хозяева. Плахотнюка вызвали в посольство США и предъявили ультиматум, после которого тот через 4 часа бежал из страны. У власти же оказалась несовместимая «румынско-российская группа». С одной стороны, президентом остался Игорь Додон, с другой стороны начала восходить звезда Майи Санду.

Почему у Додона не получилось взять власть несмотря на симпатии большинства? Пост президента в расколотой стране — это «расстрельная» должность. Человек должен быть президентом ВСЕЙ страны, поэтому приходится идти на компромиссы. Постепенно происходит разочарование в нем основного электората. На Украине эту проблему решают физическим уничтожением нелояльных элементов, но в Молдове (да и в любой нормальной стране) такое невозможно.

Шаг 6. Власть берут «соросята»

Воспользовавшись ситуацией, западная группа начала «борьбу с коррупцией» и привела к власти Майю Санду. Это политик нового типа, полностью выращенный в среде американских НКО Сороса. Она имеет набор подходящих, истинно «прозападных» качеств (гражданка Румынии, нет детей, никогда не была замужем, связана с ЛГБТ), к которым добавляются управленческие навыки: закончила американский институт и работала в структурах Всемирного банка, в том числе в Вашингтоне. Это полностью управляемая фигура, которой нужно было создать рекламу под выборы и вложить в рот нужные тезисы.

Как Санду удалось победить на президентских выборах? Во-первых, Молдова — парламентская республика, а значит, основной властью там обладает конституционный суд, в котором большинство судей (внимание!) — граждане Румынии. Эти люди могут в любой момент отменить любые решения исполнительной власти и президента (что они и делали в отношении Додона, не давая ему работать). Во-вторых, сработала специфика молдавских выборов: низкая явка, отчуждение народа от власти, появление новой, подставной, партии. Кроме того, реальный контроль над экономикой — у олигархии. В результате Додон остался с противником практически один на один.

Майя Санду

Какие выводы надо сделать Беларуси?

Румыния — это слабое и бедное государство по меркам Евросоюза. Однако в условиях СВО это ключевой партнер США в противостоянии с РФ. А значит, перед нами коллективный противник, который под видом снабжения Украины решает собственные задачи.

Молдавские спецслужбы сегодня работают под румынским контролем. Они шпионят против РФ и не скрывают своей антироссийской направленности. Также румыны открыто «покупают» молдавскую интеллигенцию и элиту, предоставляя им паспорта.

Внешняя политика Румынии заключается в том, чтобы уничтожить молдавское государство и выкачать оттуда трудовые и экономические ресурсы. «Несогласные» регионы вроде Гагаузии и Приднестровья должны быть задавлены экономически и обезлюжены. «Переварить» эти территории румыны не могут, а потому пытаются нанести максимальный экономический ущерб региону, в том числе вроде бы союзной Украине. Цена вопроса — востребованность румынских портов и контроль входа из Черного моря в Дунай. В итоге на фоне разрушенной Молдовы и Украины даже слабая Румыния будет выглядеть привлекательной страной.

Внимательный читатель мог заметить, что то же самое пытается делать Польша в отношении нас. Польша и Румыния, каждая на своем направлении, занимаются колонизацией и при поддержке США работают с нами, как с туземцами. На практике это означает развал государственности (включая МВД, армию, разведку), как уже было в 1990-е, а взамен — развитие парламентаризма и СМИ, то есть много говорильни о свободе и демократии.

Понятно, что нормальный способ развития — это укрепление государства. Но проблема в том, что, хотя все мы вышли из СССР, общества бывших союзных республик до сих пор находятся на разных стадиях социального развития. И противник очень умело использует местную специфику, чтобы не допустить создания новых интеграционных образований на постсоветском пространстве.

Майя Санду
Выборы в Гагаузии
Дзержинский РИК
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59