Мальками кумжи зарыбили реку Нарочанка в Вилейском районе
В Вилейском районе сотрудники национальной Академии наук провели зарыбление реки особями краснокнижной форели.
18 мая на берегу реки Нарочанка встретились, чтобы сделать важное дело для экосистемы водотоков района, сотрудники Национальной академии Беларуси, Вилейской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, управления по сельскому хозяйству Вилейского райисполкома, Мядельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ.
Кумжа, или проходная (морская) форель, занесена в Красную книгу Беларуси. Этот вид рыбы всегда водился в здешних местах, но вследствие деятельности человека ее численность упала. Это связано с браконьерством и строительством плотин.
Чтобы выбрать подходящее место для зарыбления, сотрудники НАН Беларуси предварительно объезжали побережье реки Нарочанка. Основными критериями являлись рельеф дна, обеспеченность воды кислородом, а также ее температура. Эти параметры определяются с помощью специального прибора — термооксиметра.
— Особей производителей этого вида мы выловили осенью в Островецком районе, затем оплодотворяли икру, которая была заложена в специальные гнезда. Часть из них мы поставили в реке, где она естественным образом проинкубировалась, и весной личинка ушла из гнезд в реку. А вторую часть мы отвезли в рыбопитомник «Скок», который находится в Мядельском районе. Там была проведена огромная работа по ее подращиванию, — рассказал корреспонденту «МП» Алексей Полетаев — научный сотрудник лаборатории ихтиологии ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам».
Он рассказал, что после выпуска мальки форели растут до трех лет в реке, а затем по Вилии рыба уходит в Балтийское море и через несколько лет возвращается снова в Беларусь на нерест.
Рыба возвращается в тот водоток, где она вышла из икры. То есть после путешествия в Балтийское море часть особей вернется именно в реку Нарочанку. До конца еще не изведано, как рыба запоминает химический состав воды, но это правда.
— Я считаю это мероприятие нашим успехом. Чтобы вырастить из икринок мальков рыбы мы проделываем очень много манипуляций. Сегодня в реку выпущено порядка 100 особей. Зарыбление имеет природоохранную значимость, ведь мы увеличиваем количество рыбы в реках Беларуси, — сказал директор рыбопитомника «Скок» Александр Денисевич.
— Уникальность сегодняшнего события в том, что мы впервые адаптировали к условиям цеха рыбопитомника технологию получения малька. Мы можем не только закладывать икру в реку, чтобы она естественным образом развивалась, но и привезти ее в цех, получить личинку для подращивания и затем выпустить в природную среду обитания. Как показывают исследования, в естественных условиях процент оплодотворения рыбьей икры ниже. Все действия по искусственному оплодотворению повышают процент выхода личинки. Мы помогаем увеличить численность популяции редкой форели быстрее, чем она может восстановиться самостоятельно. Это естественный кирпичик в нашей экосистеме и его нельзя убирать, — пояснила научный сотрудник института генетики и цитологии НАН Беларуси лаборатории генетики животных Нина Балашенко.
Сотрудники Академии наук рассказали, что Вилия — единственная из всех рек в Беларуси, по которой возможен заход проходных рыб из моря, поскольку она не перекрыта плотиной, как другие наши реки. В далекой перспективе при достижении определенного количества особей данный вид может быть исключен из Красной книги.
Белорусская популяция кумжи уникальна, так как в ее генетическую структуру никто не вмешивался. Задача ученых — приумножить количество, не испортив генетику, поэтому для восстановления численности кумжи используется только рыба, пойманная в реках Беларуси.
По окончании всей процедуры факт зарыбления официально удостоверили подписанием акта.