Насколько эффективно онлайн-образование? Разобрали все «за» и «против»
Современные технологии стремительно меняют все сферы нашей жизни, и образование не исключение. Еще не так давно онлайн и дистанционный формат получения образования были чем-то экзотическим, сегодня же это предмет обыденности.
Согласно статистике, во всем мире наблюдается общий рост электронного обучения, и он не собирается останавливаться. По меньшей мере 60% интернет-пользователей хоть раз в жизни занимались в таком формате. Примерно 80% компаний и 50% студентов учебных заведений использовали платформу подобного обучения.
Но насколько эффективен такой метод? Действительно ли он открывает новые горизонты или таит в себе подводные камни?
Со школьных лет запомнились слова учителя математики, который при любой удобной ситуации убеждал наш класс: после окончания школы и университета человек не перестает учиться. Это непрерывный процесс, который длится всю жизнь. И педагог оказался прав. Хочешь быть специалистом в своей сфере — будь готов учиться. Во взрослом возрасте дополнительные знания редко когда можно получать посредством привычных всем лекций, и тогда на помощь приходит обучение онлайн либо дистанционно. К слову, такие форматы практикуются также студентами, получающими степень бакалавра. Особенно популярными они были в период пандемии коронавируса.
«Электронное обучение занимает на 40–60% меньше времени для сотрудников и студентов, чем обычное обучение».
С одной стороны, онлайн-формат предлагает беспрецедентную свободу: человек может учиться в любое время и в любом месте, выбирать из огромного разнообразия курсов и программ наиболее подходящий для себя, экономить деньги и время. Все это делает образование доступным для всех пользователей Интернета. С другой стороны, онлайн-обучение имеет свои недостатки. Среди них — отсутствие общения с преподавателем в том количестве, в котором оно было бы во время встреч вживую, риск технических сбоев, а у некоторых учеников препятствием на пути к успеху могут быть и вовсе трудности с самомотивацией и дисциплиной.
Примерно так же обстоят дела и с дистанционным обучением. Только здесь видеолекции, интерактивные задания, форумы для обсуждения полученной информации могут сочетаться и с традиционными встречами с преподавателем.
При этом недостаток личного общения между студентом и преподавателем, как и при онлайн-обучении, может привести к неполному пониманию и усвоению учебного материала. Эффективность обучения во многом зависит от самостоятельности, навыков и самосознания обучающегося, а это требует регулярной строгой самодисциплины, которую некоторым трудно поддерживать в домашних условиях. Для доступа к образовательным материалам необходим постоянный Интернет и наличие компьютера, что тоже может быть не всегда доступно для всех.
Из недочетов можно отметить, что из-за недостаточной квалификации некоторых специалистов обучающие программы могут быть некачественно разработаны. Кроме того, не всегда можно отследить, насколько ученик действительно сам справляется с заданиями или получает помощь извне. Отсутствие постоянного контроля и личного взаимодействия с преподавателем порой демотивируют ученика. К тому же, если долгое время он не может разобраться с темой, это может привести к потере интереса к учебе и, в конечном счете, к выгоранию.
Согласно средним оценкам мировых образовательных систем, электронный формат получения образования примерно в 2 раза дешевле традиционных форм образования.
Несмотря на все преимущества и недостатки электронного обучения, важно помнить о его главной цели. Он реализует два ключевых принципа современного образования: делает знания доступными для всех желающих и позволяет учиться на протяжении всей жизни. Но это тот формат, который нам еще надо осваивать и развивать.