Йемен: как пираты перекрыли судоходство в Красном море и вызвали США на унизительные переговоры
Уже неделю американцы проводят морскую операцию в Йемене, но как-то вяло. После ракетного обстрела против страны решили ввести санкции — впрочем, понятие «страна» в отношении Йемена весьма условно. Местность разделена на три зоны контроля, и США бомбят одну из них. Проследить, кому что продается внутри, не сможет даже МОССАД.
Чуть позже всплыли детали операции. Оказывается, с хуситами вели переговоры при посредничестве Омана: обещали признать группировку законным правительством в обмен на «смягчение» нападений в Красном море. Это, так сказать, добрым молодцам урок — американцам совершенно плевать, кто контролирует территорию, лишь бы их интересы временно соблюдались. Собственно, это все, что надо знать о демократии и правах человека: вчера вы почти признанное западом правительство, а сегодня — террористы.
При этом специалисты гадают, как маленькая и разрушенная бесконечной войной страна смогла перекрыть судоходство в Красном море. А разгадка в том, что хуситы творчески переработали опыт младших братьев из Сомали. Там государства тоже как бы нет (а есть 9 зон контроля), однако черные парни неплохо справлялись даже с флотами США.
Культурный обмен
В нашей сухопутной культуре пираты — это что-то благородное и романтичное, из книжек и фильмов. Страны запада, однако, сталкивались с явлением почти 500 лет, и выработали соответствующее отношение к нему: пойманных пиратов обливали дегтем, прибивали железной арматурой к столбам и заживо высушивали, после чего трупы выставляли на обозрение для профилактики. Слово «пират» в западной культуре не имеет никакой положительной окраски, кроме разве что известных фильмов с Джонни Деппом. Поэтом у русских отношение к явлению значительно мягче (как и у пиратов к русским). А вот белого западного человека на морских путях не ждет ничего хорошего.
Сомали и Йемен объединяет удобное расположение (Африканский Рог, Северо-запад Африки), что позволяет с юга и севера контролировать Красное море и Суэцкий канал, где ежемесячно проходит 15% мирового грузопотока из Азии и Индии в Европу, а также идущие в обход Африки арабские супертанкеры с миллионами тонн нефти. При этом не сказать, что сомалийцы как-то особенно плохи. Просто жизнь так устроена, что если у вас 40 лет не прекращается гражданская война, то ваши ресурсы будут грабить уважаемые соседи, а вам самим будет негде работать.
Западные страны долгое время пользовались тем, что у Сомали десятилетиями отсутствовала береговая охрана, и страна стала настоящим заповедником браконьерства. Местную рыбу вылавливали тралами, убивая все живое на грунте, а особо отметились, конечно же, европейцы и японцы. В какой-то момент рыба у берегов Сомали полностью исчезла, а сомалийские рыбаки остались один на один с собственными лодками.
Дальше начала работать нехитрая коммерческая схема:
- Выбрать западное судно побогаче
- Незаметно подплыть на резиновой лодке
- Угрожая оружием, захватить команду
- Отогнать корабль в одну из бухт Сомали
- Получить выкуп
Но просто бывает только в книжках. Поскольку по океану плывут миллионы долларов, тут же началась гонка снаряда и брони. Грузопоток отогнали на отдаление от берега, вне радиуса досягаемости абордажных скоростных лодок, и тогда сомалийцы начали создавать плавучие базы — гражданские корабли с запасом ГСМ, еды и воды на пути следования сухогрузов. Абордажные лодки курсируют от одной базы к другой, и это позволяет размещать пиратскую сеть на значительном отдалении от берега. Если такие базы и лодки проверяют военные патрули, все оружие просто скидывают за борт, и получается, что никто ничего не нарушает.
Второй момент — огромные прибыли страховых компаний. С пиратами оказалось гораздо выгоднее вяло бороться (примерно как США сейчас воюют с Йеменом), чем окончательно победить явление. Поэтому получилось так, что ООН, американцы и британцы ничего не могут сделать с командами на моторных лодках, вооруженными как попало.
Принято грубо считать, что пираты нападают на 1 корабль из 100-200 (а в день мимо Сомали проходит несколько сотен кораблей). При этом груз и команду обычно не трогают (люди по инструкции сами закрываются в комнате-сейфе), судно не топят, поэтому страховая часть идет на выкуп и погашение логистической задержки. Что оказалось гораздо дешевле для судовладельцев, чем нанимать военных и сажать их на каждый корабль, вооружать команду (что незаконно) либо создавать конвои, как во время Второй мировой войны.
При этом побережье Сомали — это три тысячи километров, патрулировать которые невозможно даже силами военных. Плюс ко всему, далеко не в каждой лодке сидят пираты, в прибрежных водах полно мирных рыбаков. И если первые скинут стволы за борт, то ничем не будут отличаться от вторых.
В бой идут одни ЧВК
При желании сильные мира сего могли мириться и с йеменцами. Но Йемену угрожают как раз-таки силовым вариантом — оккупацией и интервенцией. В Сомали так тоже делали, причем неоднократно и неудачно, что явно воодушевило руководство Йемена.
Сразу скажем, что американцев хорошо знают и любят в любой стране Африки, Азии и Ближнего Востока. Но в отдельных странах народная любовь достигает таких высот, откуда падают даже «Черные ястребы». На данную тему был снять одноименный художественный фильм про события в Могадишо в 1992 году, где американцы решили навести порядок одним ударом, обезглавив самую сильную в стране группировку. Установить контроль не получилось, но местного лидера генерала Айдида в итоге убили, после чего страна вернулась в хаос гражданской войны, так как ни одна группа больше не могла достаточно усилиться. И постепенно местное светское руководство вытеснили группировки, связанные с Аль-Каидой — за счет большой внешней поддержки. Так Сомали превратилась в базу для радикального ислама, за что спасибо надо сказать, опять же, США. На данный момент страну контролирует суннитская группировка Аш-Шабааб (примерно переводится как «молодежное движение»). Это африканский филиал Аль-Каиды, и финансовую помощь им оказывают, сюрприз, Саудовская Аравия, Йемен и те самые сомалийские пираты.
Тем не менее, опыт интервенции в Сомали был признан неудачным (установить контроль не удалось, а потратили огромные ресурсы, перебросив туда 75 тысяч военных). Операция принесла ущерб престижу США, а в политике появилось словосочетание «сомалийский синдром» по аналогии с «вьетнамским синдромом». Западному обществу стало непонятно, за что их граждане умирают в малоизвестной стране, и тему Сомали постепенно замели под ковер.
Но не Штатами едиными живы военные операции. В игру вступили шейхи ОАЭ – правящая династия Аль-Нахайан, которая очень переживала за собственные нефтяные супертанкеры. Шейхи выделили денежку американскому специалисту Эрику Принсу (более известен, как создать ЧВК BlackWater), который собрал частную армию наемников по типу тех, что сегодня вербуются на Украину, от Колумбии до стран Европы и США. Частную армию бросили в береговую провинцию Пунтленд с населением в 1,5 миллиона человек, где была проведена зачистка прибрежных пиратских баз. С тех пор центр африканского пиратства переехал в Гвинейский залив Западной Африки, где происходит все то же самое, что происходило в Сомали. А так как из-за обострения войны в Йемене весь грузопоток пошел именно через Западную Африку, местные пираты наверняка потирают ручонки. Как пелось в известной пиратской песне, нормальные герои всегда идут в обход.
Ну а что же Йемен? Воевать по американской схеме «авиация против папуасов» там не получится из-за иранского оружия. Байден явно боится нового непопулярного конфликта а-ля Сомали-2, который к выборам может закончиться очередным падением «Черного ястреба», поэтому с хуситами ведут закрытые переговоры через посредников, о чем те с удовольствием рассказывают всему миру, унижая США. Очевидно и то, что оружия для масштабной наземной операции сейчас нет (все мыслимые лимиты отстреляны на Украине и в Палестине), поэтому остается только грозить ракетными атаками с моря. Хуситам к такому не привыкать: они уже пережили интервенцию арабской коалиции, и переживут как минимум дедушку Байдена.