Меню

Обстоятельства и дорога: как они вместе влияют на жизнь людей

ДТП Смолевичи
Фото: из архива «Минской правды», Вячеслав Цуранов

О жуткой аварии, которая произошла в понедельник в 15:00 на 9-м км автодороги Р69 (Смолевичи — Шацк), известно уже всем. Еще бы. Не каждый день в стране происходит лобовое столкновение грузового автомобиля МАЗ с маршрутным такси, в результате которого 11 человек погибает. А еще десяток попадает в больницу.

ДТП Смолевичи

— Это крупнейшая авария в истории современной независимой Беларуси, — пафосно отметили СМИ (надо полагать, погибшие и пострадавшие должны этим гордиться), для чего-то подчеркнув, что массовое ДТП произошло именно «в независимой Беларуси». Видимо, есть какие-то различия между гибелью людей в стране «зависимой» и «независимой».

Как по мне, так мы очень даже зависимы. И речь в данном случае — не о ценах на энергоносители или рынках сбыта. Она (речь) — об обстоятельствах, от которых мы зависим, в какой бы независимой стране ни проживали. Включая Беларусь.

Более 173 млн пассажиров перевезли автомобильным пассажирским транспортом в 1980 году в Минской области. И этот поток возрастал из года в год вплоть до «обретения независимости»: 1985 год — более 191 млн человек, 1990 — более 259.

В прошлом, 2022 году, пассажирским транспортом области было перевезено 102 млн пассажиров. Обстоятельства за эти десятилетия так сложились…

С другой стороны, несмотря на более чем двукратное падение пассажиропотока в регионе, количество перевозчиков в области постоянно и неуклонно возрастало. То есть, если в 1980 и 1990 годах такой перевозчик был по сути один (государственный с ЛАЗами и ИКАРУСами, со временем замененными на МАЗы), то сегодня таких — десятки. Если быть точнее, то — 104. Именно такое количество частных транспортных предприятий заключило договор с «Миноблпассажиртрансом» на перевозку. Но в реальности перевозчиков (включая «неофициальных») — больше. То есть считать надо «по обстоятельствам». А ставить по контролеру на каждую маршрутку — нереально.

При этом сетовать на то, что частники не соблюдают положенные для их авто регламенты по ТО, не имеет смысла. Потому что никто из этих многочисленных транспортных ЧТУП не желает однажды лишиться лицензии на перевозку пассажиров из-за ненадлежащего технического состояния транспорта (а то и вообще лишиться жизни). В том числе и предприятие, чья машина попала в тот злополучный день в аварию. Не сложилось. Потому что обстоятельства так сложились…

ДТП Смолевичи

Что у нас там дальше? Скоростной режим?

На превышение скорости сетовать тоже не стоит. GPS-оборудование, установленное в маршрутках, отслеживает в реальном времени скорость, с которой машины двигаются, и обязательно зафиксирует, какая привела к аварии. Навигаторы пригородных маршруток, кстати, отслеживаются все тем же «Миноблпассажиртрансом»…

Может, стоит обратить внимание на количество пассажиров в салоне? Мол, если в обычном МАЗе прямо сказано про «количество мест для сидения» и «общую вместимость пассажиров в салоне», то в маршрутках, по нашему законодательству, количество пассажиров, как правило, не должно превышать количества мест для сидения. Но логика здесь получается какая-то завиральная: чем меньше в салоне авто людей, тем меньше их может пострадает (гипотетически), в случае аварии. При этом техпаспорт микроавтобусов «Ситроен», в зависимости от вида, позволяет перевозить в салоне от 16 до 22 пассажиров, предполагая также 6 мест — «стоячих». Потому что во время лобового столкновения маршрутки с МАЗом и стоячим пассажирам, и сидячим, все едино, так как машина складывается практически в гармошку. Тут и ремни безопасности не помогут (а могут и помешать). Потому что, когда на узкой дороге встречаются машины разных «весовых категорий», — это тоже обстоятельство. Понятно, при столкновении автобуса «МАЗ» с одноименным грузовиком весовые категории машин будут сопоставимы. Но на танк, ради безопасности на дороге, в мирное время никто нигде не пересаживается.

Более того. Обстоятельства складываются таким образом, что на пригородном и междугороднем направлениях автобусов «МАЗ» мы видим все меньше, а маршруток (микроавтобусов) — все больше. И данное обстоятельство продиктовано, как правило, самими пассажирами: на маршрутках не только быстрее можно добраться из условного пункта А в пункт Б, но они еще и дешевле…

***

Гадать на тему обстоятельств можно бесконечно. Ничего не должно исключаться. Дорожный, технический и погодный фактор. И еще есть — человеческий. Каждый из них и все вместе они запросто могли создать обстоятельство непреодолимой силы.

СК

«Следствие изучит все обстоятельства происшествия». К сожалению, данный слоган не вернет всех тех, чья жизнь оборвалась из-за сложившихся обстоятельств…

Хроника страшных белорусских ДТП:

  • 28 июля 2013 года в Оршанском районе столкнулись российский и украинский автомобили. В результате ДТП погибли 9 человек, 10 — госпитализированы с травмами различной степени тяжести;
  • 7 июля 2019 года под Белоозерском водитель внедорожника Mercedes не справился с управлением, в результате чего автомобиль на скорости 90 км/час вылетел в мелиоративный канал. Погибли двое взрослых и трое детей (мальчик 9 лет и две девочки — 4 и 9 лет), которые не смогли выбраться из затонувшего внедорожника. Всего в автомобиле было 9 пассажиров.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59