Маниловщина по-украински, или Несколько слов о влажных мечтах премьера Шмыгаля
Информагентство «РИА Новости» сообщило, что украинский премьер по фамилии Шмыгаль намедни заявил, что «Киев готовит «честный» механизм, который позволит конфисковать до 500 млрд долларов из российских активов, замороженных на Западе». По всему заметно, что украинскому чиновнику не дают покоя лавры незабвенного Остапа Ибрагимовича Бендера, у которого, как мы помним, было 400 сравнительно честных способов отъема денег. Неизвестно, придумал ли Шмыгаль какое-то ноу-хау или собирается позаимствовать опыт Великого комбинатора, но уже сейчас можно констатировать у него признаки самонадеянности, подкрепленные манией величия.
Первое, что бросается в глаза, — это размер суммы, на которую раскатилась губа премьера. Как мы помним, после начала СВО, западные страны заморозили российские средства в размере порядка 300 млрд долларов, что составляло на тот момент практически половину золотовалютных резервов России. По данным Центробанка РФ на 18 февраля 2022 года, международные резервы страны составляли в эквиваленте 643 млрд долларов США, из которых 311 млрд было вложено в иностранные ценные бумаги, 152 млрд находилось на банковских депозитах и в наличной валюте, а 30 млрд — в резервах МВФ, включая специальные права заимствования. Еще в 132 млрд долларов оценивалось физическое золото в хранилищах Банка России, а это ни много ни мало, около 74 млн тройских унций чистейшего драгметалла. Собственно, если подсчитать все активы, кроме золота, то приблизительно и выходит сумма, озвученная щирым украинцем.
Впрочем, в марте прошлого года его коллега, замминистра экономики Украины Денис Кудин, был чуть скромнее, заявляя, что Киев претендует на 415 млрд долларов российских средств, о чем тамошние власти уже тогда вели переговоры с Западом. Однако прошло уже больше года, а воз и ныне там. Разве что виртуальные аппетиты Незалежной выросли еще больше. Пока же суть да дело, а поддерживать разваливающуюся постмайданную страну ее западным покровителям нужно прямо сейчас, так как она уже находится на грани полного экономического коллапса. В свете этого Киев подписал с Европейским инвестиционным банком меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в проектах восстановления Украины, которым предусмотрено к уже выделенным ранее 1,7 млрд евро добавить еще 840 млн. И это уже «ближе к телу», как любил говаривать все тот же пройдоха Бендер. Как мы видим, реальность для Зеленского и компании оказывается гораздо скромнее, чем им хотелось бы.
Но действительно, что же все-таки мешает Западу пролить золотой дождь на своих подопечных, тем более, сделать это за счет Российской Федерации. А причины здесь очевидные. Во-первых, если дать много — разворуют. Тут ни у кого на Западе нет ни малейших сомнений — проверено на практике. Во-вторых, вливание каких-то астрономических сумм в страну, будущее, которой, под большим вопросом — это совсем уж деньги на ветер, и так эта черная дыра поглотила столько, что разогнала инфляцию по всему западному миру. Ну и, наконец, третье — это то, что о российских активах все давно и упорно говорят, только взять их физически ни у кого так и не получилось. Все ограничилось лишь блокировкой расчетов, на которую у РФ нашлись контрмеры. Дело в том, что доллары и евро имеют виртуальный характер, они просто записи на счетах американских и европейских банков, депозитариев, балансе МВФ. Взять их — да пожалуйста! США, к примеру, в любой момент могут дезавуировать каждый доллар в любой точке мира. Но вот вопрос: а что дальше? Доверие к американским финансам подорвано уже и без этого. Поэтому воровать чужие средства — это ускорить кончину доллара как мировой валюты. Кроме этого, постепенно выяснилось, что даже из якобы замороженных 300 млрд долларов российских средств однозначно идентифицировать, как принадлежащие российскому Центробанку, удалось лишь порядка 100 млрд. Причем об этом прискорбном для Украины факте сообщил не кто-нибудь, а замглавы Центра геоэкономики при Atlantic Council Чарльз Лихфилд. В общем, что-то здесь никак не срастается. При этом Запад, похоже, не спешит распорядиться даже вроде как «найденными и арестованными» финансовыми активами. И дело здесь, безусловно, не в проснувшейся там совести, а в банальном страхе явить перед всем миром свое истинное разбойничье лицо. Ведь одно дело заблокировать средства, а другое — начать ими распоряжаться. Для последнего в истории западных финансов нет ни прецедентов, ни выработанных механизмов. Да и начать вливать такие средства в общезападные расходы — это гарантированно и дальше разгонять там инфляцию, которая и без того в последнее время носит беспрецедентный характер.
Так что, похоже, что господину Шмыгалю можно смело отправляться по тому же адресу, куда отправилась Польша со своими требованиями к Германии о репарациях за Вторую мировую войну.