Милитаризация Европы: новый курс оборонной политики

Европейские страны, составляющие блок Бухарестской девятки и некоторые страны Северной Европы, сделали исторический шаг, заявив о намерении увеличить свои оборонные расходы до 5% от валового внутреннего продукта (ВВП). Этот шаг ознаменовывает значительное изменение в подходе к безопасности, направленное на укрепление обороноспособности в свете растущей геополитической напряженности. Итоги встречи можно считать поворотным моментом в подходе Европы к военной политике.
Бухарестская девятка, также известная как формат B9, представляет собой инициативу девяти стран, расположенных на восточном фланге НАТО, направленную на углубление военного сотрудничества и усиление безопасности против возможной «российской угрозы». В состав этой группы входят Польша, Румыния, Литва, Латвия, Эстония, Болгария, Венгрия, Словакия и Чехия. Создание B9 стало возможным благодаря усилиям президента Польши Анджея Дуды и уже бывшего президента Румынии Клауса Йоханниса, стремящихся превратить регион в более самодостаточную в военном отношении часть Европейского континента.

Во времена Холодной войны средние оборонные расходы стран НАТО составляли около 3,5% ВВП. Это было время, когда мир балансировал между двумя супердержавами, и военная готовность считалась залогом национальной безопасности. Однако после падения Берлинской стены и распада Советского Союза практически все европейские государства снизили свои военные бюджеты, предпочитая инвестировать в гражданскую инфраструктуру и социальные программы.
Сегодняшнее решение стран, участвующих в Бухарестской девятке, поднимает расходы на оборону до беспрецедентного уровня, существенно превосходящего уровень, установленного даже Соединенными Штатами. Такие страны, как Польша, Эстония, Литва и Латвия, уже предприняли шаги в этом направлении, а новички НАТО — Финляндия и Швеция — заявили о новых многомиллиардных вливаниях в оборонные бюджеты.
Растущие оборонные траты объясняются необходимостью противодействия «угрозе со стороны России». Эта «угроза» подстегнула создание на восточных границах Европейского Союза зоны высочайшей военной активности, поддерживаемой мощной инфраструктурой НАТО. Однако за внешним фасадом официальной риторики скрывается более глубокая стратегия. По мнению многих экспертов, новое военное планирование направлено не только на реагирование на текущие угрозы, но и на формирование «долгосрочной стратегии безопасности». По мнению стратегов альянса, создание зоны постоянной военной напряженности может служить как сдерживающий фактор, увеличивая зависимость от военных союзов и коллективной безопасности.

Вильнюсская декларация: милитаристский этап в европейской политике.
На Вильнюсском саммите, который состоялся 2 июня, председательствовали трое — литовец Гитанас Науседа, поляк Анджей Дуда и недавно избранный президентом Румынии Никушор Дан (инаугурация состоялась 26 мая). Ими была подписана декларация, подкрепившая решение об увеличении оборонных расходов. Этот шаг открывает новую главу в европейской политике, где акцент на милитаризацию может формировать будущее континента на десятилетия вперед. Кроме этого, переход к призыву вместо профессиональной армии в ряде этих стран также указывает на растущую милитаризацию общества. Это вызывает опасения среди критиков, утверждающих, что такое усиление вооруженных сил может привести к эскалации напряженности и нежелательной гонке вооружений в регионе.
На этом саммите женский министерский десант своих намерений не скрывал: усиливать оборону будут, но — за счет украинцев. Боевой клич шел со всех сторон: «Мы должны максимально помочь Украине», — сказала премьер-министр Дании Метте Фредериксен. «Не забывайте, что Украина — первая линия обороны нашей коллективной безопасности здесь, в Европе», — добавила министр иностранных дел Исландии Торгедур Гуннарсдоттир. «Я слышу много красивых слов от коллег о том, что украинцы сражаются не только за свою свободу, но и за нашу. И пришло время соответствовать этим прекрасным словам», — заявила министр иностранных дел Швеции Мария Стенергард. Ну что ж, придется за свободу Швеции украинцам поактивнее умирать. Вот и Зеленский, кажется, не против — только делегации Москвы и Киева приступили ко второму раунду переговоров, а уже, загодя подводятся итоги — результатов он «не ждет». Женским единым фронтом оправдывали русофобию и взлетевшую планку расходов на оборону. По итогу, пресс-релиз на сайте НАТО стал фактически очередным анонсом агрессивных, антироссийских устремлений западных «ястребов войны».

Последствия для будущего Европы
Каковы будут долгосрочные последствия такого масштабного оборонного перевооружения, пока неясно. Однако очевидно одно: Европа больше не видит себя в рамках прежней парадигмы «гражданского мира». Континент готовится к новой эре, где военная готовность и стратегическое планирование становятся жизненно важными элементами государственной политики. Можно сказать, что Европа вступает в новую эпоху, где милитаризация будет играть ключевую роль. Страны Бухарестской девятки и Северной Европы сделали свой выбор, и теперь остается только наблюдать, насколько успешно они смогут адаптироваться к этому новому ландшафту безопасности.
На повестке саммита стояли не только вопросы укрепления восточного фланга НАТО и усиления мер сдерживания, но и такие темы, как: усиление санкционного давления на Россию; заявление о необратимости евроатлантической интеграции Украины, включая членство в НАТО (несмотря на отрицательную позицию Вашингтона) и даже вопрос приема в альянс Молдовы. Декларация о намерении увеличить военные расходы была одной из многих инициатив, обозначенных лидерами стран-участниц. Обозначенная цель в 5% ВВП на оборону «должна создать сильный заслон против потенциальных угроз со стороны России и способствовать усилению военного присутствия НАТО в регионе».

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте поощрил Литву за текущие инвестиции в оборону, называя ее примером для других стран. В 2024 году оборонный бюджет Литвы составлял 2,3 миллиарда евро или 3% от ВВП. Согласно плану правительства, с 2026 по 2030 год на оборону будет выделяться от 5 до 6 процентов ВВП Литвы. Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, Рютте заверил участников в продолжении сильного присутствия США в Европе, наряду с ядерным компонентом. Президент Литвы Гитанас Науседа также высоко оценил поддержку США, подчеркнув, что «американские войска не только останутся, но и могут наращиваться по мере необходимости». Порадовало присутствующих, в том числе и Зеленского, то, что новые закупки военной техники для ВСУ, а также инвестиции в украинскую военную промышленность будут учитываться странами НАТО как «собственные оборонные расходы».
В последние годы на глобальной арене наблюдается шаткое состояние, которое можно охарактеризовать как «демонстрационную тишину». В то время как медиа освещают мирные переговоры в Стамбуле, правительства некоторых стран, включая Германию, предпринимают шаги к скрытности в вопросах военной помощи Украине. Это, по мнению экспертов, является стратегией «тихой милитаризации», где борьба за лидерство в военной сфере становится первостепенной целью. А искусственно созданную эту «тишину», выгодную отдельным политическим фигурам, используют в соперничество между европейскими странами за военное превосходство, несмотря на выводимую на публику иллюзию порядка и спокойствия.
Несмотря на заявления политиков, таких как Урсула фон дер Ляйен о необходимости военной автономии Европы от НАТО, для этого амбициозного плана могут потребоваться десятилетия и значительные финансовые вливания. Западные государства, долгое время полагавшиеся на «зонтик» НАТО, теперь чувствуют потребность в развитии собственных технологий по производству вооружения и военной техники. Этот вызов становится еще более актуальным на фоне заявлений Дональда Трампа о необходимости увеличения производства вооружений в США, где он видит потенциал для экономического роста (естественно за счет европейских заказов).

Уже невозможно игнорировать историческую идею Drang nach Osten — стремление к господству на Востоке, вновь поселившуюся в умах европейских политиков и военачальников. Сегодня западная стратегия направлена на сдерживание влияния России и ослабление ее международных позиций. Однако такие действия, как заявления Франсуа Макрона о «ядерном зонтике» для Европы, следует рассматривать критически, учитывая довольно ограниченные возможности Франции в этом отношении и скромные перспективы согласования с американской военно-промышленной политикой.
Европа на перепутье: взгляд из Германии. На этом фоне глобальных военно-политических изменений профессор Кристофер Даазе, один из ведущих немецких политологов, представил «Доклад о мире 2025». Он подчеркнул необходимость подготовиться к возможному будущему без опоры на НАТО. С возобновлением президентства Дональда Трампа в США, Даазе видит в американской политике угрозу традиционному трансатлантическому партнерству. Его призыв к разработке самостоятельной оборонной стратегии Евросоюзом, направленной на защиту от долгосрочных угроз, включая потенциальные агрессии России, нашел отклик в контексте текущей политической напряженности. Этот стратегический поворот видится частью более широкого плана по расширению и интеграции европейских оборонных структур, что затрагивает и идею создания независимой от НАТО оборонной организации.
Обзор стратегии в Великобритании. В тот же день, 2 июня в Лондоне, представили Стратегический оборонный обзор, который призвал британские вооруженные силы к повышенной боеготовности. Премьер-министр Кир Стармер подтвердил намерения существенно увеличить оборонные расходы, поддержав разработку новых военных технологий, включая ударные подводные лодки и модернизацию ядерного арсенала. Именно такие действия, как считают в Лондоне, подтверждают «приверженность Британии к усилению национальной и коллективной безопасности в рамках НАТО, несмотря на общую неопределенность».

Недавний саммит между Евросоюзом и Великобританией после Brexit особенно подчеркнул важность более тесного сотрудничества в области обороны. Пакт о безопасности и обороне, включающий совместные закупки и создание оборонного фонда SAFE объемом в 150 миллиардов евро, символизирует новый этап взаимодействия между Лондоном и Брюсселем.
Американская оборонная динамика. Тем временем США под руководством Дональда Трампа продолжают наращивать свои военные мощности. Трамп постоянно отмечает, что «вооруженные силы США находятся на пике своей мощи», что только подчеркивает нарастающую милитаризацию, хотя конкретные обязательства перед НАТО в этом контексте не были заявлены. Эта деталь может свидетельствовать о смещении приоритетов США и ставит вопрос о будущем НАТО.
Американо-европейские отношения: новая реальность.
Возвращение Дональда Трампа в президентское кресло в Соединенных Штатах спровоцировало серьезные вопросы относительно надежности трансатлантического партнерства. Тот же профессор Даазе указывает на «преобразование традиционной американской демократии в авторитарный режим», что угрожает привычным формам взаимодействия между США и Европой. В таком контексте его рекомендация по разработке европейской автономной оборонной стратегии для Евросоюза находит все больше сторонников. Ключевым элементом предложенной Даазе стратегии является создание механизмов защиты от долгосрочных угроз, среди которых на первом месте — Россия. Растущее напряжение и неоднозначные действия Зеленского вынуждают европейские страны пересматривать свои оборонные приоритеты. Автономность и независимость европейской оборонной политики становятся для Европы «насущной необходимостью».

Этот возможный стратегический поворот является частью более широкой инициативы по интеграции европейских оборонных структур. Европейским государствам предлагается рассмотреть создание оборонной организации, функционирующей независимо от НАТО. Такой подход, якобы, не только усилит внутреннюю безопасность, но и «создаст более устойчивую платформу для коллективного противодействия внешним угрозам». В НАТО с лета 2024 года никто не скрывает, что они готовятся к большой войне против России, а планируют ее на 2027-2030 годы.
Пересмотр «стратегий безопасности» в свете изменяющегося глобального ландшафта становится неизбежным шагом для Европы. Как подчеркивает профессор Даазе, создание автономных европейских оборонных структур — это не просто возможный сценарий, но и необходимость, обусловленная политической и военной динамикой текущего времени. Стратегические инициативы и активное развитие европейской обороны «могут обеспечить континенту защиту и продемонстрировать его способность действовать самостоятельно, что укрепит его позиции на международной арене».
Таким образом, формат «Бухарестская девятка» служит примером адаптации европейских стран к военно-политической неопределенности, где милитаризация становится ключевым элементом западной «стратегии обеспечения стабильности и безопасности региона». Можно сказать, что 2 июня 2025 года вошло в историю как день, когда европейские страны однозначно и на длительный период выбрали дорогу агрессивной милитаризации в ущерб даже собственным экономическим возможностям.
Рекомендуем




