«Слово пацана» Путина: как в Казани делят многополярный мир
Год назад Казань гремела фильмом про молодежные группировки 1990-х и пацанов, которые не извиняются. Сложно сказать, зачем сняли сей шедевр, но, возможно, чтобы местные ощутили разницу с грядущим саммитом БРИКС. Следующие три дня Казань, которая тридцать лет назад представляла собой плачевное зрелище, станет центром многополярного мира.
Пока власти докрашивают фасады и заваривают люки по ходу движения кортежей, поясним, что слово БРИКС по-английски означает «кирпичи». Однако строить из них будут вовсе не Берлинскую стену, а штуку покруче — фундамент нового миропорядка. Как подчеркнул Владимир Путин, фундамент этот будет не военный, а финансовый. А слово пацана, как известно, крепче доллара.
Так что главная тема саммита в Казани — это не Третья мировая (которая никому из участников не нужна), а создание собственной системы расчетов в нацвалютах. Что станет ответом западной системе SWIFT, которая старше иных читателей «Минской правды». В далеком 1951 году SWIFT начали использовать для банковских платежей в «условных единицах», а после развала СССР все без исключения Нацбанки республик к ней дружно присоединились. На практике это означало, что все валютное богатство молодых и гордых демократий тут же стало строчками кода в банковской системе. И если бумажные доллары хотя бы ходили у по рукам, то все валютные расчеты по безналу со старта шли под полным американским контролем и с милости Вашингтона. То есть в масштабах государств сырье меняли даже не на зеленую бумагу, а сразу на электронные нули и единицы в строчках SWIFT.
Новым хозяевам жизни (тем самым подросшим пацанам из ОПГ) это было удобно, потому что нефть, газ, металл они тут же начали легко и быстро продавать за доллары, а не за деревянные, с которыми непонятно что делать в Европе и США. Инвесторам больше не надо было возить чемоданы денег в самолетах, банкирам — ставить сейфы и металлические двери в квартирах, а ОБХСС — ловить валютчиков. Но за следующие 30 лет эта прекрасная схема настолько развилась, что привела к тому, что вообще все внешние платежи через любой коммерческий банк любой страны, во-первых, отслеживались финансовой разведкой США, а во-вторых, могли в любой момент быть заморожены из-за санкций.
Причем если раньше для санкций хотя бы искали повод, мол, у вас демократов линчуют, то сегодня тот же Евросоюз незатейливо выкидывает с рынка китайские электромобили и микрочипы, просто потому что начальники в Вашингтоне так решили. Причем санкции вводят даже в отношении банков КНР, которая никогда официальным противником для Запада не считалась. Что уж говорить о России, валютные счета и активы которой в ЕС просто заморозили и уже три года обещают подарить Зеленскому 300 миллиардов на именины (на секундочку, это 22 белорусских годовых бюджета).
Весь многополярный мир собрался на одной кухне
Так, вступление России в войну и чудовищные санкции подтолкнули все более-менее вменяемые страны, во-первых, создавать альтернативу долларовым расчетам, а, во-вторых, ориентироваться на сделки по бартеру. Ради этого момента (а вовсе не ради сел и райцентров на Украине), по сути, и велась СВО. «Наверно, теперь войну можно и заканчивать», — такую точку зрения Глобальный Юг наверняка озвучит Путину на саммите.
Но почему, чтобы дружить, всем понадобился военный конфликт? Дело, конечно, не в Украине, а в том, что 30 лет назад расчеты в нацвалютах были невозможными и ненужными, потому что нам решительно нечего было покупать у Китая и Индии (а в какой-то момент — и нечего им продавать, кроме советского оружия и разработок, потому что все производство остановилось). А сегодня это не просто наши друзья, а первая и пятая экономика в мире. Причем им всем очень нужно российское сырье и самые разные схемы его реэкспорта в обмен на технологии.
Вот эти непростые факты (а, в первую очередь, 3 года тяжелой войны, которую ведет Россия) и заложили основу саммита в Казани. Так что Путин принимает его как полноправный хозяин, и, можно сказать, зачинщик и виновник многополярного мира.
Говорят, новая платежная система будет называться BRICS Bridge, она же «кирпичный мост», и американским друзьям вполне понятно, куда этот мостик из желтого кирпича приведет. Начиная с 2000 года мировые резервы Центробанков в долларах снизились примерно с 70 до 58%, тогда как в «нетрадиционных валютах», напротив, выросли. Теперь же создается следующая ступенька — это расчеты между собой, минуя США, когда доллар будет вообще не нужен. Он, конечно, не исчезнет, но, условно, в БРИКС будет некий общепринятый курс (только не доллара, как в советское время, а, например, цена нефти к доллару), и по ней белорусский рубль можно будет перегонять хоть в юань, хоть в бразильский реал для внешних расчетов. Таким образом страны Глобального Юга хотят обезопасить себя от санкций по типу тех, которые были введены против России.
Доставать ли заначку?
Перед читателем исторический момент — за рутиной войны немного потерялся конец Бреттон-Вудской системы с монополией доллара. Его место в странах БРИКС теперь будут постепенно замещать национальные валюты, а это значит, что страны-участники будут продавать друг другу, например, сырье уже не за бумаги ФРС США, а за собственные валюты, которые будут обеспечены золотом и материальными активами. Штаты не получат ни доступа к таким операциям, ни возможности влиять на них санкциями, а также заморозить и изъять чужие средства.
Тема расчетов важна для всех игроков Глобального Юга, поэтому в саммите примут участие делегации 32 стран, 24 из которых будут представлены главами государств. Всего Казань примет 20 тыс. гостей, и это самое крупное мероприятие в истории современной России. Кроме того, саммит наглядно подчеркнет, что ни Россия, ни Беларусь сегодня не находятся в международной изоляции.
А общаться есть с кем: в начале этого года к БРИКС уже присоединился ряд участников, среди которых Египет, Эфиопия, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. Беларусь тоже собирается вступить в БРИКС в качестве партнера на саммите — это так называемая первая волна расширения БРИКС, которую назвали, видимо, с иронией, чтобы создать аналогию с волнами расширения НАТО. Мол, вы расширяетесь военным путем, а мы — мирным.
БРИКС уже сейчас объединяет 45% людей планеты и треть суши, однако, как отметил премьер Индии Моди, это не антизападное объединение, а просто НЕ западное. В ближайшие годы в Юго-Восточной Азии, а также в Африке, ожидается не просто рост, а опережающий рост экономик, и центр мира не с помощью военной силы, а вполне мирно будет перемещаться именно туда.
Однако, несмотря на мирный характер, толчком к созданию многополярной системы все-таки стал конфликт на Украине. Война максимально обострила противоречия между глобальными игроками и сделала такие страны, как Китай, Турцию, Индию, Саудовскую Аравию и Россию, достаточно неожиданными союзниками, на которых США больше не могут влиять в приказном порядке.
Вместе с тем, Владимир Путин отметил, что «БРИКС никогда не строился против кого бы то ни было». Это весьма дружелюбный блок, цель которого — построить собственную, независимую от запада многополярную систему. И Беларусь как ключевой союзник России уже сегодня вовлечена в эти процессы — как на уровне расчетов в национальных валютах, так и в плане обхода санкций, экспорта технологий и создания новых транзитных маршрутов.
Дело за малым — держать слово пацана. Потому что как только такая система будет создана, США включат хорошего полицейского и начнут давить уже не ракетами и военными поставками, а всяческими коврижками, чтобы рассорить очень разнородных союзников между собой. Но, как говорится, будем решать проблемы по мере их поступления.