Меню

Страшнее «Игры в кальмара». Как вносят сумятицу в умы и перекрывают насущные проблемы

Игра в кальмара
Фото: носят иллюстративный характер и president.gov.by

Внимательно читаю известные белорусские Telegram-каналы и поражаюсь возникновению неожиданных споров на тему, которая уже давно не актуальна и даже вредна в нынешних условиях. Она разоружает, лишает точки опоры, разобщает и не дает объединиться, на ментальном уровне прочувствовать наши связи. Когда некоторые историки, философы нам внушают что мы европейцы, а не евразийцы, не восточные славяне, то это предполагает, что надо продолжать и дальше ползти на карачках в западный мир, надеясь получить там место, которое непременно будет не на лавке, а под лавкой. Эти «новые» открытия истоптаны либеральными башмаками и изношены как нестиранные носки нынешних и прошлых столетий.

В новую эпоху, во время перестройки, Горбачев стал упорно тянуть страну в Западную цивилизацию, объясняя тем, что мы «человеки из одного корня». После распада СССР новое научное сообщество все исторические силы направляло на западный вектор. Либеральные ученые мужи стали европейничать, лихорадочно искать объединяющие нас связи через воскресшую «норманскую теорию», гласившую, что к созданию древнерусского государства приложили руку исключительно скандинавы-викинги, подкрепляя это высокобюджетным голливудским кино. Но в конечном итоге все это привело к тому, что Запад нас предал, нацелился, как это и было во все времена, на открытый захват наших пространств. Ведь общечеловеческие ценности они разные. У бедного одни, у богатого другие, у русского третьи, у европейца четвертые, у китайца пятые. И все это напрямую связано с принадлежностью к цивилизациям, собственным формам жизни с национальными особенностями, традициями.

Горбачев

— А ведь все русские это финно-угры, — услышал я недавно «исторический приговор» от минского таксиста. — Вы разве не читали? — удивился он. И далее добавил: «Славянское братство — это Беларусь, Украина и Польша…исключительно!».

А вот недавняя цитата известного историка из не менее авторитетного информационного агентства: «…мы европейцы, мы никакие не евразийцы: ни русские, ни украинцы, ни белорусы… Древняя Русь — это славяно-скандинавско-византийский синтез».

Есть и такая теория: «Скифство — это культурная и общественная инициатива, утверждающая происхождение русских и других народов Евразии от легендарных кочевников-скифов… Русских или украинцев спроси — конечно же ответят, что от скифов происходят».

Скифы

И подобные «открытия» в последнее время стали появлятьсяв СМИ.

Обилие множественности взглядов и теорий на тему нашей идентичности по-прежнему будоражит умы на просторах Союзного государства и далеко за его пределами. На какую теорию обществу и государству опереться, когда путанно и попеременно всплывают теории: то ли мы восточные славяне, то ли европейцы, то ли азиаты или то и другое вместе. Выбирай удобный вариант, словно в компьютерной игре, примеряя на себя брутальный образ викинга или огненного скифа, героического русича, горделивого литвина или славного варяга.

Эти разношерстные теории отвлекают от подлинных, насущных проблем и вызовов. В перестроечные времена на оспаривании общепринятых истин спекулировали многие учёные-конъюнктурщики, аспиранты, младшие и старшие научные сотрудники, политики, газетчики и пр. Чтобы защитить диссертацию или прославиться, нужно было сказать по-иному, нежели это говорили классики и чему учили в школе. Так сказать, подарить миру и обществу свою собственную историческую изюминку. В будущем это привело к развалу страны, страданиям миллионов людей. Зато напечатался в престижном журнале, мелькнул на телевидении, о тебе заговорили.

Мне сложно понять смысл этих околонаучных дискуссий, неожиданно вспыхнувших в информационном пространстве. Ради чего они сейчас? Кому это нужно? Философия ради философствования? А не подброшено ли это извне, как это не раз случалось в нашей истории, в том числе и совсем недавно.

Сумятица в головах людей страшнее ковровых бомбардировок. Это испытали советские граждане в период горбачевской перестройки. От этого рухнула и великая страна. И это снова возвращается? Мы снова наступаем на те же грабли? Неужели «креативные» ученые и мыслители не понимают, что подобный подход к своему делу в нынешних условиях превращается в весьма эффективный элемент гибридной войны, которую яростно ведет ощерившийся на нас Западный мир.

Но что интересно, сам Запад, состоящий из множества разношерстных стран, с заокеанским гегемоном, с грузом исторических конфликтов и противоречий внутри себя не затевает подобные дискуссии. Запад не плодит разобщающих теорий и не ковыряется в своих истоках, а зубами держится за собственную цивилизационную общность, высокомерно полагая, что именно на них должен равняться весь остальной мир, и чаще кнутом, чем пряником всех к этому подгоняет. Безусловно, и внутри Западного мира существуют различные периферийные идейные течения, в изобилии рождаются яркие, хотя и заведомо ложные концепции, но это остается внутри научного сообщества, не засоряя и не отравляя общественный организм. Там сумели выработать «социальный антидот» к играм вертких научных умов, свято сберегая свою великую цивилизационную общность и отправляя «креативные» теории на экспорт туземцам, к которым они причисляют весь остальной мир.

В последнее время мощный удар по нашей восточнославянской, Евразийской цивилизации нанесен Киевом, точнее современной прозападной украинской элитой, пытающейся найти свое место в Западном мире. И там хорошо потрудились, приведя свой народ к трагедии, всякого рода ниспровергатели традиционных научных теорий в области обществоведения.

Цивилизационный подход становится важнейшим элементом формирующейся идеологии Беларуси и России, как видно из выступлений глав наших государств. Так, согласно новой Концепции внешней политики Россия определяется «как самобытное государство-цивилизация, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира», а колониальная политика Запада является для России неприемлемой.

Президент Беларуси Александр Лукашенко не раз подчеркивал в своих выступлениях: «Беларусь — это Евразия, а не Европа. Беларусь — это форпост новой Евразии», а «Россия — центр нашей общей, восточнославянской цивилизации».

Лукашенко

Президент России Владимир Путин, выступая на Всемирном русском народном соборе, выдвинул тезис, что «Русский мир — это Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз. Это современная Россия, которая возвращает, укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава». То есть наша Цивилизация состоит из целого ряда этапов развития, где есть преемственность эпох.

Основываясь на глубоких научных выводах лидеры Беларуси и России уже задали направление историософской мысли. Государственная мысль идет в ногу с научной. Так зачем ее искажать или корректировать?

Хаос в мире

Что людей объединяет, связывает, особенно в непростых, кризисных обстоятельствах? Понять это, значит найти путь к объединению в нынешнем хаосе и ключ к долговременному выстраиванию против агрессивно настроенных западных крестоносцев. В постсоветских странах нет пока подлинного единства, неразрывной связки. Сейчас как никогда важно иметь ясное представление о наших корнях, идентичности и месте нашей восточнославянской, Евразийской цивилизации в мире. Не только гражданам Беларуси, России, но и всем жителям постсоветского пространства. Людей больших успешных сообществ объединяет что-то высшее, наднациональное, надсоциальное, надпартийное, надличностное. Сегодня — это ответственность за судьбу своей цивилизации.

Алексей Синенко, кандидат экономических наук

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59