Меню
Голас Любаншчыны

Наука для Красной армии. Уроки советско-финляндской войны перед началом ВОВ

Красноармейцы на собрании. Теплую одежду и обувь еще не подвезли, декабрь 1939 г.
Фото: Красноармейцы на собрании. Теплую одежду и обувь еще не подвезли, декабрь 1939 год. Фото из фондов БГАКФФД

Уже в первую зиму Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики и их союзники усвоили: советские войска подготовлены к боевым действиям в холодный сезон лучше своих противников. Всего лишь за год до начала Великой Отечественной нашим военным пришлось извлечь жестокие уроки из  очень трудной Советско-финляндской (Зимней) войны 1939 года.

Выявить и исправить!

Они были заслушаны и приняты во внимание на известном в военных кругах совещании, что прошло вапреле 1940-го. Часть реализованных по его результатам  нововведений мы видим в современных белорусских Вооруженных Силах и сейчас.

Разбор полетов по итогам войны 1939-1940 годов был инициирован на основании докладной записки начальника Генштаба Красной армии Бориса Шапошникова и военного комиссара Генштаба Красной армии Николая Гусева наркому обороны СССР Клименту Ворошилову.

1.Дубленые полушубки и шапки-ушанки у пулеметчиков РККА, появившиеся ко второму штурму линии Маннергема - в феврале 1940 г..jpg
Дубленые полушубки и шапки-ушанки у пулеметчиков РККА, появившиеся ко второму штурму линии Маннергема — в феврале 1940 года

В совещании приняли участие более 220 человек. В Кремль 14-17 апреля 1940года съехались представители Северо-Западного фронта, всех военных округов СССР, многих армий. Председательствовали на совещании секретари ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин, нарком обороны СССР Климент Ворошилов, Маршал Советского Союза Семен Буденный и другие высокопоставленные лица.

Перед собравшимися с резко критическими, даже разгромными докладами выступили 46 человек — от самого Иосифа Сталина, командующего Северо-Западным фронтом Семена Тимошенко до командующих армиями, воинскими соединениями разного уровня и ниже.

11.Расчет ручного пулемета ДП-27 до утепления, декабрь 1939 г..jpg
Расчет ручного пулемета ДП-27 до утепления, декабрь 1939 год

Большинство выступавших и присутствовавших — люди молодого и среднего возраста — стремились  поделиться многочисленными фактами неорганизованности, недостаточной технической оснащенности и рассказать о прочих негативных явлениях. Эмоциональность стенограмм публичных выступлений, а также прений членов комиссии Главного военного совета по обобщению высказанных на совещании предложений — лучшее тому подтверждение.

Наводим порядок в танковых войсках

Еще конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Гражданская война в Испании (1936-1939 годы) и освободительный поход в Западную Беларусь и Украину (1939 год) показали, что советские легкие танки  Т-26, БТ-5 и ряд других недостаточно бронированы. Советско-финляндская война доказала: в условиях зимних боевых действий эта характеристика дополняется недостаточной проходимостью через ледяные торосы и сугробы. Поэтому по итогам совещания был взят курс на срочное обновление танкового парка страны.

2.Советские танкисты в Карелии, январь 1940 г..jpg
Советские танкисты в Карелии, январь 1940 года

Причем обновление разумное: «двадцатьшестерки» продолжали служить до износа моторесурса двигателей. Их заменяли более совершенные Т-40, впоследствии давшие старт удачным легким боевым машинам начала Великой Отечественной — Т-60 и Т-70. У слабозащищенных БТ-5 и БТ-7 было решено сделать ставку на увеличение маневренности и форсирование скорости путем установки на них дизельных двигателей В-2. Одновременно подтягивали и уровень средних танков.

На Советско-финляндской войне проходили испытание боем тяжелые СМК, Т-100, «Клим Ворошилов» №1 и №2 (КВ-1 и КВ-2). Первые две модели показали плохой баланс триединства «огневая мощь — проходимость/маневренность — бронирование». Второе и третье звенья оказались слабыми. Однобашенные КВ-1 и -2, наоборот, продемонстрировали большую адекватность вызовам современного боя, дав импульс к свертыванию проектов многобашенных бронированных мастодонтов. И Великая Отечественная война началась с участием сравнительно небольшого количества тяжелых Т-35 и подобных моделей: их место заняли выстраданные в ходе Зимней войны КВ-1 и КВ-2.

Артиллерия: больше мобильности и точного огня

Действиями «бога войны» высшее командование было довольно — большую часть потерь враг понес от пушек и минометов. Разрушение дотов (знаменитых «миллионников») линии Маннергейма, станового хребта обороны вооруженных сил Финляндии, предопределило прорыв вражеской долговременной обороны. И принесло победу в марте 1940-го. Те бои выявили фаворитов среди вооружения будущей Великой Отечественной войны и поставили крест на неудачных образцах оружия.

3.Советские связисты до утепления - еще в шинелях, декабрь 1939 г..jpg
Советские связисты до утепления — еще в шинелях, декабрь 1939 года

Сложный в производстве и ненадежный ружейный гранатомет Дьяконова в серию не пошел. 50-мм минометы Шавырина образца 1938 года и Шамарина 1940 года были одобрены для дальнейшего производства.

На станцию Лейпясуо наши авиаторы потратили 120 (!) пятисоткилограммовых бомб, а она продолжала действовать даже без перерывов на ремонт.

82-мм батальонный и 107-мм горно-вьючный минометы также получили хорошие рекомендации. 120-мм миномет решили оставить без изменений с условием доработки фугасной мины к нему при большей надежности взрывателя. Эти решения дали толчок к разработке опытных образцов 160-мм и 240-мм минометов. Совокупность подвижек по данному типу вооружения в итоге привела к тому, что советские средние и тяжелые минометы стали превалировать над вражескими в течение всей войны как в качестве, так и в количестве.

Военачальники рейха с удовольствием использовали наши трофейные образцы на всех фронтах — до Северной Африки включительно. А немецкие конструкторы признали факт технического превосходства советских образцов и попросту скопировали наши самые ходовые средние минометы.

4.Бойцы батальона аэродромого обслуживания подвешивают бомбы к плоскостям легкого штурмовика перед боевым вылетом, декабрь 1939 г..jpg
Бойцы батальона аэродромого обслуживания подвешивают бомбы к плоскостям легкого штурмовика перед боевым вылетом, декабрь 1939 года

Зато сами артиллеристы были очень недовольны силами их поддержки и усиления. Об этом заявил начальник артиллерии 7-й армии комкор Михаил Парсегов. Запал докладчика так понравился Сталину, что он отошел от регламента и добавил к выступлению темпераментного армянина еще 20 минут. Молодой командир, свежеиспеченный Герой Советского Союза, жаловался на недостатки в работе разведки, неспособной вскрыть систему огня обороны врага, которую следовало уничтожить. Он требовал немедленно передать в ведение артчастей авиаразведчики с надежным фотооборудованием, кроме того, в составе каждого артполка корпусного подчинения должны быть взводы инструментальной разведки. Все это хотя и не сразу, но было реализовано в ходе Великой Отечественной войны.

13. Советские бойцы 123-й стрелковой дивизии в районе Ларды осматривают бронеколпак взятого ДОТа финнов, февраль 1940 г..jpg
Советские бойцы 123-й стрелковой дивизии в районе Ларды осматривают бронеколпак взятого ДОТа финнов, февраль 1940 год

Оранжевые самолеты над полем боя

Авиаторам на совещании в Кремле откровенно влетело — особенно за бомбардировщики, ведь на них у наземных войск и главного командования Красной армии в финскую были особые надежды: на создание отечественных ВВС были потрачены колоссальные средства, а что в итоге?

Система взаимодействия между наземными войсками и авиацией оказалась на уровне Первой мировой. Заявка на нанесение бомбового удара по врагу совершала, как тогда шутили, «кульбит». Командиры частей делали их на имя командующего армией, тот передавал командующему ВВС фронта, а уже оттуда она спускалась в авиаполки. Пехота, запрашивая удар с воздуха, была вынуждена ждать сутки и более — даже в хорошую погоду при минимальной загруженности экипажей.

Мост у Савонлинна выдержал пять массированных налетов и получил лишь осколочные пробоины в фермах — не более.

Самолеты взлетали с боеприпасами под плоскостями, цели не находили — и возвращались на аэродромы не отбомбившись… Экипажи теряли ориентировку, вырабатывали в блужданиях над незнакомой местностью горючее, шли на вынужденные посадки, ломая крылатые машины, сами гибли в неравных схватках или попадали в плен… И таких случаев было много.

14.Лыжная подготовка стала подтягиваться уже во время Советско-финляндской войны, февраль 1940 г..jpg
Лыжная подготовка стала подтягиваться уже во время Советско-финляндской войны, февраль 1940 год

Казалось бы, в распоряжении летчиков были радиомаяки для полетов в непогоду, но пользоваться ими они не умели. Штурманская подготовка оказалась слабой, ведь летчики до войны старались летать лишь в ясную погоду. Над лесами театра боевых действий с декабря 1939-го финны частенько наблюдали оранжевые самолеты с надписями «Аэрофлот» и «Северморпуть». Разгадка была проста: командование ВВС Красной армии поставило в строй асов гражданской авиации Илью Мазурука, Михаила Водопьянова, Александра Голованова

Не тратя время на перекрашивание своих самолетов (борты гражданской авиации были заметного на случай аварии цвета), опытнейшие пилоты стали водить за собой эскадрильи бомбардировщиков. Причем без истребительного прикрытия. После неудачных боев под Толваярви, например, помощь наземным войскам потребовалась так срочно, что согласовать сопровождение попросту не успели…

5. Расчет советской 76-мм легкой гаубицы на позиции, зима 1939 - 1940 гг..jpg
Расчет советской 76-мм легкой гаубицы на позиции, зима 1939-1940 годы

Советские авиаполки создавали бомбами вокруг целей многокилометровые, ясно видимые с неба «полосы», но в цель не попадали. Пехоту авиационные начальники просили… отступить на километр, даже если эти позиции приходилось брать с боем. Иначе был слишком велик риск попасть по своим.

Прозвучали на совещании и другие горькие факты. Срочно требовалось  создать адекватный штурмовик, в первую очередь бронированный — способный выдержать минимальный зенитный обстрел. А еще как воздух был нужен пикирующий бомбардировщик для точечных ударов по заранее разведанным целям. И истребители дальнего действия — для сопровождения бомбардировщиков на всем протяжении их рейдов. Разработка соответствующих образцов авиатехники ускорилась. И уже с первого года Великой Отечественной наши Су-2, Пе-2, МиГ-3, Ил-2 сильно усложнили жизнь вермахту и люфтваффе, армиям их сателлитов даже в период вражеских побед.

7.Срочная эстафета, зима 1939 - 1940 гг..jpg
Срочная эстафета, зима 1939-1940 годы

Фронтовая истребительная авиация, хорошо проявившая себя в боях, также стала массово получать новые истребители ЛаГГ-3, Як-1, МиГ-3, которые потом сменили Як-3, -7, -7Б и -9; МиГ-3уд; Ла-5, -5 ФН, -7. Именно они с весны 1943 года окончательно завоевали и смогли удержать господство в воздухе.

Операция «Утепление»

Советская пехота, вынесшая основную тяжесть Зимней войны, сражалась с вражескими боевыми частями в сложных климатических условиях. Бои показали: финны оказались намного лучше подготовлены к холодам — прекрасно одеты, обуты, экипированы. Поражало их умение перебрасывать по глубоким снегам целые пехотные полки — с пулеметами и минометами в придачу. Подавляющее большинство финнов на лыжи становились с детства, пользовались ими постоянно. На таком же высоком уровне проходили тренировки в финских частях.

6. Первые кустарные образцы волокуш для личного состава, сопровождающего танк Т-26 в атаке, зима 1939 - 1940 гг..jpg
Первые кустарные образцы волокуш для личного состава, сопровождающего танк Т-26 в атаке, зима 1939-1940 годы

Уже в 1940 году наша лыжная подготовка была усилена на всех уровнях: от средних школ и Осоавиахима до учебных частей Красной армии, за которыми закрепили инструкторов из спортивных обществ и даже национальной сборной. Если в 1940-м, случалось, в пехотную часть присылали 200 пар лыж без палок со словами: «Заготовите сами — вы ж в лесу воюете, древесины много», то уже к 1941-му обеспечение инвентарем наладилось. В частях также появились лодочки-волокуши (подсмотренные у находчивых финнов) габаритами около двух метров на полметра. Благодаря им раненые, грузы без проблем транспортировались вручную и на конной тяге через заснеженные леса, кустарник и овраги.

С марта 1940 по июнь 1941 года советские войска не покидали полигонов. Неспроста большинство людей восприняло неожиданное нападение 22 июня как очередные маневры — к ним уже успели привыкнуть.

Советско-финляндская война заставила постепенно забыть зимний шлем образца 1927 года (знаменитую буденовку). Опыт боев у Полярного круга вынудил внедрить в Красной армии шапку-ушанку на меху по образцу финской. Нужда в неудобном подшлемнике к каске отпала сама собой. Сапоги и ботинки с утепленными обмотками навсегда уступили место валенкам, реже буркам и чуням, которые станут трофеем №1 в списке желаемых приобретений каждого рядового вермахта зимы 1941-1942 годов. В обязательный комплект обмундирования холодного периода вошли меховые рукавицы, ватные штаны получили более высокий пояс, леи от протирания, дополнительный утеплитель. Неудобные башлыки, тканевые маски от обморожения лица и плавки подлежали изъятию и списанию. Ранцы уступили место более вместительным и удобным вещмешкам, архаичные ножны к игольчатому штыку канули в Лету.

8.Советские бойцы у захваченного финского танка Рено FT.jpg
Советские бойцы у захваченного финского танка Рено FT

После боев в заснеженных лесах Карелии и Финляндии на вооружение Красной армии были срочно приняты новый улучшенный пистолет-пулемет ППД-40 и самозарядная винтовка СВТ-40. В спешном порядке приступили к  разработке легендарного ППШ-41. Обеспечение пехоты этими видами стрелкового оружия в сочетании с вышеперечисленными образцами одежды и приспособлениями для передвижения по снегу принесло результат в первую же военную зиму. На просторах советско-германского фронта врагу спасу не было от отрядов «белых призраков» — подразделений лыжников и кавалеристов. Вылетая из лесов и степей, они опустошали вражеский ближний тыл, чтобы, выполнив боевую задачу, вновь раствориться в снежном мареве…

Зимние вкусняшки

Ветераны Великой Отечественной войны до сих пор с удовольствием вспоминают калорийный рацион зимней поры. Сало-шпик, пищевые концентраты (супы, каши, галеты), копченая рыба, полукопченая колбаса, вяленое мясо, увеличенная до 70 граммов в день норма сахара появились в Красной армии именно по итогам той войны. В период между двумя штурмами линии Маннергейма в войсках была введена ежедневная наркомовская водочная порция (личная инициатива прибывшего на фронт народного комиссара обороны СССР Клима Ворошилова). Полевые кухни оснастили 12-литровыми пищевыми термосами — по четыре на роту.

9. 203-мм мортира-гаубица Б-4 на позиции, февраль 1940 г..jpg
203-мм мортира-гаубица Б-4 на позиции, февраль 1940 год

Отдельно нужно упомянуть обеспечение личного состава «смертными» медальонами: с финской их будут изготавливать исключительно из пластмассы или металла с антикоррозийным покрытием.

Вместо эпилога

Затронули Красную армию и ряд других нововведений. Увы, реализовать их до конца в мирное время не вышло. Но все новации получили теоретическое обоснование и были внесены в боевые уставы (например, в Боевой устав пехоты 1942 года) и наставления (например, в Наставление по лыжной подготовке Красной армии 1941 года). У немцев специализированное пособие по ведению боевых действий зимой с учетом специфики трудного советского театра военных действий — Winterkrieg tagebuch — появилось только в 1942-м.

10. Лыжники-связисты за прокладыванием проводной телефонном связи, январь 1940 г..jpg
Лыжники-связисты за прокладыванием проводной телефонном связи, январь 1940 год

Несмотря на неудачи лета-осени 1941-го части Красной армии, усвоившие опыт финской войны, в ходе стратегической оборонительной операции в Заполярье и Карелии не попали ни в один «котел» окружения. А советскую границу в отдельных районах Мурманской области враг не смог перейти на протяжении всей войны. Крупнейшие города советского северо-запада — Архангельск и Мурманск — взяты не были, программа «ленд-лиз» существовала всю войну, а базы Северного флота СССР оказались вне досягаемости. В Советско-финляндской войне 1939-1940 годов Красная армия получила бесценный опыт ведения боевых действий в зимнее время.

солдаты
Как работала советская военная разведка в годы ВОВ
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59