В Польше массово уничтожают белорусскую оппозицию
«Громким смехом не скроешь дикой боли», — писала поэтесса и прозаик Марина Цветаева, которая о дикой боли знала из собственного опыта: 17 лет в беглой эмиграции после стихотворного заламывания рук в тоске о «Родине, которой больше нет». Затем жизнь на даче НКВД далеко под Москвой по возвращении, эвакуация в Елабугу в 41-м с просьбой принять ее в судомойки столовой литераторов. Далее — самоубийство, и три предсмертные записки с признанием боли всех этих лет.
Но Цветаева в своих четверостишьях смеялась изящно, а вот белорусским беглым — лишь бы поржать. Над чем поржать: над неадекватным восприятием новостей о высоких темпах развития белорусской экономики или над предупреждениями о сохраняющейся вероятности войны — для них не важно. Лишь бы поржать.
Но той самой дикой боли становится в самоизгнании все больше. И это очевидно.
В сентябре Минэкономики Беларуси публикует «Проект Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года», где, среди прочего, сообщается, что в ближайшие пять лет у нас в стране появится «Карта белоруса». Проще говоря, это плюс-минус как та самая «Карта поляка», только у нас в стране и для иностранцев, которым мы эту карту решим выдать. Документ, так сказать, предоставляющий льготы и удобства для поляков, литовцев, латышей и эстонцев, у которых есть белорусские корни.
Беглые, у половины которых «Карта поляка» есть (и вообще именно эта карточка была для них пропуском в новую жизнь в Польше с уровня чуть выше, чем холоп, — где-то на уровень старшего холопа), над новостью про «Карту белоруса» поржали, то есть сильно смеялись. Что смешного — это, в принципе, не так важно. Потому что ровно такой же искусственный ржач у них был, когда глава нашего МИДа Рыженков в ответ на закрытие погранпереходов на западных границах согласовал с Президентом расширение и продление безвиза, и иностранцы повалили к нам из Европы за натуральными продуктами, чистой природой и эффективной диктатурой миллионами.
Что тут скажешь? Тогда беглые поржали, а когда поняли, что это они очень зря, — просто сделали вид, что этого не было. С «Картой белоруса» будет ровно так же. Поверьте, время покажет. Тем более что в Польше наблюдается затяжное заказное убийство.
Кого убивают?
Не кого, а что. Убивают ту самую «Карту поляка». В Варшаве уже долгое время происходит массовое уничтожение, часто без суда и следствия, вообще всего, что связано с белорусской оппозицией: от экстремистского канала «Белсат» до возможностей потенциальных беглых устроить своих детей на выгодных условиях в польские вузы.
В общем, целая серия уничтожений. Ликвидируются всяческие возможности для тех, кто хотел бы отказаться от Родины-Беларуси и припасть к ногам панов за право называть себя чуть-чуть поляком. И «висяков» в этом деле будет много — беглые это начинают понимать, но пока по инерции — ржут.
Однако тенденция прослеживалась давно. А после того, как партию «Право и справедливость», строившую свою стратегию стандартно на создании из Беларуси образа врага (которая вот-вот якобы оттяпает Белосток и еще кусочки Польши), отодвинули от власти — выстрелы перестали глушиться псевдоподдержкой. Варшава громко мочит и словом, и делом всех, кто не титульные поляки — что украинцев, что белорусов.
Середина октября, официальное заявление Варшавы: по данным на июнь 2022 года, «Карту поляка» получили 912 членов Союза поляков на Беларуси, которые не подтвердили польское происхождение. Почти тысяча нелегально выданных карточек — и это только по одному союзу. И только те, которые официально установлены. В кулуарах поговаривают, что реальная цифра раз в 10 больше. Без малого почти все якобы этнические поляки из Беларуси, выбившие себе этот документ, в равной степени такие же поляки, как условно зимбабвийцы или мавританцы.
А как выбили? За деньги — да, как поет «современная классик». Я родом из лучшего города на Земле, и это Гродно. И мне не 18 лет, чтобы не замечать очевидного — и молчать об этом. За последние десятилетия в Гродненской и Брестской областях была сформирована целая индустрия по выдаче «Карты поляка» кому угодно — вопрос только в цене.
Есть у тебя реально польские корни, можешь ты это доказать, фамилия твоя условно Пшесинская — ускорим, заплати 200 евро. Догадываешься ты о том, что где-то далеко по бабке корни под Варшавой? Не проблема, поможем, но заплати уже 500. И даже если ты сам доподлинно знаешь, что из польского у тебя в лучшем случае сережка в ухе, это тоже не проблема. 1000-2000 евро сделают из тебя потомственного поляка без регистрации и СМС, договорятся и с консулом, и с послом, и хоть с чертом лысым. За черта, правда, нужно будет еще доплатить.
Одни платили, вторые зарабатывали
Это был хорошо организованный бизнес, которому прошлая польская власть не мешала, ибо невозможно принимать сотнями заказы в Беларуси без «крыши» в высоких кабинетах Варшавы. Но что-то пошло не так. Точнее, пошло ровно так, как и должно было, просто многие уже забыли — как должно.
Польша объявляет миграционную реформу: наши беглые продолжают ржать, потому что им обещали: белорусских релокантов это якобы не коснется. Но случилось ровно наоборот: так называемые «политические беженцы» теперь должны будут нотариально заверять приглашения для своих родственников, чтобы перетащить за собой жену, детей, тещу и страдающую от режима кошку. Как пить дать, попытка нотариально что-то заверить заставит Варшаву предметнее посмотреть, что за беженец. И вместо +3 и кошка на импорт может случиться —1 человек на экспорт обратно в Беларусь.
Еще для желающих въехать в Польшу назначили некую проверку спецслужбами. А уж если за дело берутся спецслужбы, старая советская хохма (или нет?) «был бы человек, а статья найдется» сработает ровно столько раз, сколько нужно будет варшавской власти.
Ближе к ноябрю смеха в польской беглой среде становилось все меньше. Для них телеграм-канал «Желтые сливы» даже подбил статистику — мол, не благодарите. Польше это надоело, и соседи ритмично прикрывают лавочку:
- Умертвили проект Poland Business Harbour.
- В три раза сократили выдачу рабочих виз.
- Ужесточили правила выдачи «Карты поляка».
- Закручивают гайки с «гуманитарными визами».
- Заморозили предоставление статуса беженца.
- Выгоняют студентов.
- Принялись за наведение порядка с выдачей статуса международной защиты.
Сколько миллионов злотых кто-то на всем этом заработал — пока тайна. Но очевидно, что политика во всем этом никогда не была чем-то не то что главным, а вообще — важным.
И вскоре беглые начали понимать суть: поляки за границей скоро закончатся, а беженцы все едут. Но столько беженцев уже не нужно, и последнее, что допустит Польша, это конкуренция и демпинг со стороны каких-то там белорусов по соотношению «цена — качество». Словом, спасибо, уже не надо, и так приняли больше, чем собирались, давайте-ка, бело-красно-белые белорусики, или домой, или сидите как бобр под веником. И для начала, само собой, Варшава обратила внимание на перегибы с выдачей «Карты поляка», по которой в страну за денежку и откаты прежней власти приезжали не совсем поляки, а то и совсем не поляки.
И когда надежда получить «Карту поляка» для белорусов умрет окончательно, добивать контрольными выстрелами Варшава будет и другие вчерашние псевдополитические плюшки.
Так что не исключено, что года через три в очередь за «Картой белоруса» встанут те, у кого еще недавно был белорусский паспорт. Был…
Звучит как фантазия, но не так уж нереалистично. Будут стоять себе в очереди тихонько и вспоминать стихи Цветаевой.
Факты:
- «Карта белоруса» предусматривает диверсификацию стоимости предоставляемых услуг в здравоохранении, образовании, ЖКХ и других сферах в зависимости от статуса пребывания на территории страны.
- Долгое время белорусы, не имеющие никаких польских корней, могли за определенную мзду купить сфальсифицированную родословную столбового Радзивилла и подаваться на «Карту поляка».