Почему Армения заговорила о выходе из состава ОДКБ, и причем здесь западная пропаганда
Накануне заседания министров обороны стран ОДКБ в Минске Никол Пашинян заявил о возможном выходе Армении из организации. На встрече страну представлял не министр, а представитель вооруженных сил.
На выход!
Заметно, что в Армении назрело и крепнет объективное разочарование в структурах ОДКБ и союзных отношениях с РФ. Если во время 44-дневной войны в Карабахе Турция и Азербайджан выступали как союзники и Турция оказывала прямую военную поддержку Азербайджану, то аналогичной прямой поддержки Армении со стороны России и ОДКБ не наблюдалось. Однако для этого не было и никакого правового основания: Нагорный Карабах являлся непризнанной территорией, а Никол Пашинян официально не обратился за помощью к ОДКБ.
Тем не менее поражение в войне попытались списать на бездействие России. Это был первый удар по ОДКБ, а для власти — удобный ход, чтобы прикрыть собственные ошибки. Но значительно большие проблемы с ОДКБ возникли после так называемых сентябрьских событий 2022 года, когда велись приграничные бои уже на территории Армении. Пашинян потребовал от ОДКБ вступить в конфликт для защиты территории союзника, но военный блок не стал проводить каких-либо военных операций и ограничился наблюдательной миссией.
В сентябре 2023 года на территории Беларуси пройдут крупные учения по военной линии ОДКБ. Это маневры коллективных сил оперативного реагирования «Взаимодействие», разведывательных подразделений «Поиск» и тыловых групп «Эшелон».
Такая реакция просчитывалась заранее: Россия (а это основа ОДКБ) не имела сил и средств для участия в конфликте. Из-за СВО у России нет объективной возможности оказать военную помощь и открыть «второй фронт». Кроме того, Турция обеспечивает России обход западных санкций. Все это сильно ограничивает возможности для маневра на Южном Кавказе.
Обсуждать нечего
Имеет ли Россия влияние на Азербайджан? Практически нет. Страна экспортирует нефть и газ на рынок ЕС, причем делает это не через территорию России. Последняя сильная точка для влияния — это переговорный процесс по Нагорному Карабаху, где Россия выступает посредником, но здесь существуют большие дипломатические трудности.
Нынешняя позиция Азербайджана состоит в том, что карабахского конфликта больше нет: мол, его завершили боевыми действиями в 2020-м. То есть как бы нет предмета обсуждения, а споры ведутся о частностях. Например, о том, будет или нет экстерриториальный коридор к Нагорному Карабаху со стороны Армении и будут ли там российские миротворцы.
По линии МЧС будут организованы учения «Скала-2023». Также в стране впервые пройдут маневры сил РХБЗ «Барьер-2023»
По Карабаху существуют два конкурирующих переговорных процесса — восточный и западный. Встречи проходят параллельно в Москве и Брюсселе. Переговоры в РФ, как правило, заканчиваются без видимых результатов, а вот Брюссельский процесс, где США играют ключевую роль, проходит скрытно, и постоянно сообщается о неких новых достигнутых договоренностях. Армянское общество о них ничего не знает, но есть мнение, что Армению таким образом готовят к непопулярному решению о полной сдаче Карабаха, то есть о его вхождении в состав Азербайджана.
Южный Кавказ без России
Решив карабахский вопрос, Запад ликвидирует предлог для присутствия России на Южном Кавказе. Это позволит убрать российскую базу в Гюмри и миротворцев с территории Армении. Ради этого планируется передать Карабах Азербайджану на правах автономии, что полностью устраивает США.
То есть разговоры о выходе из ОДКБ выступают фоном для будущих непопулярных решений, а вину за потерю территорий как бы заранее возлагают на Россию. В свою очередь публичные обвинения со стороны Армении тоже вызывают в РФ раздражение и нежелание отстаивать интересы страны вместо Пашиняна. Путин на Валдайском форуме по этому поводу мягко сказал, что Россия «примет любое решение армянского народа». Речь идет о том, что разрешение конфликта для России уже допустимо и в рамках западного переговорного процесса.
Надо сказать, что изначально мирные планы были очень похожими, но главное отличие западного варианта от российского — это будущий статус Карабаха. Россия предлагала данный вопрос отложить (что более выгодно для Армении в условиях военного поражения) и тем самым сохранить свой рычаг влияния и на Армению, и на Азербайджан. Запад хочет передать НКР в состав Азербайджана и лишить Россию влияния сразу на две страны. Пашинян же ведет себя очень интересно: фактически он исполняет западный план, хотя говорит о поддержке российского.
Загоняют в тупик
В РФ нынче популярен такой тезис «сначала выиграем на Украине — потом отыграем Южный Кавказ». Русские сегодня не хотят идти на эскалацию в Карабахе и берегут силы для СВО. Однако Турцией и Азербайджаном это воспринимается как слабость, отчего возникает желание еще больше надавить на РФ и Армению. Ситуация в итоге становится все более тупиковой.
Если же армяно-российский военно-политический союз ставится под вопрос, это означает уход России с Южного Кавказа. И далеко не факт, что будет куда возвращаться потом. Сегодня открыто происходит переориентация Еревана на западный курс, для чего Западу надо «замирить армян с турками». В принципе, на примере Украины видно, что ничего невозможного нет: Запад имеет технологии работы с общественным мнением, которые позволяют забыть и историю, и результаты войн, и даже семейную память. Поэтому прозападный вектор Армении означает одновременно и ее «протурецкость», как бы удивительно это ни звучало.
Надо понимать, что даже если Россия пойдет на уступки Азербайджану и отвернется от Армении, это не будет означать, что ее позиция в Азербайджане усилится. Как сказано выше, сдав Карабах, Россия потеряет последний инструмент влияния на Азербайджан и не получит ничего взамен.
Для Запада же Турция — ключевой союзник в регионе, потому что ее усиление позволяет ослабить влияние на Южном Кавказе сразу двух злейших противников — России и Ирана.
При чем тут Иран?
Иран как раз-таки очень боится усиления позиций Турции и Азербайджана. Азербайджан тесно сотрудничает с США, получает от американцев военную помощь, за счет которой укрепляет границу с Ираном и в Каспийском море. Иран видит в этом угрозу, а сентябрьские события 2022-го показали, что он может легко лишиться общей границы с Арменией в случае нового обострения.
У Азербайджана тоже есть определенное недоверие к иранцам. Азербайджан — шиитская страна, а Иран является духовным лидером всех шиитов и постоянно усиливает свои позиции, в том числе среди мусульман Азербайджана. Есть риск, что в мечетях возникнет своего рода религиозная оппозиция власти, и Азербайджан хотел бы такое влияние ограничить. Для Ирана же и Азербайджан, и Турция — это страны, связанные с Израилем и Западом, поэтому им, мягко говоря, не доверяют.
В перспективе Запад хотел бы расширить влияние Турции еще и на Среднюю Азию, где сегодня доминируют Россия и Китай. Уже создан общий тюркский алфавит, общие учебники истории, формируются общие войска гражданской обороны под эгидой Турции. И Запад закрывает глаза на многие вещи в отношении турков, потому что ему стратегически выгодна любая турецкая активность на данных направлениях.
С другой стороны, Турция также оказывает содействие Западу по Украине. Зерновая сделка имеет очевидные военные выгоды для НАТО (контроль акватории, разведка, вывод судов), а начало Стамбульских переговоров позволило ВСУ выиграть время и вооружится, после чего были потеряны Харьковская область и Херсон. Поэтому неудивительно, что Иран после некоторых колебаний активно начал помогать России в СВО.
Польша идет войной?
Если Польша нападет на Беларусь, будет ли нам помощь от ОДКБ (ведь организация не оказала ее Армении)? По факту основа ОДКБ — это российская армия. И СВО продемонстрировала, что у российской армии есть определенные проблемы, которые нужно решать (связь, логистика, боеприпасы, беспилотники, обучение личного состава и т. д.) Если эти недостатки исправить, высокий уровень российской армии автоматически будет гарантировать и силу ОДКБ. Но не наоборот. Более того, некоторые союзники по ОДКБ, например Казахстан, сейчас СВО вообще не поддерживают.
То есть в блоке нет даже единства мнений в отношении Украины, не говоря уже о какой-то гипотетической войне со страной НАТО. Реально сфера ответственности ОДКБ пока ограничивается Средней Азией и Южным Кавказом. И чтобы как-то трансформировать ОДКБ на западном направлении, надо сначала закончить СВО на Украине успешно для России.
Следует напомнить, что до событий в Казахстане ОДКБ вообще называли бумажной организацией. Тем не менее организация тогда сумела оперативно применить силы и средства для охраны ключевых объектов инфраструктуры Казахстана. Раньше ОДКБ работала только в плане терроризма, противодействия наркотрафику, но никогда — в рамках полноценной войсковой операции.
Конечно, после Казахстана было немало радужных ожиданий в плане того, что взаимодействие между странами резко улучшится. Но потом начались проблемы с Арменией и Азербайджаном в сентябре 2022-го и организация — случайно или нет — получила серьезный медийный урон.
Разумеется, это очень заманчивая идея, что Россия (сама или от имени ОДКБ) будет воевать вместо стран-участников, а элитам можно будет просто сидеть на диване. В реальности никто так не считает, поэтому все добросовестные страны-участники в первую очередь укрепляют собственные вооруженные силы. Без их наличия не спасет даже вмешательство сил ОДКБ.