Меню

Мины не грабли — второй раз не наступишь. Чем опасен «Восточный щит» для самих поляков

Польша
Фото: AP

Польша активно планирует минирование границ с Беларусью и Россией. Причем намерена потратить на подготовку восточной границы «к отражению нападения противника» 2,5 млрд долларов. Военные займутся фортификацией и созданием надежной системы мониторинга. Огневые позиции и логистические узлы оборудуют на расстоянии до 100 км от границы. Все эти мероприятия задуманы в рамках проекта «Восточный щит», который рассчитан на четыре года и представлен министром обороны РП Владиславом Косиняк-Камышом.

Забор не помог

Министр амбициозно назвал план «крупнейшим проектом по укреплению восточной границы Польши и восточного фланга НАТО с 1945 года». Созданный совместно со странами Балтии, он «поможет замедлить продвижение войск противника, облегчить перемещение собственной армии и защитить мирное население».

Предыдущее правительство Польши построило стену стоимостью 368 миллионов евро на границе с Беларусью. Тогда была цель остановить массовый приток мигрантов. Нынешние власти в Варшаве считают, что границу на этом направлении необходимо укрепить. В ходе презентации программы из слов министра и других польских военных следовало, что в итоге будет создано нечто вроде гитлеровской межвоенной оборонительной линии Festungsfront Oder-Warthe-Bogen («Одерский четырехугольник»). Сейчас она более известна как «Лагерь дождевого червя» (Regenwurmlager), который, кстати, сохранился до наших дней. Третий рейх потратил на свой аналог «линии Мажино» более 600 млн рейхсмарок (почти $12 млрд по нынешнему курсу).

В 70 странах мира многие территории, в том числе на Украине, усеяны минами.

III Rzeczpospolita Polska планирует потратить в пять раз меньше. Но очевидно, что подобные «стройки века» практически никогда не обходились без значительного выхода за пределы проектно-сметной документации.

Уже понятно, что в соответствии с проектом будут возведены фортификационные укрепления, различные типы заграждений и установлены «самые современные системы мониторинга воздушного пространства по каждому параметру, на любой высоте». Военные также подготовят местность для создания минных полей.

Фото: Минобороны Польши

В конце мая этого года депутат сейма Михал Дворчик заявлял, что Польше нужно выйти из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин и приступить к их производству, чтобы защититься от «российской угрозы». Экс-министр обороны Блащак предложил заминировать границу страны с Беларусью и Калининградской областью РФ. Он также потребовал от польских властей выйти из Оттавской конвенции о запрете производства и использования противопехотных мин — ими, видимо, и планируется начинить границу.

«Восточный щит»

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил: «К нашей инициативе на польской границе, то есть к «Восточному щиту» присоединятся скорее всего в ближайшие дни также другие страны, в том числе балтийские страны». По словам политика, над реализацией программы уже работает правительство.

Как некогда в планах Гитлера, новая польская оборонительная линия будет оснащена фортификациями и искусственными препятствиями.

О старте амбициозного проекта «Восточный щит», направленного на значительное усиление государственной границы с Беларусью и Калининградской областью РФ, власти Польши объявили еще в конце мая. Проект, который планируется реализовать в ближайшие четыре года, предполагает вложение более миллиарда долларов для создания новой линии обороны, оснащенной самыми современными технологиями. Главным куратором проекта выступит Пентагон. Генеральный штаб Войска Польского будет управлять строительством, которое начнется в 2025 году.

«Восточный щит» охватит 200-километровую границу Польши с Калининградской областью и 400-километровую границу с Беларусью. Основные объекты здесь — протяженные фортификационные сооружения, которые в последние годы считались устаревшими согласно доктрине НАТО. Однако успехи российской «линии Суровикина» в Запорожской области, сорвавшей украинское контрнаступление в прошлом году, заставили западных военных пересмотреть свои взгляды в отношении тактики. И уже с 14 по 15 октября на полигоне в Ожише прошли военные учения, связанные с тестированием некоторых элементов «Восточного щита», включая «установление бетонных ежей, противотанковых рвов и минных полей».

Фото: Минобороны Польши

Начинить минами поля на границе с Беларусью и Россией предложил бывший командующий сухопутными войсками и бывший заместитель министра национальной обороны Польши Вальдемар Скшипчак. Он заявил, что на границе надо построить укрепления с минами, чтобы окончательно отгородиться от потенциальной агрессии.

В перспективе программа «Восточный щит» может быть объединена с «Балтийской оборонительной инициативой». О ней было впервые объявлено в начале года на встрече глав министерств обороны Латвии, Эстонии и Литвы. Однако говорить о каких-либо существенных предпосылках интеграции двух оборонных инициатив преждевременно ввиду того, что среди балтийских государств отсутствует консенсус по поводу необходимости возведения новой оборонной инфраструктуры на границе. Кроме этого, объединению упомянутых инициатив может воспрепятствовать наличие исторических противоречий Польши с одной из стран балтийского региона — Литвой. Страны никак не могут преодолеть длящийся с XX века этнический конфликт, связанный с ущемлением прав польской общины в Литве.

Правда, в мае Эстония, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия и Польша все же договорились сформировать новую инфраструктуру с использованием дронов для охраны границ. А в январе этого года Times писала о планах балтийских стран построить более тысячи бетонных бункеров на границах с Беларусью и Россией для создания «балтийской линии обороны», в которую также намеревалось включить минные поля.

Самое большое минное поле

Такое впечатление, что кто-то кого-то догоняет. В январе нынешнего года в Беларуси оценили количество установленных Украиной мин: свыше 500 тысяч — противопехотных и противотанковых. Об этом рассказал государственный секретарь Совета безопасности Александр Вольфович. Местные жители, украинцы, привыкшие к мирному соседству с белорусами, от усиленной милитаризации своей земли не в восторге. Пока именно они страдают от происходящего больше всех. Так, на территории Дубровицкой территориальной громады (граничит со Столинским районом Брестской области) в июле на мине подорвался трактор — водитель погиб. Местные власти разводят руками: мол, сам виноват — не увидел предупреждающую табличку.

Местные жители, украинцы, привыкшие к мирному соседству с белорусами, от
усиленной милитаризации своей земли не в восторге.
Рисунок Антона Островского

Но, может, соседям пора остановить безумную практику минирования? Ведь потом все это «добро» извлекать из земли придется. 29 августа 2023 года на границе Украины и Беларуси прогремел взрыв — причиной детонации украинских противотанковых мин стала молния. В результате был подорван железнодорожный мост.

В 2023 году статья расходов на оборону в польском бюджете увеличилась до 4% ВВП (по сравнению с 2,2% в 2022-м).

В 2022 году был запущен процесс модернизации польской армии главным образом на основе американского вооружения.

Численность польских ВС сегодня увеличена до 250 тыс. военнослужащих (в декабре 2023-го было около 192 тыс. военнослужащих).

По оценке экспертов, после Второй мировой войны в Европе и СССР остались необезвреженными до 80 млн мин. Одного только этого количества достаточно, чтобы понять сопутствующие проблемы. Если же в понятие «минная проблема» включить огромную массу невзорвавшихся ручных и винтовочных гранат, артиллерийских и реактивных снарядов, минометных мин, авиационных бомб, осветительных ракет, пиропатронов, которых в земле и на ее поверхности осталось в 40 раз больше, чем мин, то станет ясно: проблема взрывоопасных предметов была (да и остается) очень серьезной.

Фото: CNN

Яркий пример тому — послевоенная Великобритания, где основную опасность представляли не снаряды и бомбы, которых упало на английскую землю сравнительно мало, а минные поля, созданные самими англичанами на южном побережье в 1940–1943 гг. — в сумме около 350 тысяч мин. И что довольно интересно с позиции сегодняшнего дня: ввиду значительной опасности работ по разминированию, к ним привлекали в основном бежавших от Красной армии украинских националистов, участников борьбы против большевиков, обещая взамен гарантию невыдачи их СССР, а также пленных немцев.

Естественно, что проект «Восточный щит» не может не вызывать обеспокоенности в Беларуси и России. Он является отражением агрессивной политики не только самой Польши, но и всего блока НАТО, поэтому должен рассматриваться всерьез и в Москве, и в Минске, несмотря на потенциальные и уже очевидные трудности в его реализации.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59