Президентские выборы в Румынии: почему Санду с Зеленским в истерике
Первый тур президентских выборов в Румынии поверг в шок западных политиков и их марионеток: лидером стал Кэлин Джорджеску, набравший 22,86% голосов. Financial Times в статье о выборах называет его «пророссийский крайне правый кандидат». Он опередил действующего премьер-министра Марчела Чолаку, получившего 19,14%, и лидера либеральной «Партии спасения Румынии» Елену Ласкони с 19,17%. После оглашения итогов первого тура в отношении Джоржеску началась травля в румынских и других западных СМИ.
Так кто же такой Кэлин Джорджеску, и почему он вызывает раздражение на Западе? Его считают самым радикальным из публичных румынских политиков. Джорджеску даже пришлось из-за громкого скандала покинуть ряды партии «Альянс за объединение румын», поэтому на выборы от пошел как независимый кандидат. Негативный резонанс вызвало то, что он назвал лидера румынских фашистов Иона Антонеску и главу ультраправого движения «Железная гвардия» Корнелиу Кодряну национальными героями. Даже было заведено уголовное дело. Но, разумеется, не этот случай стал поводом для травли Джорджеску. Ненависть западного политикума он вызвал заявлениями о необходимости прекращения помощи Украине, о нецелесообразности членства Румынии в НАТО и размещения на ее территории системы ПРО. Он утверждал, что американский «ракетный щит» создается для того, чтобы защитить США, а не Румынию. Политик также неоднократно говорил, что рассчитывать на НАТО не стоит, ведь этот альянс «еще не сумел никого защитить». Но самое большее раздражение вызвали слова Джорджеску о Владимире Путине. Он назвал российского президента «настоящим лидером, который любит свою страну».
Понятно, что против Джорджеску с момента регистрации кандидатом в президенты начала работать вся политическая и пропагандистская машина. Тем не менее он ошеломил румынских либералов своей победой в первом туре. Почему это произошло? Эксперты называют несколько основных причин. Главной платформой для предвыборной агитации Джорджеску выбрал TikTok, и это решение принесло ему немало голосов. В своей программе он делал акцент не на политику и идеологию, а на решение внутренних экономических проблем. В частности, призывал защитить интересы румынских фермеров на внутреннем рынке, наращивать внутреннее производство продуктов питания и электроэнергии. Многие политологи сошлись во мнении, что риторика Джорджеску очень напоминает предвыборные заявления Дональда Трампа и заявления Виктора Орбана. В венгерскому премьеру Кэлин Джорджеску относится с огромной симпатией и восхищается его «умением отстаивать интересы Венгрии на международной арене».
К своей победе в первом туре Кэлин Джорджеску отнесся без иллюзий. Он заявил, что «Румыния пробудилась», но праздновать победу пока преждевременно. Во втором туре еще предстоит борьба с Еленой Ласкони, отставшей на 3%. Последняя — типичный евролиберальный политик с неизменно присущей таким персонажам махровой русофобией. Она не раз делала антироссийские заявления и призывала к всесторонней поддержке киевского режима. Понятно, что победа во втором туре достанется тому, кто сможет получить поддержку электората других кандидатов. На что может рассчитывать Джорджеску? Несмотря на прошлую размолвку, полагаю, он может привлечь голоса лидера «Альянса за объединение румын» Джордже Симиона. Это плюс 13,87%. В итоге — 36,73%. Елена Ласкони будет рассчитывать на поддержку избирателей премьер-министра Марчела Чолаку. Плюс 19,14 %. В итоге — 38,32%. Эти цифры показывают, что сегодня спрогнозировать результат второго тура крайне сложно. Понятно, что вся западная политическая закулиса включит проверенные грязные технологии против Джорджеску. В набат начала бить президент Молдавии Майя Санду. Она призвала молдаван с румынскими паспортами ехать на выборы. Судя по реакции провластных СМИ Украины, команда Зеленского тоже сейчас в состоянии очередного шока.
Даже сегодняшние промежуточные результаты говорят о том, что либералы уходят с политической арены. И касается это не только Румынии. Сегодня в западном мире налицо тенденция роста популярности лидеров, ориентированных на прагматичное решение накопившихся внутренних проблем. В Европе к их числу можно отнести словацкого премьера Роберта Фицо, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, лидера французских правых Марин Ле Пен. Аналогичные политические силы сегодня набирают популярность практически в каждой европейской стране. Либеральные СМИ навешивают на них ярлыки пророссийских политиков. Да, они не скрывают симпатии к Путину. Но главное не это. Они достаточно рациональны и воспринимают махровую русофобию как политику, ведущую к ущербу национальным интересам.
В то же время, считаю, что не следует воспринимать Кэлина Джорджеску с иллюзиями. «Альянс за объединение румын», одним из лидеров которого он был, главной целью видит присоединение к Румынии Молдавии. Тем не менее, здравомыслия у этого политика гораздо больше, чем у нынешних румынских властей.