Немецкое благополучие помахало рукой
Германия в последние годы уже перестала ассоциироваться с чем-то надежным и благосостоятельным. Экономические показатели в стране постоянно падают, так же как и доходы немцев. Из растущих — только число безработных.
Полный назад
В первый год СВО Германия по снижению заработных плат обогнала все страны Европы и побила рекорды по этому показателю, который последний раз в ее истории зафиксирован в 1950 году. Если сравнить с падением зарплат в коронавирусные годы, то это еще минус 10%.
Закономерно, что снижаются и производственные показатели. Сейчас спад в экономике сопоставим с кризисным уровнем 2008 года.
В 2023-м реальный объем производства страны уменьшился на 1,5% по сравнению с предыдущим годом.
Если в 2022-м больше всего в глаза бросалась инфляция в Германии, которая доходила до 12%, то уже в 2023-м — как раз последствия промышленного кризиса — безработица. Ведь логично, что если закрывают завод, то увольняют всех рабочих. За последние 4 года к декабрю 2023-го этот показатель в 5,9% стал самым высоким.
Но насколько «повезло» тем, кого не уволили? С марта 2022-го по 2023 год зарплата у занятого слоя населения упала на 4%, а если суммировать с убылью зарплаты, которая началась с коронавирусного 2020 года, то на 10%. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает: «В самом деле, реальная зарплата жителя Германии за последние два года снизилась уже на 10%. Объемы производства же за тот же период сократились более чем на 7%. Понятно, что промышленный кризис сказывается как на бюджете страны, так и на зарплатах населения. Также ситуация усугубляется нарастающей напряженностью с топливом, кризисом банковской сферы ЕС и высокими социальными обязательствами, которые немецкое правительство несет по отношению к неработающим мигрантам.
Вместе с тем Германия была и пока остается сильнейшей экономикой Европы — так что падать там еще есть куда. И если в ближайшее время ЕС не одумается и не перестанет «стрелять себе в ногу» санкциями против российского экспорта нефти, газа и других важных ресурсов, мы продолжим в ближайшие годы наблюдать, как на бутерброде рядового бюргера будет все меньше масла».
Что говорят эксперты
В феврале 2024 года аналитики Deutsche Welle писали, что начало года выглядит относительно спокойно и кризисы не прогнозируются несмотря на то, что в 4-м квартале 2023 года, когда падение замедлилось, рост ВВП исчислялся минус 0,2%.
Директор и экономист Института нового общества и преподаватель кафедры политической экономии и истории экономических учений Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Василий Колташов уверяет, что к такому заявлению немецких чиновников нужно относиться с долей скепсиса. Ведь раньше преимущество Германии состояло в том, что она получала ресурсы из России по доступным ценам, а поскольку сейчас этого нет, неизбежно сокращается промышленность и оплата труда. Также он считает, что происходящее с немецкой экономикой носит характер волнообразный. Если зима была относительно спокойной, как отмечали выше, то в дальнейшем показатели будут падать. На это влияет множество факторов: рост цен на нефть, сложность в транспортировке через Суэцкий канал и один из основных — фиаско идеи о разрушении России изнутри. Последний пункт определила победа Владимира Путина на выборах президента РФ в марте 2024 года.
Василий придерживается мнения, что очередные санкции Брюсселя в отношении России усугубят положение Германии еще сильнее. А немецкие жители еще не осознают, что дальше ситуация будет только ухудшаться. Но все же некая часть из них уже проанализировала, что, поменяв христианских демократов на социал-демократов в лице Шольца, ничего не поменяла.
Сами немцы не очень-то и отнекиваются. Министр экономики Германии Роберт Хабек заявил перед парламентом, что Германия на самом деле находится в очень сложной ситуации по нескольким причинам: «Во-первых, в отличие от других стран, с которыми мы конкурируем, энергоснабжение Германии было в значительной степени выстроено на зависимости от российского газа. Это давало нам в прошлом конкурентное преимущество, это было очень выгодно. После того как газа (из РФ. — Прим. ред.) не стало, мы утратили конкурентное преимущество, потому что, естественно, цены на энергию в Германии стали выше».
Известное британское издание The Guardian публикует статьи, в которых не раз упоминает, что к тяжелым экономическим последствиям Германию привел именно отказ от российских энергоносителей в 2022 году. Немецкие журналисты не парируют, но проводят аналитическую цепочку. Например, Вольфганг Мюнхау писал, что экономика Германии ухудшается, а вместе с ней и экономика всего Евросоюза: «Все началось с промышленного спада в нашей стране, а российская спецоперация на Украине и последовавшие за ней антироссийские санкции поставили на край пропасти экономику Германии. Кроме того, соседи Германии в Центральной и Восточной Европе сильно интегрированы в немецкие цепочки поставок. А экономика Евросоюза зависит от взносов Германии в бюджет сообщества, и благосостояние ЕС напрямую зависит от немецких государственных облигаций».