Кризис судебной реформы в Израиле. Почему Нетаньяху не ждут в Вашингтоне

Израильский премьер-министр намеревался посетить США в апреле, после окончания иудейского Песаха. Однако, президент Америки заявил, что не хочет видеть в Белом доме в ближайшее время Биньямина Нетаньяху, который поставил на паузу обсуждение законопроекта о реформировании судебной системы страны, вызвавшего массовые протесты и объявление общенациональной забастовки.
В Израиле сложилась уникальная ситуация: никто не спорит, что судебная реформа нужна, но значительная часть общества выступила против нее в том виде, в котором ее предложила правящая коалиция. «Верхушка» пытается перераспределить полномочия ветвей власти в пользу исполнительной и законодательной, сосредоточив по факту всю полноту власти в своих руках. Израильтяне давно задавались вопросом, почему Верховный суд часто берет на себя функции парламента и правительства, блокируя их решения.
Израильское общество возмутил темп, с которым большинство кнессета начало принимать законы, ограничивающие полномочия судов, часто сворачивая дискуссию и не давая высказаться представителям оппозиционных партий, что в конечном счете и вывело сотни тысяч людей на улицы. Триггером всей этой истории стало увольнение министра обороны Йова Галланта по политическим мотивам, как потерявшего доверие премьер-министра.

Спустя час после отставки Галланта у президента Ицхака Герцога начались консультации представителей правящей коалиции с оппозицией по поводу очередного компромиссного варианта реформы, но затем Нетаньяху объявил о сворачивании процедуры принятия законопроекта во втором и третьем чтениях. Два последних события успокоили протесты, но не факт, что надолго.
Почему же в Израиле произошел настолько глубокий раскол в обществе и связанный с ним политический кризис?
Дело в следующем. Законодательная власть принимает законы, суд их отменяет, но правительство, невзирая на решение суда, эти новые законы исполняет. Это нарушает существующую в Израиле систему сдержек и противовесов. Власть предложила реформу, в соответствии с которой законодательная власть будет принимать законы, но теперь уже будет отсутствовать противовес, способный не то, чтобы его отменить, но и дать законопроекту надлежащую правовую оценку.
Сторонники судебной реформы утверждают, что при наличии большинства в кнессете парламент имеет право принимать любые законы, а общество отвечает, что при отсутствии сдерживания законодательной власти со стороны других ее ветвей, баланс сдержек и противовесов нарушается, одна из ветвей власти фактически получает всю ее полноту, что само по себе нелогично и недемократично.

Теперь с наибольшей остротой встал вопрос о том, насколько долго продержится коалиция, сформировавшая правительство лишь в начале января. Исходя из сложившейся израильской политической культуры, можно утверждать, что на жизнеспособность правящей коалиции никогда не влияли внешние факторы. Это значит, что ни позиция депутатов от оппозиции в кнессете, ни, тем более, «уличная демократия», не способны ее расколоть. В Израиле решение о распаде коалиции принимается только внутри ее самой.
Многие из действующих министров сейчас понимают, что они находятся в достаточно выгодном для себя положении и им нет никакого резона уходить из правительства. Поэтому, коалиция сохранится.
Администрация Байдена дала понять, что будет рада своему самому близкому союзнику на Ближнем Востоке только после того, как кризис с реформированием судебной реформы разрешится. От Нетаньяху ждут компромисса и в самом Израиле.
Рекомендуем

