Меню
Голас Любаншчыны

Жители Ляховщины обвинили местные власти в бездействии и разместили жалобу в YouTube

Жители Ляховщины обвинили местные власти в бездействии и разместили жалобу в YouTube
Фото: pristalica.by

На этой неделе основная часть населения деревни Ляховщина Ждановичского сельсовета опубликовала открытое обращение к Президенту Беларуси, передает информационный портал Минского района pristalica.by.

Известно, что 24 марта инициативная группа создала канал на YouTube и опубликовала туда сразу несколько видео. Одно из них выглядело так: 19 представителей старшего поколения вместе со своими детьми и внуками стали в большую лужу. Для остроты решили обуть резиновые сапоги, правда, некоторые все же встали в кадр в сланцах и в кроссовках. Видно, что снимали все это еще до внезапного возвращения зимы: одежда относительно легкая. Общую картину можно было бы назвать «Оттепель пришла в деревню», если бы не одно «но»… 

Женщина зачитала на камеру письмо-обращение к Президенту, в котором однобоко рассказывалось о сложившейся проблеме с дорогой. Помимо того, что сельчане обвиняли представителей власти в бездействии, так еще и поведали всему свету о том, как КУП «Минскоблдорстрой» вынуждает платить баснословные деньги за укладку асфальта по улице Центральной, что расположена на автомобильной дороге Н-8977 «Ратомка-Подгорье-Ляховщина».

Протяженность дороги — 4,85 км. На участке км 0,0 — км 1,72 имеет асфальтобетонное покрытие, на остальном — гравийное

Любой пользователь YouTube, посмотрев видео, мог бы покачать головой и ужаснуться от озвученной информации: дорога не заасфальтирована, дети в школу добираются через грязь и лужи, а пенсионеры идут по 4 км до ближайшей остановки общественного транспорта.

До удаления видео под роликом успели появиться два комментария. Некая Галина поддержала жителей Ляховщины: «Молодцы! Надо выложить на сайт Президента». А вот мужчина под ником «Денис Минск» считает, что в сложившейся ситуации есть вина самих сельчан: «Надо было участвовать со всеми СТ до Ляховщины. Когда клали дорогу в деревне Подгорье, СТ «Поляны-1», СТ «Электро» и многие другие. Вы же не захотели. Вот и начали…» Именно после прочтения этого комментария у нас появилось много вопросов, на которые найти ответы удалось лишь в кабинете генерального директора КУП «Минскоблдорстрой» Виктора Рагусского. Именно он взял ситуацию в свои руки: пригласил за круглый стол переговоров «блогеров».

В поисках виновного

30 марта Виктор Генрихович и начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения Валентин Вовченко встретились с сельчанами. Кстати, на встречу приехало лишь три человека.

Первый в диалог вступил Виктор Рагусский. Он поинтересовался, в чем же был смысл в опубликовании видео. Ответ поступил быстро: «Устали ждать!».

Затем приступили к обсуждению основных вопросов. Дело в том, что в 2022 году, учитывая заинтересованность и личное предложение жителей деревни Ляховщина, специалисты КУП «Минскоблдорстрой» рассмотрели вопрос асфальтирования дороги по улице Центральной по принципу государственно-частного партнерство. Это значит, каждая из сторон должна оплатить 50%.

—  Перед встречей я поднял всю нашу с вами переписку. Всего мы вам отправили 8 ответов на ваши обращения. Хочу отметить, что ни разу никто вам не отказывал, — заявил Виктор Генрихович. — Мы с вами договорились, что после того, как вы проложите все коммуникации и подсчитаете количество средств, которые вы готовы вложить в строительство дороги, мы будем двигаться дальше. Кроме того, мы вас направляли в ДРСУ-194, чтобы вы, как исполнители, взяли смету. Однако этого не произошло. Хотя ваши соседи-дачники из садоводческих товариществ решили такую же проблему за год.

Сельчане парировали: они не могут собрать даже 50% от стоимости работ, ведь в деревне зарегистрировано 110 жителей, 19 из которых моложе трудоспособного возраста. Примерная сумма, которую они могут внести, — 70 тысяч рублей.

Ориентировочная стоимость устройства асфальтобетонного покрытия 3,13 км — 940 тысяч белорусских рублей

— Также вы ни разу не сообщали, что готовы внести определенную сумму на строительство дороги. Более того, вы должны были понимать, что оплатить нужно половину от стоимости работ, а не лишь 50-70 тысяч, — отметил Виктор Генрихович.

Генеральный директор отметил, что если бы предприятие пошло на такие уступки, то возник бы вопрос: а чем же жители Ляховщины лучше других деревень? Он акцентировал внимание и на том, что на сегодняшний день в Минской области 7 тысяч гравийных дорог, и после прихода весны все они находятся в одинаковом положении. Так что ситуация в Ляховщине — это не исключение.— Да, далеко не все деревни согласны сделать более комфортный проезд по принципу государственно-частного партнерства. Вы были готовы к этому, — отметил Виктор Генрихович. — Теперь представим ситуацию: все решили выпустить в «открытый эфир» подобные обращения. Вы думаете, у нас резко найдутся деньги на всех? Нет.

Именно так выглядела дорога утром 29 марта

К слову, при сезонном осмотре местных автомобильных дорог Минского района в октябре 2022 года комиссией было установлено, что гравийное покрытие Н-8977 «Ратомка-Подгорье-Ляховщина» соответствует требованиям СТБ 121-2016 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного покрытия».

— Да какая у нас ситуация! Нашим детям и пенсионерам идти до остановки 4 километра нужно, — отметила сельчанка.

Также заявители подняли вопрос со школьным подвозом. По официальным данным, 3 несовершеннолетних обучаются в Ратомской школе, 1 — в Заславской гимназии, 1 — в Ждановичской школе. 6 посещают учреждения общего среднего образования в г. Минске, еще 2 находятся с родителями дома (дошкольники) и 4 ходят в детские сады в Минске (3) и Хатежино (1).

В Минский райисполком и Ждановичский сельисполком от жителей Ляховщины не поступало обращений по вопросу организации подвоза детей в учреждения образования

Родители школьников уверены, что невозможно организовать школьный подвоз лишь по одной причине: нет дороги.

— Дело не в дорожном покрытии, а стесненных условиях и отсутствии видимости. Для того, чтобы организовать школьный подвоз или продолжить автобусный маршрут, необходимо расширять дорогу и делать разворотное кольцо. А вот это может инициировать Ждановичский сельисполком. Затем создается комиссия, в которую включают представителей различных ведомств. Вы должны понимать, что все это длительный процесс, — пояснил Виктор Рагусский.

После этого присутствующие решили определиться с асфальтированием дороги. Так, один из представителей деревни спросил, что можно сделать, если они готовы вложить только 70-80 тыс. бел. руб.

Гендиректор предложил несколько вариантов: неравнодушные жители могут подождать, пока цена на асфальт подешевеет, либо собрать более крупную сумму денег.

— Что касается общественной остановки, то тут мы вас поддержим. Вам лишь нужно инициировать создание комиссии через Ждановичский сельисполком. Думаю, что постепенно мы сможем решить проблемы, главное работать через официальные органы и СМИ, — предложил Виктор Рагусский.

Также заявители поинтересовались, могут ли они нанять частную организацию для укладки асфальта? Однако на это генеральный директор КУП «Минскоблдорстрой» ответил быстро и четко: «Нет!».

— Вы поймите, что дорога находится на нашем балансе. Более того, мы ее сделаем вам, как для себя, а частники — как для вас, — подчеркнул гендиректор. — Можно пойти от обратного: после того, как вы в ДРСУ-194 ознакомитесь со сметой, посчитаете точное количество своих средств, можно будет сделать определенный участок дороги.   

За столом переговоров также удалось решить еще один момент: в деревне создадут инициативную группу или выберут старосту. Ведь если один человек будет вести официальную переписку с предприятием или другими ведомствами, а потом грамотно передавать своим соседям информацию, то будет проще работать над решением проблемы.

Мнения:

Генеральный директор КУП «Минскоблодорстрой» Виктор Рагусский:

— Из-за того, что люди устали от ожидания разрешения их проблемы, они перестали слышать советы и требования. Им движет одно желание — получить мгновенный результат, находясь в условиях непривилегированных, которых ни у кого нет. Именно поэтому они прибегают к таким способам передачи своих мыслей. Так быть не должно. В разговоре с тремя представителями деревни Ляховщина я неоднократно акцентировал внимание на том, что нужно решать вопросы официально. Надеюсь, что сельчане не будут гнаться за хайпом и поймут, что из-за ролика в YouTube им никто не сделает дорогу сиюминутно.

Председатель Ждановичского сельисполкома Дмитрий Атрашонок:

— Выезжал на место как я, так и мой заместитель. Проверяли, в каком состоянии находится дорога после неожиданного снегопада. Могу точно сказать: если в сельисполком поступит обращение от жителей деревни Ляховщины, то, конечно, будем реагировать и помогать всем, чем сможем. Это я гарантирую. К сожалению, в Единый день приема депутатов, который проходил 30 марта, ни один представитель Ляховщины не обратился за помощью.

Жительница деревни Ляховщины:

— Мы сделали видео, потому что деревня в 10 км от МКАД находится в стагнации, нет развития, несмотря на живописное месторасположение. Отсутствуют банальные условия для передвижения. Осенью и весной необходима сменная обувь, местами нет возможности пройти в принципе. По итогам нашей встречи ответы получены на одну часть проблемы — общественный транспорт и остановка. А вот что касается перспективы асфальтирования дороги, то мы поняли, что реализация всего этого пока не подъемна для нас. Видимо, все так и останется.

Жительница деревни Ляхоновичи, многодетная мама:

— Потратили все свои силы и средства на постройку загородного дома. В 2022 году осенью переехали в эту деревню. Четверо детей устроили в Ратомскую школу, одного в детский сад, что на Пирсе. В Ратомской школе две смены. Занятия начинались в 8 утра, поэтому я выезжала в 7.30, отвозила двух детей в школу и одного в детский сад, дорога была ужасной, хотя это была только осень. В 12.00 приезжала за детьми с первой смены и привозила детей на вторую смену, ждала до 14.00. Отвозила детей домой, а потом в 17.00-18.00 ехала за малышом в сад и за детьми в школу. Потом отвозили старшего в Ратомскую музыкальную школу к 20.00 — ждала его там час. Затем снова ехала по разбитой дороге домой. После того, как нам отказали в предоставлении автобуса и в ремонте дорог, мы не выдержали и уехали в Минск. Двое детей так до сих пор прописаны в деревне.  

В Минском районе 1585 км. дорог, 1267 из которых — с усовершенствованным покрытием. В то же время на территории пристоличья 2042 км улиц. С усовершенствованным покрытием — 994 км.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59