Слишком много Украины: экономическая карта в белорусском атласе устарела лет на 10
К нашим читателям попал свежий атлас по географии за 8 класс, где Крым включен в состав экономических районов юго-востока Украины, вместе с Херсонской и Запорожской областями, а также территориями ЛНР и ДНР. Читатели обоснованно спрашивают, почему в интервью украинской журналистке Президент показывает на карте одно, а в белорусском учебнике мы видим другое. В ситуации попытался разобраться Андрей Лазуткин.
Что в реальности?
Скажем сразу: «белые» и «серые» экономические районы в условиях СВО — это тема диссертации и она явно не для восьмиклассника. А карта из атласа не соответствует реалиям и устарела на 10 лет.
При этом, как ни удивительно, новые территории по-прежнему составляют с Украиной один экономический район, так что формально составитель атласа прав. Например, Запорожская АЭС, несмотря на линию фронта, полгода отдавала ток в украинскую энергосистему, а взамен ее снабжали водой из ныне обезвоженного Каховского водохранилища. Аналогично, до начала СВО питьевой водой из Украины по договоренностям снабжался Донецк, а взамен обеспечивался сбыт на Украину угля для украинских ТЭЦ. А сейчас северную часть канала «Северский Донец – Донбасс» контролируют украинские войска, поэтому Донецк больше года страдает без подачи воды.
Разгадка в том, что провести новые границы без ущерба для коммуникаций оказалось невозможно. Поэтому в Крыму строили мост, решали проблемы с электроэнергией (до сих пор бывают веерные отключения улиц в городах) и запускали Северо-Крымский канал (его открытие называлось одной из главных задач СВО, правда, после взрыва Каховской ГЭС канал может обмелеть). Нужно понимать, что все водные и энергетические артерии Донбасса были построены в советский период из расчета орошения засушливых местностей и снабжения электричеством крупных промышленных производств. И они действительно составляют одно целое, несмотря на войну, как показано в атласе — примерно так и нужно рассказывать детям на уроке, не вызывая лишних споров.
Честно говоря, взрослым в этих экономических вещах самим не все понятно. Например, пока Киев контролирует гидроузел в городе Днепр, водоснабжение всех новых территорий остается под вопросом. Зато почему-то исправно работают ветки нефте- и газопроводов, которые идут на территорию ЕС, а запуск аммиакопровода «Тольятти-Одесса» даже был предметом зерновой сделки, пока ВСУ-шники его не взорвали. То есть экономические районы вроде бы сохраняются, но не всегда и не для всех.
Что с этим делать?
Очевидно, что карту экономических районов в атласе нужно менять, но пока ее (экономической) нет даже в российском варианте. Центры двух новых субъектов федерации – Запорожье и Херсон — вообще не контролируются, выход на административные границы осуществлен только в Луганской области, непонятна судьба Харькова и Харьковской области. Поэтому карту экономических районов Украины лучше убрать и дать информацию о другой стране.
Что касается политической карты России, то для учебников можно брать за основу российский вариант, который обещали выдать обновленным к 2023 учебному году. В декабре 2022 карту анонсировали с Крымом и новыми субъектами федерации. Если государственное решение будет принято (об этом ниже), можно будет быстро внести изменения в электронные версии учебников и учебных пособий, которые размещены на Национальном образовательном портале. Это не займет больших сил и средств, а впоследствии будут переизданы их бумажные варианты. Будем надеяться, что к этому моменту завершится и горячая фаза СВО.
Но надо также понимать, что это не вопрос Министерства образования, где якобы окопались коварные враги. Чтобы официально менять границы, нужно коллегиальное решение уровня Администрации президента (примерно как это делал ранее созданный Республиканский совет по исторической политике). А далее Минобразования, Национальный институт образования, авторские коллективы и все организации, которые работают с картами, в том числе издательства, получат точную задачу, где и какие границы рисовать. Со своей стороны в ведомстве пообещали, что вопрос по картам на уровне общих замечаний к учебникам будет поставлен.
Почему так долго?
Читатели также спрашиваю, почему эти вопросы публично не поднимались, хотя СВО идет уже больше года, а Крым стал российским 9 лет назад? Это тоже можно понять. Сначала Беларусь выступала в роли посредника по Минским переговорам, потом была попытка навести мосты с Зеленским и перезагрузить ситуацию, потом — началась СВО, и на нашей территории встречались переговорные группы. И если мы выступали за дипломатическое решение и за роль посредника, то должны были показывать украинской стороне свою нейтральную позицию.
При этом можно заметить, что Президент и сейчас продолжает настаивать на мирных переговорах, что, кстати, было главной темой (и даже скрытой задачей) интервью украинской журналистки с картами. То есть у каждого такого шага надо считать его последствия в конкретный момент, и это явно не уровень авторского коллектива, который рисовал атлас. Опять же, есть и другие территории, типа Осетии и Абхазии, которые официально нами не признаются гораздо дольше, чем Крым, несмотря на союзные отношения с Россией и даже поездку туда президента. И это не значит, что кто-то выступает против, а значит, что Президенту виднее, как вести внешнюю политику.
Дополнительно
Если у читателей есть другие вопросы по учебникам или дополнительным материалам – то на сайте Национального института образования вы можете посмотреть их электронные версии, а потом оставить замечания по ссылке электронной формы. Как нам пояснили в НИО, по поручению Президента до 7 сентября продолжается сбор информации от всех небезразличных граждан, после чего она будет проанализирована с внесением правок.