Дональд Трамп: розовые очки разбиты вдребезги
С первых заявлений Дональда Трампа о намерении второй раз бороться за президентское кресло у меня вызывали недоумение иллюзорные надежды многих людей в Беларуси и России. В этой ситуации более всего удивляло, что в миротворческие обещания Трампа уверовали и некоторые политологи. Я неоднократно писал о том, что абсолютно недопустимо воспринимать этот персонаж в розовых очках. Это опасный противник. И в отличие от старого маразматика, ныне восседающего в Белом доме, он умен и хитер. Посему опасен вдвойне. По мере раскрытия карт иллюзии начали таять, а теперь розовые очки разбились вдребезги: за несколько дней Трамп сделал ряд гнусных русофобских заявлений.
Меня изначально насторожило отсутствие конкретики в предвыборной программе Трампа. В частности, конкретики по Украине. Правда, в процессе стали улавливаться некоторые контуры. Изначально журналисты говорили о «мирном плане» Трампа по Украине, исходя из его различных высказываний, порой некорректно вырванных из контекста или неуклюже интерпретированных. Но даже из этих мозаично выстроенных фраз можно было понять, что Трамп намерен приложить усилия к завершению кровопролития на Украине. Но какой ценой и на каких условиях? Через некоторое время кандидат в вице-президенты от республиканцев Джейсм Вэнс презентовал свой план мирного урегулирования украинского вопроса: отвоеванные земли признаются за Россией, вдоль линии фронта создается демилитаризованная зона, оставшаяся часть Украины будет иметь поддержку Запада, но речи о ее вступлении в ЕС и НАТО не будет. Подчеркиваю — это план Вэнса, а не Трампа. Важный вопрос: почему Трамп изначально предпочел тактику ухода от конкретики?
На этот вопрос я неоднократно давал ответ в своих статьях. Это делалось с целью иметь в перспективе возможность маневра. И маневра не в лучшую сторону. Потому что, во-первых, Трамп не в состоянии в одночасье переформатировать политическую и экономическую машину США, заточенную на ведение войн по всему миру и на русофобию. Во-вторых, его заявления о приоритете решения внутренних вопросов отнюдь не означают отказа от амбиций мировой гегемонии США. В-третьих, в бытность президентом он показал себя как ярый русофоб и опаснейший враг. Правда, под занавес предвыборной гонки Трамп все-таки соизволил высказаться о мирном плане по Украине в интервью Financial Times. От озвученного предполагаемым заместителем варианта план Трампа отличается лишь тем, что весь процесс обеспечения мира перекладывает со стороны Запада на ЕС, упоминается некий Минкс-3 и жесткие механизмы принуждения исполнения мирного соглашения.
Но чем ближе к финалу президентской гонки в США, тем больше срываются маски. Трамп уже не скрывает своей русофобии. Несколько дней назад он заявил, что угрожал Владимиру Путину:
Владимир, если ты будешь гоняться за Украиной, я нанесу удар такой силы, что ты даже не поверишь. Я нанесу удар прямо в центр гребаной Москвы. Я не хочу этого делать, но у меня нет выбора.
Реакция в Москве не заставила себя долго ждать: от предельно корректного комментария Пескова до гневного ответа Медведева. Но Трампа это не остановило. Похоже, он вошел во вкус. Вчера он сделал два заявления откровенно антироссийского характера. Он назвал опасной для США дружбу России и Китая и пообещал помешать:
Байден объединил их. Это позор… Мне придется разъединить их. Думаю, я смогу это сделать.
Более того, в интервью Такеру Карлсону Трамп заявил, что он уничтожил Северный поток-2:
Они любят говорить, что я друг России, что я работал на Россию, что я российский шпион. Эти люди больны. Самая большая работа России, которая у нее когда-либо была — это Северный поток-2, самый большой в мире газопровод из России в Германию. Я убил его и никто этого не сделал, кроме меня.
Напомню, когда Трамп был президентом, ввел санкции против судов, строящих газопровод, что замедлило его достройку. Позже Байден эти санкции отменил.
Реакция последовала и на эти заявления. Как всегда максимально корректный Песков выразил непонимание по поводу намерения кандидата в президенты от Республиканской партии США «разъединить» Россию и Китай в случае своей победы на выборах, поскольку сотрудничество двух стран не направлено против интересов иных государств.
Достаточно прямо о словах Трампа высказался Сергей Лавров:
Предпочтений у нас нет. В свое время трамповская администрация ввела самое большое по сравнению с предшественниками количество антироссийских санкций. При нынешнем президенте, раскрутившем до предела спираль русофобии в США, наши страны балансируют на грани прямого военного столкновения.
Кто бы ни выиграл выборы, не видим перспективу изменения русофобского курса США.
По словам российского министра, Москва будет готова к диалогу с Вашингтоном, только когда американцы продемонстрируют серьезность намерений договариваться по-честному, на основе уважения интересов друг друга и принципа взаимности.
Итак, маски сброшены. Но нет худа без добра, как говорится. Теперь иллюзии растаяли окончательно. Все прозрели. А объективное восприятие действительности — основа успеха.