Чем генсек ООН не угодил Израилю
Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац объявил генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша персоной нон грата, запретив ему въезд в страну из-за недостаточной реакции с осуждением иранской ракетной атаки.
Объявление генсека ООН невъездным — это в любом случае что-то запредельное за всю историю организации. Да, различные чиновники, послы, наблюдатели не раз получали запрет на въезд в ту или иную страну. И это всегда вызывало жесткую реакцию в мировом сообществе: в каждом случае разъяснялось, что концепция «персона нон грата» неприменима к членам Организации Объединенных Наций. Но Израиль пошел дальше всех, потому что решил, что может.
И ведь все получается! Всему миру наглядно демонстрируется, что конвенции, договоренности, дипломатический протокол, да и в целом международное право — больше ничто и вполне закономерный итог концепции «мира, основанного на правилах». По этому поводу пресс-секретарь МИД РФ М. Захарова заявила: «Суверенное право страны — объявлять персоной нон грата. Но делу мира это не поможет. Если кто и виноват в сложившейся ситуации и неспособности ООН возвысить голос, это Вашингтон, который заблокировал не один проект резолюции Совета Безопасности ООН и в очередной раз сорвал дипломатические усилия своими топорными действиями». В ходе заседания Совета безопасности всемирной организации постпред РФ в ООН В. Небензя объявление Израилем генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерриша персоной нон грата назвал «хамским решением» и пощечиной Совбезу и призвал всех членов последнего отреагировать на агрессивный жест Израиля. Но ведь Гутерриш осудил в целом эскалацию в регионе и призвал к перемирию. Таким образом, он в условиях конфликта с участием различных членов организации попытался изобразить нейтральность.
Логика здесь прослеживается следующая — Израиль, взяв на вооружение пример Украины, посчитал себя вправе устанавливать правила, порядки и «международное право в отдельно взятом регионе». То есть отныне Нетаньяху — сам себе генсек и ООН, и НАТО, и партии «Ликуд» в одном лице. И мы увидим, как Вашингтон и весь зависимый от него коллективный Запад махнут рукой на любые нарушения, вторжения и разрушения, если их творцы — союзники. Максимум попросят пойти на какие-то уступки — вот хотя бы с генсека ООН снять неприменимый в его отношении статус. Ну что ж, добро пожаловать в «мир, основанный на правилах» — он ведь так и живет.
Резкое обострение на Ближнем Востоке началось 7 октября 2023 года, когда по Израилю были массово запущены ракеты со стороны сектора Газа, а на территорию еврейского государства проникли боевики ХАМАС (Исламское движение сопротивления), военно-политической и религиозной (суннитского толка) организации Палестины. В ответ Израиль начал военную операцию, целью которой было объявлено уничтожение ХАМАС. А поскольку бойцы «Хезболлы» (также военно-политическая и религиозная организация, но шиитского толка в Ливане) активно участвуют в конфликтах против Израиля в секторе Газа, она также стала целью ЦАХАЛ.
И еще тогда, в октябре 2023 года, Президент Беларуси отметил: «Может быть третья мировая война. Она может оттуда начаться. Каким образом: если они начнут с Ираном воевать. Уже не Иран их дергает, а они иранцев начинают дергать». Все так и произошло: 31 июля израильскими спецслужбами был ликвидирован глава политбюро ХАМАСа Исмаил Хания в Тегеране. Иран возмутился и пригрозил военным ответом. Только высказал угрозы. Но 27 сентября самолеты ВВС Израиля нанесли ракетный удар тяжелыми бункерными бомбами по командному пункту «Хезболлы» в Дахии (Ливан). Погиб Хасан Насралла, руководивший «Хезболлой» на протяжении 32 лет. Причем некоторые участники совещания как раз планировали обсудить недовольство ограничениями, накладываемыми Ираном, что не позволяло «Хезболле» усилить ответные меры на израильские атаки.
Вечером 1 октября Иран провел массированный ракетный обстрел Израиля, выпустив, как уже более точно установлено, более 200 ракет. По данным Израиля, было 180, иранские СМИ заявляют о четырех сотнях. Сбивать их помогали и британцы, и французы, и американцы. Работала глубоко эшелонированная система ПВО Израиля, трехуровневая. Но, судя по опубликованным кадрам, она просто не справилась — иранцы, судя по всему, перегрузили систему «Железный купол», которая оказалась бессильна против сотен баллистических ракет. В ходе атаки Тегеран впервые использовал гиперзвуковые ракеты.
Иран заявил, что не разжигает войну. Это их ответ на убийство лидера ХАМАС Исмаила Хании, лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы и командующего КСИР в Ливане Аббаса Нилфорушана. Предостерегают: если провокации продолжатся, следующая атака будет более мощной. Идет ли дело к тому, что Ближний Восток всполыхнет? Все будет зависеть от ответа Израиля, реакции на него Ирана, и как на все это посмотрит и отреагирует Запад. Пока же самая адекватная реакция у Ирана, который призывает Совбез ООН вмешаться и остановить агрессию Израиля против Ливана, Газы и Сирии, чтобы предотвратить масштабную войну. Заседание Совбеза прошло, но разговаривать и договариваться с Тегераном, кажется, никто не собирается.
И, к сожалению, вероятность полномасштабной региональной войны на Ближнем Востоке очень стремительно нарастает — Израиль постоянно наносит удары по Ливану с воздуха. А в это время его войска продвигаются по земле вглубь ливанской территории. Израильские власти называют это ограниченными действиями или даже где-то «скромным военным маневром». Вполне очевидно, что Тель-Авив активно пытается втянуть США в широкомасштабный конфликт, поскольку ему приходится воевать на трех «фронтах»: в секторе Газа, Ливане и втягиваться во взаимные удары с Ираном.
Ракетный удар по территории Израиля стал сигналом, что, как многие опасаются, уже разгорелся серьезный конфликт в регионе. В условиях ослабления сил сдерживания на Ближнем Востоке израильские официальные лица называют нападение Ирана объявлением войны. Избежать крупномасштабного конфликта практически невозможно.
После того как израильтянам так явно угрожали, можно ожидать, что Биньямин Нетаньяху ответит гораздо более решительно. Варианты действий уже разработаны и готовы к применению военным кабинетом, и можно ожидать значительных потерь. Ответная реакция может затронуть даже ядерные объекты Ирана.
Несмотря на все опасности, которые это нападение представляет для Ближнего Востока, оно также может оказать значительное влияние на политику США за пять недель до президентских выборов, на которых Дональд Трамп пытается представить администрацию, возглавляемую Джо Байденом и Камалой Харрис, как отстающую от реальности на мировой арене.
На протяжении многих месяцев США не удавалось достичь мирного соглашения о заложниках, и их усилия совместно с Францией по прекращению огня в Ливане в ходе Генеральной ассамблеи ООН на прошлой неделе также, мягко говоря, провалились. Да и с момента начала войны в Газе 7 октября прошлого года официальные лица Байдена представляли это как предотвращение перерастания насилия в большой региональный конфликт. Однако теперь это утверждение потеряло актуальность.
В то же время иранские власти, в частности Корпус стражей исламской революции, стремятся продемонстрировать региональным союзникам и доверенным лицам, от группировки «Хезболла» до хуситов в Йемене, что они не являются слабаками, а представляют реальную региональную державу и лидера «оси сопротивления».
Таким образом, сегодня Нетаньяху значительно приблизился к осуществлению давней цели — вовлечь США в войну с Ираном, которая уничтожит его ядерную программу, находящуюся на грани создания оружия после провала многостороннего соглашения 2015 года, которое ранее удерживало программу в определенных рамках. Разрушительные войны Израиля против региональных противников, сначала ХАМАС, а затем «Хезболла», неизбежно усилят аргументы иранских радикалов о том, что только ядерное оружие может обеспечить суверенитет и безопасность страны. В свою очередь, опасения, что эти аргументы могут быть успешными в Тегеране, подпитывают агрессию Израиля.
В Пентагоне уже давно звучат голоса, призывающие США принять превентивные меры против иранской ядерной программы. Теперь они будут усиливаться в попытке повлиять на Байдена, который ранее поклялся защищать Израиль от иранской угрозы.
Министр обороны Израиля Йоав Галант назвал успешной защиту израильской армии от иранской атаки и заявил, что «Иран не усвоил простой урок: тот, кто нападает на Израиль, платит высокую цену». В Тегеране, в свою очередь, заявили, что не стремятся к эскалации, но и не боятся войны и пригрозили Израилю полным разрушением инфраструктуры еврейского государства в случае ответных мер на иранскую атаку. Министр обороны Ирана Азиз Насирзаде сообщил, что операция Корпуса стражей исламской революции показала лишь часть ракетного потенциала, а «высокотехнологичные и смертоносные ракеты» не использовались.
После иранской ракетной атаки Израиль продолжил операцию в Ливане, где наносит удары по объектам группировки «Хезболла» и возобновил удары по Бейруту. В ночь со вторника на среду «Хезболла» заявила о первых боевых столкновениях с израильскими военнослужащими в приграничном населенном пункте Эль-Адиса на юге Ливана, где Израиль проводит наземную операцию.
В определенной степени Израиль своими действиями поставил себя в невыгодное положение. Он наносит беспощадные удары по «неспокойным» соседям. И каков результат — со всех сторон Израиль окружен иранскими прокси со своими группировками в Ливане, Сирии, Газе, Йемене. Более того, взрывы пейджеров в Ливане, которые привели к гибели мирных жителей и беспощадные бомбардировки Газы еще больше подорвали имидж Израиля.
Иран проявил восточную мудрость и сдержанность. Он не стал предпринимать поспешных действий, позволил Израилю потерять симпатии мирового сообщества, а затем нанес удар. Что касается потерь в результате израильских атак на «Хезболлу» и ХАМАС, то эти группировки быстро восстановят свой потенциал благодаря радикализированной арабской молодежи.
Все объекты Ирана — в зоне поражения, в том числе ядерные. И не факт, что Иран будет атакован исключительно с применением обычного оружия. Хорошо известна фраза премьер-министра Израиля Голды Меир: «У нас нет ядерного оружия, но, если понадобится, мы его применим».
Кто выйдет победителем в этой ситуации? Военные аналитики считают, что нынешняя ситуация уникальна. Израильтяне наблюдают за противником: впервые военно-промышленный комплекс Ирана продемонстрировал мощь. В то же время иранцы изучают возможности Армии обороны Израиля и ее системы противовоздушной обороны. Таким образом, обе стороны становятся сильнее.
США и их союзники по НАТО вынуждены будут держать на Ближнем Востоке большой флот, что отвлечет их ресурсы от двух других основных противников — России и Китая. И здесь Нетаньяху в чем-то похож на Зеленского. Как союзник США он втянул их в гораздо более масштабный конфликт, чем изначально планировалось.
С точки зрения национальных интересов США, сейчас было бы выгоднее следить за Китаем и соперничать с ним. Однако два этих амбициозных политика — Нетаньяху и Зеленский — вынуждают США распылять силы.
И это при том, что ни Россия, ни Китай, ни Иран не хотели этого конфликта. Иран, можно сказать, терпел до последнего. Но убийство лидеров ХАМАСа и «Хезболлы», теракт с использованием пейджеров и наземное нападение Израиля на Ливан вынудили Тегеран ответить: «Узурпаторский режим в Израиле, убивающий детей, а также его международные и региональные союзники, особенно преступные власти США, должны знать, что Исламская Республика Иран не начинала войн в течение последних 45 лет и не будет начинать их впредь».
Президент Ирана Масуд Пезешкиан также подчеркнул, что его страна не ищет войны, но готова защищать себя. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи предупредил Израиль, что «дальнейшие атаки Фронта сопротивления» станут для Тель-Авива еще более «жесткими и болезненными».
Любая информация, появляющаяся в западных СМИ, которую озвучивают американские и европейские медиа, работает против Ирана. Любые новые виды вооружения страны обсуждаются в контексте угроз в адрес Запада и его союзника — Израиля. Иран в документах США уже давно назван государством-пособником террористов. И когда нет явного повода для войны, его нужно придумать. Иран обвиняли даже в том, что он помогает России в специальной военной операции. Якобы поставляет туда баллистические ракеты, которые используются для уничтожения инфраструктуры ВСУ и инструкторов НАТО, отправленных в Киев. Соответственно, страны альянса, поддерживающие Украину, могут начать боевые действия и против Ирана.
И если не получилось втянуть Иран в войну с Израилем через сектор Газа, то агрессия была перенесена на Ливан. Даже если посмотреть на карту, где сейчас находятся американские авианосцы «Авраам Линкольн» и «Уосп», оба недалеко от Ирана. И если бы целью поддержки США был Израиль и защита от ливанской «Хезболлы», то авианосцы должны были бы разместить в Средиземном море. То есть понятно, что они прибыли не для защиты Израиля, а для нападения на Иран. Говоря о конфликте, еще в его начале Александр Лукашенко отметил, что если США, подтянув туда ударные авиагруппы, авианосцы, начнут бомбить со Средиземного моря, тогда ряд государств, в том числе Иран, ответят: «И не факт, что авианосец устоит в Средиземном море. Потопят. Это катастрофа. Поэтому очень много таких вещей, которые говорят о том, что может вспыхнуть серьезный конфликт, а может быть и война с применением самого серьезного оружия. Никто не знает, как будут развиваться события. Даже те, кто там заварил эту кашу, — американцы — не знают, во что это выльется», — подчеркнул Президент Беларуси.
Глобальный интерес США в этом конфликте — разрушение нефтедоллара и создание новой системы с помощью цифрового доллара. Сейчас многие страны, продающие нефть, такие как Иран и Саудовская Аравия, уже перешли на расчеты в национальных валютах. А нефтедоллар ускользает из рук США — американцы могут его обрушить, перейдя на расчеты в цифровом долларе. Все, у кого есть американские доллары, станут банкротами. Так они обнулят кредиты и долговые обязательства. А Министерство финансов США объявит, например, что бумажные доллары больше не имеют ценности. Поскольку американские корпорации имеют большие возможности благодаря своей инфраструктуре, они вложили много денег в информационные технологии.
Для них переход на цифровой доллар будет безболезненным. Именно поэтому нужен затяжной кризис на Ближнем Востоке, который приведет к перебоям в поставках нефти и неконтролируемому росту цен. И вот в этом году Федеральная резервная система США сообщила, что рассматривает возможность введения в обращение цифровой валюты Центрального банка. Палата представителей США в мае этого года пыталась запретить цифровой доллар, поскольку не до конца просчитаны риски такой валюты. Однако в стране полным ходом идет создание платформ для контроля и учета цифрового доллара.
Каким бы могущественным и влиятельным ни было еврейское лобби в мире, оно не сможет предотвратить надвигающуюся катастрофу, которая грозит голодом и смертью десяткам, если не сотням тысяч людей, или их принудительной депортацией в неизвестном направлении, как это обсуждается представителями кабинета Нетаньяху. Он стал токсичной фигурой не только для покровителей в Вашингтоне, но и израильтян. В условиях начавшейся президентской кампании из Вашингтона все чаще поступают рекомендации о перестановках в правительстве Нетаньяху.
Израильтяне, вероятно, были последними, кого Вашингтон еще не подводил, и израильские политики, вероятно, верили, что так будет продолжаться вечно. Но теперь Нетаньяху придется столкнуться с горькой правдой, что у англосаксов нет вечных друзей, а есть только интересы, которые и являются основой их мирового могущества.
Что уж говорить об Украине! Возможно, Нетаньяху связывал надежды с победой более лояльного к нему Трампа на предстоящих президентских выборах в США. Однако даже тот подозрительно молчит о ситуации в Газе и не делает громких заявлений. Нетаньяху есть о чем беспокоиться.
Уход последнего практически неизбежен. Может быть (!), после этого интенсивность боевых действий снизится. Увеличится поток гуманитарной помощи палестинцам. Начнутся поиски политического, а не военного решения конфликта. Однако в самом Израиле может наступить период нестабильности. Очевидно, что теракт 7 октября прошлого года — провал сил безопасности Израиля. И думается, что Биньямин Нетаньяху понимает, что после окончания военных действий ему придется ответить на вопросы. Возможно, пытается набрать политические очки, ликвидируя лидеров «Хезболлы» и нанося удары по движению.
Еще год назад, в начале конфликта, Александр Лукашенко обратил внимание на внутриполитическую ситуацию в самом Израиле, где, по его словам, фактически разворачивается бойня. А «бедного Нетаньяху», как выразился Лукашенко, «мочат» несколько месяцев и лет подряд, в том числе, завели уголовные дела.
Все равно начнутся поиски виноватых как в развязывании конфликта, так и в не совсем удачном ходе управления им. На грань гражданской войны страну могут поставить наиболее непримиримые члены кабинета министров Израиля, опирающиеся на вооруженных ими за последнее время примерно 700 тысяч радикальных еврейских поселенцев на Западном берегу Иордан и в Восточном Иерусалиме. В любом случае исход для Ближнего Востока будет неблагоприятным.
А пока, наверняка, Тель-Авив использует ситуацию в целях продолжения долгожданной войны. Ее последствия уже выходят далеко за рамки региона. Этот конфликт протрясет весь мир и станет концом существующего мирового порядка. В ближайшей перспективе ожидается война Китая за Тайвань — еще одной ключевой точки мировой политики. Мир окончательно вошел в эпоху перемен. Говоря о Ближнем Востоке, Президент Беларуси заметил, что возможно возникновение и других региональных конфликтов, когда «вспыхнет вся планета». И пояснил, ситуация очень опасная, но заверил, что даже на фоне всех этих событий в мире белорусские власти готовы обеспечить людям нормальную жизнь.