Помогли вернуть сумку и задержали любителя кофе подшофе — один день с милиционерами в «дежурке» Борисова

В каждом отделе милиции оперативно-дежурная служба — это местный «центр управления полетами». Именно здесь аккумулируются и обрабатываются все поступившие сообщения: и от службы 102, и от тех, кто пришел с проблемой лично или написал письмо. А дежурные уже решают, что с этим делать, и распределяют вызовы между сотрудниками.
О работе правоохранителей мы судим, находясь, так сказать, по эту сторону баррикады. А каково на той стороне? Корреспондент «Минской правды» заступила на дежурство вместе с сотрудниками Борисовского РУВД. Да и повод что ни на есть значимый. Сегодня, 4 марта, — День белорусской милиции.
Работы в дежурной части невпроворот. Со всех сторон раздаются телефонные звонки. Это и есть та самая «горячая линия», на которую поступают вызовы со всего города и района. Именно с этими людьми общаются, когда набирают телефон 102.
Сотрудники работают в суточном режиме — они не могут покидать помещение оперативно-дежурной службы. Здесь атмосфера собранности и готовности должна быть в любое время дня и ночи. В каждую секунду в дежурку может поступить звонок с просьбой о помощи, на который следует отреагировать максимально быстро.

Как авиадиспетчеры, только на земле
Поддерживать связь с миром в отделе помогают шесть телефонных аппаратов, радиостанция. А еще подключенный к бесперебойнику компьютер, который будет продолжать работать, даже если во всем городе отключат электричество. Подумала, как только инспекторам-дежурным удается молниеносно сконцентрироваться в этом потоке рингтонов и позывных, которые не смолкают ни на секунду. И четко определить, какую группу направить на место происшествия.
— Опыт и привычка. А как по-другому принять и четко распределить весь поток информации? Количество последней немаленькое. За прошлый год принято более 30 тысяч сообщений, — будто прочитав мои мысли, рассказывает начальник оперативно-дежурной службы Борисовского РУВД Максим Гурьянов.

Опыта ему, как и многим сотрудникам «дежурки», действительно, не занимать. За 27 лет службы подполковник работал в разных направлениях — начинал с дознания, возглавлял Городской отдел милиции, а также отделение по гражданству и миграции. Поэтому, несмотря на то, что руководителем оперативно-дежурной службы стал буквально несколько месяцев назад, со спецификой, да и с коллективом давно знаком.
— Работают у нас профессионалы. Не каждый новичок справится с такой работой. Хотя и молодым сотрудникам всегда рады! Обучаем, помогаем, направляем, — продолжает начальник. — При поступлении сообщения первым делом обращаем внимание на серьезность происшествия. В основных задачах у нас значится предотвращение уличных драк, хулиганств с тяжелыми последствиями, а также бытовых конфликтов, в результате которых может быть причинен вред жизни и здоровью людей. Именно этим сообщениям уделяется приоритетное внимание при организации реагирования.
Звонки «подшофе» и просьбы вернуть деньги
На самом деле, работа непростая — звонят в большинстве «подшофе» и не по радостным поводам. И удивительно было увидеть здесь молодых девушек модельной внешности. У «аппаратов» сегодня операторы Виктория Крупская, Диана Рабцевич и стажер Алеся Беганович. Поговорить с ними сложно, звонки не прекращаются: «Пьяный дебоширит в магазине», «Соседи повредили забор», «Бабушку обманули мошенники», «Ауди» мешает проезду строительной техники»…

— Звонки принимаем разные. В среднем — около 30 сообщений в день, — рассказывает в «минуту тишины» Диана. — Звонят по всяким поводам. Это и семейно-бытовые отношения, и мошенники. Мы регистрируем сообщение и передаем дежурным.
Вспоминает один из случаев, когда мужчина в панике вместо скорой набрал милицию. Его мама задыхалась.
— Он пришел домой и увидел, что задыхается мама. Испугался. Перепутал «102» и «103». Мы приняли сообщение и оперативно передали скорой. Оказалось, что у женщины астма — и время шло на минуты. Если бы он сам перезванивал в скорую, потратил на это драгоценное время, — вспоминает Диана.

Эта работа только на первый взгляд кажется простой — сиди и принимай телефонные звонки. Да, в физическом плане не сложно, но в моральном… Не каждый выдержит такие нагрузки. Звонки поступают разные: от мелких домашних ссор и поцарапанного автомобиля — до убийств и групповых краж. Очень часто приходится разговаривать с людьми, которые звонят «подшофе».
Максим Гурьянов подмечает, что девушкам порой непросто:
— Тем не менее они должны принимать все звонки, выслушивать людей, узнавать необходимые данные, адреса и оперативно отправлять группу.
Частенько милицию просят… снять кота с дерева, починить протекающий кран. Или разобраться с соседскими орущими петухами в частном секторе, которые мешают по утрам спать. Даже звонят узнать, будет ли салют в городе на праздник.

— Такие обращения — своего рода свидетельство доверия к милиции: люди, особенно в возрасте, считают ее настолько незаменимой, что обращаются в дежурку по любому поводу, — считает Максим Гурьянов.
И милиционеры терпеливо разъясняют, в каких случаях и в какие службы стоит обращаться для решения конкретных проблем.
«И это еще не самый сложный день»
Главный рабочий инструмент — компьютер: именно на него поступают сообщения, переадресованные службой 102. Когда звонят на этот номер, оператор заводит виртуальную карточку, где сжато описывает проблему. Причем многие поля для экономии времени заполняются автоматически: например, откуда поступил звонок, на чье имя зарегистрирован номер. Затем карточка пересылается в отдел милиции, который отвечает за район, где возникла проблема. На все про все уходит меньше минуты. Когда сообщение попадает сюда, компьютер посылает светозвуковой сигнал и не прекращает пищать и моргать зеленым цветом, пока не прочитаешь письмо.
Захотелось выключить монитор, чтобы больше никогда не видеть моргающих зеленых окошек. Но опытный дежурный Ренат Шакуров с помощником Еленой Ходасевич уверенно разбирают сообщения: делают звонок в ГАИ, отправляют на задание участкового инспектора…

— И это еще не самый сложный день, — комментирует хрупкая Елена. — За время службы, а это 8 лет, количество сообщений могло доходить до 100 и больше в день. Активнее всего звонят в выходные и праздники. Но на сутках всегда двое дежурных мужчин и помощники. Поэтому не скажу, что мне как девушке сложно.
Разговор прерывает посетитель: в отдел заходит растерянная пенсионерка, которая забыла в автобусе сумку. Сотрудники предлагают ей заполнить заявление, а сами тем временем звонят в автопарк: вдруг повезло — и сумка благополучно прибыла на конечную.
— Помогите, деточки, одна надежда на вас. Там кошелек остался, — обратилась бабушка к сотрудникам милиции.
И повезло! Ее сумка, действительно, оказалась в автопарке. Один из бдительных пассажиров передал потеряшку водителю. Проблема бабушки решилась за 15 минут.
На вопрос: «По каким поводам люди чаще всего обращаются?», начальник Максим Гурьянов подмечает, что все чаще принимают сообщения о мошенниках. Особенно от людей пожилого возраста.
— Сколько уже было информации в различных источниках о таких схемах, когда мошенники звонят в основном пожилым и говорят, что их дочь, сын попали в аварию. Представляются сотрудниками милиции и предлагают решить вопрос за определенную сумму. Но люди все равно идут на поводу и отдают свои накопления. Уже потом, когда связываются с родственниками, понимают, что их обманули. Идут к нам, — подмечает Максим Гурьянов. — А в общем, обращаются по разным поводам: драка во дворе, антиобщественное поведение, громкая музыка в соседней квартире…
Еще один помощник дежурного Вадим Долговых добавляет, что, к сожалению, истории про людей, которые любят выпивать, можно услышать здесь чаще прочих. Кстати, это и самые частые тут гости из числа задержанных. Мужчина служит уже 15 лет и много таких принял.

— Ведут они себя непредсказуемо, порой не совсем адекватно: кто-то ругается трехэтажным матом, кто-то просит вызволить, по-детски обещая, что больше так не будет, — вспоминает Вадим. — А некоторые в силу веселого состояния начинают петь песни. Итог, как правило, один: когда хмель из организма выходит, задержанные извиняются за содеянное и просят строго не наказывать.

Словно в доказательство, в отдел милиции сотрудники Департамента охраны заводят мужчину, который еле стоит на ногах. Его «принимает» стажер Андрей Луцкевич, конечно же, под присмотром более опытного сотрудника Вадима Долговых. Оказалось, мужчина изрядно выпил и решил пойти в магазин. Денег не оказалось, но он не растерялся и решил украсть… кофе. Продавец это заметила и нажала тревожную кнопку.

Помощник дежурного составляет протокол административного задержания. Дальше дебошир отправляется в комнату для задержанных, которая, к слову, также находится в оперативно-дежурной службе.

— Как видите, у нас работает много молодежи. Радует, что опыт они перенимают у людей с внушительным стажем службы, — подчеркивает Максим Гурьянов. — Хочется еще отметить, что оперативно-дежурная служба — это труд, который не каждому по плечу. Сотруднику ОДС нужно иметь высокую психологическую устойчивость и уметь мгновенно принимать правильные решения. У нас нет времени на промедление, поскольку каждая секунда может оказаться решающей.

Рекомендуем

