24°
Меню

Volkswagen – все? Европа на пороге краха автопрома

авто
Фото: из открытых источников

Осень началась для немцев весьма интересно и не очень хорошо, однако с ожидаемых трезвомыслящими людьми показательных новостей. Мало того, что выборы в Саксонии и Тюрингии стали провальными для правящей коалиции (в указанных регионах победу одержали оппозиционные партии), так еще и локомотив автомобильной отрасли страны – концерн Volkswagen Group – нанес весьма серьезный удар по правительству канцлера Олафа Шольца.

Что же случилось?

В минувший понедельник – 2 сентября – впервые за свою почти вековую историю руководство VW заявило о радикальных мерах – закрытии заводов в стране и разрыве соглашений с профсоюзами. Пока в кулуарах речь идет о прекращении работы одной производственной площадки, какой именно – не сообщается, и одного предприятия, которое выпускает комплектующие для машин.

Новость повергла немцев в шок: казалось бы – VW был и должен быть в стране всегда – это догма, никогда таких кардинальных решений автоконцерн на родной земле не принимал (лишь в 1988 году он останавливал производство в США). Более того – еще 30 лет назад Volkswagen договорился с профсоюзами, что не будет лишать работы своих сотрудников по производственным причинам. И что же мы видим сегодня? Немцы, как часто, бывало, в последние годы, опять резко «переобулись» и поняли, в какой пятой точке они оказались. Хотя на официальном уровне вся демагогия бизнесменов и политиков продолжительное время сводилась к тому, насколько крута и всемогуща Германия, и что ей никто и ничто не страшно.

Мировые экономические, а теперь уже и политические, аналитики задаются только одним вопросом: почему это 2 сентября не наступило для VW раньше?

Серьезные структурные проблемы в Volkswagen были заметны давно: это и высокие производственные затраты, и своеобразные проблемы у машин (вспомнить хотя бы дизельный скандал 2015 года, когда VW был уличен в подтасовке количества вредных газов, выбрасываемых его моделями в атмосферу), и продукция, которая перестала удовлетворять потребителей. К тому же – значительно выросли цены на электричество, а электромобили VW не смогли на равных конкурировать с такими машинами из КНР, да и спрос на них оказался не так высок, как немцам хотелось бы. Весь этот, ком рос из года в год и множился за счет самоуверенности Volkswagen и страны в целом. И сентябрьская весть от VW – это только начало: за одним заводом концерна могут последовать другие, а счет лишенных работы людей пойдет на тысячи.

Сегодня Volkswagen (а ведь в его собственности еще фирмы Audi, SEAT, Porsche, Skoda, Bentley, Lamborghini, Bugatti, Ducati, Scania, MAN) – колос на глиняных ногах. Власти Германии (да и всего ЕЭС) долгое время поддерживали его – и словом, и делом. Одна из последних попыток, касающаяся всей автомобильной промышленности Европы в целом – введение в середине лета текущего года дополнительных ввозных пошлин на электромобили из Китая – они варьируются от 17 до 38%! 

По факту никакой рыночной экономикой здесь и не пахнет. Заработала простая схема – не можешь удержать рынок в конкурентной борьбе – задави соперников всеми правдами и неправдами. Но и это, как видим, не помогает. И Шольц снова просчитался, бравируя несокрушимой экономикой и угрожая России ракетами TAURUS, которые ему, вероятно, важнее благополучия собственной страны.  

Не первая и не последняя ласточки

Интересно, что Volkswagen – далеко не первая компания, которая косвенно (а в последние дни – очень прямо) сигнализирует о возможном крахе автомобильной промышленности Германии. Несколько дней назад о своих планах по закрытию ряда производств и возможном сокращении штатов заявили химический концерн BASF (краски для кузовов) и ZF (автомобильные комплектующие). Еще раньше Mercedes-Benz сообщил о закрытии заводов в Германии и штаб-квартиры в Штутгарте, а также продаже 80 автосалонов. Но эти факты никак не озаботили немецкие власти, да и сделать они уже ничего не могли. Рынок есть рынок, а бизнесмены умеют считать деньги.

Пока относительно неплохо чувствует себя в Европе лишь марка BMW, где даже обогнала «Теслу» по объемам продаж электромобилей (но лишь в июле, в целом за текущий год она реализовала таких машин в два раза меньше американской компании). Но надолго это? Не на попытки ли надышаться перед смертью похоже?

Что в итоге? Заигравшись в войну, которая никоим боком Германию не касается и постоянно (по всем вопросом) идя на поводу у США, правительство страны во главе с Шольцом запустило автомобильную отрасль в такое пике, из которого крайне проблематично будет выбраться. Если вообще получится. Автомобильная промышленность всегда была ключевым сегментом экономики ФРГ и сейчас Volkswagen может стать первой большой костяшкой домино, которая запустит цепную реакцию, способную полностью изменить глобальный авторынок.

Фактически, немецкий автопром уже проиграл Китаю с его более дальновидной политикой. Но Германия, естественно, будет пытаться вести нечестную игру на мировой арене дальше, всеми силами убеждая своих граждан в несокрушимости VW и стараться удержать этого гиганта на плаву. Слабый ведь не способен признать поражение, на этой способен только сильный, коим ФРГ уже не является.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59