Безмолвные свидетели геноцида. Уникальные экспонаты музея в Клецке рассказывают о военном прошлом
В годы Великой Отечественной войны на территории Минской области действовало 87 концлагерей, в которых были замучены и убиты тысячи военнопленных и мирных жителей. Количество деревень, стертых с лица земли фашистами, исчисляется сотнями, причем многие сжигались дважды. Кровавый след каратели оставили и на клецкой земле: за период оккупации они уничтожили более 6 тысяч человек, в лагерях для военнопленных замучили 1273, 903 угнали в Германию.
Соломенные шкатулки 1943 года, сделанные военнопленными
Клецк был занят немецкими войсками 26 июня 1941 года. Оккупанты начали массовые расправы с мирным населением. В первую очередь гитлеровцы уничтожали коммунистов, комсомольцев, советских активистов — в них видели наибольшую угрозу.
— В Клецке на территории бывшего военного городка располагался лагерь военнопленных. Заключенные содержались там в нечеловеческих условиях: скученность, скудная кормежка, антисанитария. Каждый день их водили на работы: узники строили железную дорогу Слуцк — Барановичи. Тех, кто не мог выйти из барака, избивали, оставляли без еды — фактически обрекая на смерть, — рассказывает научный сотрудник музея истории Клетчины Анна Байрашевская.
Жители города сочувствовали военнопленным, пытались их подкармливать, рискуя собственной жизнью.
— Люди приносили заключенным картошку, хлеб, молоко, яйца. Тем стыдно было брать продукты просто так, безвозмездно: во время войны население жило впроголодь. Чтобы хоть как-то отблагодарить горожан за помощь, узники делали из соломки шкатулки и фактически обменивали их на еду, — говорит научный сотрудник музея.
Предметы быта, найденные на месте еврейского гетто
В 1941 году в Клецке проживало 10 тысяч человек, в том числе около 6 тысяч евреев. Занимались они преимущественно ремесленничеством, торговлей. Причем смогли выйти и на международную арену — для небольшого городка это казалось нереальным!
С появлением гитлеровцев спокойная жизнь в райцентре закончилась. Фашисты сразу приступили к решению «еврейского вопроса»: создали полицию, куда пошли «работать» в том числе поляки, литовцы, и объявили, по каким правилам теперь нужно жить евреям.
— Запрещалось ходить по тротуарам, кто ослушался — расстрел. Не снял шапку перед немцем — подписал себе смертный приговор. Забыл нацепить на грудь желтую шестиконечную звезду — то же самое наказание.
За время оккупации было уничтожено более 6 тысяч евреев. Не только в Клецке, но и в Синявке, Заостровечье. Была сожжена вместе с жителями деревня Колки
Первый массовый расстрел евреев произошел в октябре 1941 года, отмечает Анна Байрашевская.
— За пару дней до чудовищной трагедии фашисты приказали всем евреям Клецка зарегистрироваться на бирже труда. Люди понимали, что оккупанты пересчитывают их совсем для других целей: по городу поползли слухи, что возле городского кладбища уже роют большие ямы… Самые страшные опасения мирных жителей подтвердились: 30 октября их обязали явиться на Рыночную площадь города. Ослушаться означало смерть. К шести утра на площади собралось несколько тысяч человек, а вот немцев не было. Неожиданно на большой скорости подъехали грузовики. Из них выскочили литовские полицаи, окружили людей и начали делить на группы. Примерно 4 тысячи оставили на площади, а 2 тысячи увезли в Большую синагогу.
Из тех, кто оказался в синагоге, отсеяли 500 человек — и вернули обратно на площадь.
— Евреи, оставшиеся на площади, были обречены на смерть. Их делили на колонны по 100 человек — и одну за другой отправляли на кладбище, где уже были приготовлены ямы. Людям приказали раздеться и лечь лицом вниз… Убитых и раненых просто сбрасывали в ров, засыпая землей. Многие были похоронены заживо.
Незавидная судьба ждала евреев, которых заперли в синагоге. Здание и близлежащие постройки гитлеровцы обнесли колючей проволокой и превратили в гетто.
Условия проживания были невыносимыми: в одном доме ютилось более 10 человек. Местные жители тайно перебрасывали заключенным продукты. Иногда это делалось с позволения охранников, но тогда и им нужно было платить.
В середине 1942 года стало известно, что немцы готовятся уничтожить гетто: возле леса «Старина» для расстрелов уже копали траншеи. Узники решили действовать на опережение — утром 22 июля сами подожгли свои дома в надежде убежать под завесой дыма. Не получилось…
— На перекрестках стояли пулеметы, людей расстреливали. Тех, кто сумел спрятаться в погребах, фашисты добивали на следующий день. Многие задохнулись в дыму или сгорели заживо. Убитых евреев хоронили в той самой траншее у леса «Старина». Теперь это «Братская могила узников Клецкого гетто». В 90-е годы там установили обелиск.
В послевоенный период на месте бывшего еврейского гетто долгое время ничего не строили, и только в середине 50-х годов там стали возводить первые дома. В 2000-е во время реконструкции зданий были обнаружены чайник и черпак, принадлежавшие узникам гетто.
Риза священника Иоанно-Предтеченской церкви д. Садовая Николая Хильтова
— С апреля 1942 года отец Николай Хильтов был связным партизанского отряда. В его доме одновременно размещались и склад оружия, и база отдыха, и госпиталь. Отцу Николаю во всем помогала его жена Наталья, лечила раненых, — отмечает Анна Байрашевская. — Сотрудничал с партизанами и брат Николая — отец Георгий Хильтов, который служил в Покровской церкви Клецка. Вместе с супругой Лидией он организовал сбор продуктов для военнопленных. Каждую неделю в лагерь отвозили картошку, сало, яйца, хлеб.
В 1944 году по доносу предателя Георгий и Николай Хильтовы были арестованы и отправлены в лагерь смерти «Колдычево» под Барановичами. Скоро там оказались и Наталья с Лидией.
— Отец Николай принял мученическую смерть: его долго пытали, потом привязали к железной кровати и заживо сожгли. Наталью расстреляли. Буквально за несколько дней до освобождения были убиты отец Георгий и его жена Лидия.
Партизанские удостоверения, выполненные на ткани
В фондах музея хранится огромное количество самых разных удостоверений. Но наибольший интерес представляют те, что выполнены на ткани. На одном из них читаем: «Товарищ Салтыков Анатолий Иванович — уполномоченный Минского обкома ЛКСМБ по Плещеницкому району. Просьба к командирам и комиссарам партизанских бригад и отрядов оказывать всемерное содействие тов. Салтыкову в выполнении порученной ему работы».
— Скорее всего, владельца этого удостоверения отправляли на какое-то задание. Но чтобы свои его не приняли за врага, а наоборот, оказали помощь, требовалось какое-то документальное подтверждение. Бумажный документ в таком случае был ненадежен, вместо этого человеку под подкладку одежды зашивали тканевое удостоверение.
В довоенное время в бывшем панском имении «Студенец» (возле деревни Домоткановичи) располагался Клецкий детский дом для сирот. В 1942 году фашисты перевезли его в Клецк. Воспитанников учреждения гитлеровцы использовали в качестве доноров крови для своих раненых солдат. Многие детки после этого не выживали.
Трофейные очки — подарок танкиста, Героя Советского Союза Евгения Ильина
— Это легендарная личность: командир 3-го танкового батальона Евгений Ильин участвовал в освобождении Клецка. 3 июля 1944 его батальон, ворвавшись в город, подбил 17 машин противника и взял в плен 200 фашистов. За взятие Клецка командира наградили орденом Красного Знамени. Членом экипажа Евгения Ильина была его жена Анна, с которой он познакомился на фронте. Именно любимая Аннушка не раз спасала нашего освободителя, когда он находился буквально в шаге от смерти. За всю войну Евгений Кузьмич получил четыре ранения и шесть раз был контужен.
После войны супруги Ильины вернулись в Россию, но время от времени приезжали и в Беларусь. В 1974 году их пригласили в Клецк на празднование 30-летия освобождения Беларуси.
— Тогда он и подарил нам эти немецкие трофейные очки. Такие были в ходу среди мотоциклистов, — пояснила научный сотрудник музея истории Клетчины.