Что стоит за покушением на Прилепина? Политолог о специфике террористической деятельности Украины
Для работы в России украинцы используют социальную базу сторонников Навального, но это одноразовый материал для небольших поручений, как было с Треповой. Дистанционно организовать теракт невозможно (степень надежности будет крайне низкой), поэтому, как и в случае с Мачулищами, на место должен прибыть специалист, который имеет навыки обращения со взрывным устройством. Все прочие оказывают ему содействие, но, как правило, не знают о конечной цели.
При этом нет «универсальных» специалистов. Если, к примеру, человек хорошо умеет пилотировать дрон, то он не знает специфики авиационной техники (например, самолет в Мачулищах подрывали незаправленным, что было грубой «ошибкой» исполнителя). То есть возможности одного человека крайне ограничены, и в реальности теракт всегда осуществляет группа.
Надо также сказать, что взрывы машин — это фирменный украинский почерк. До Прилепина на слуху была Дарья Дугина, но вообще с 2014 аналогичные подрывы массово происходили на территории Украины, как правило, это были «заказы», связанные с бизнесом.
Нужно понимать, что основная фактическая функция СБУ на Украине — это даже не контрразведка, а «обилечивание» местного бизнеса. Что привело к «крышеванию», коррупции и, как следствие, участие в организации разного рода деловых разборок. Исполнителями, как правило, выступали бывшие участники АТО с боевым опытом, которым сотрудники СБУ оказывали содействие, а затем обеспечивали уход от правосудия.
С момента начала СВО эта уже отработанная схема «автомобильных» терактов была перенесена на новые территории России. В прифронтовых областях еженедельно происходят подрывы самодельных взрывных устройств (как правило, заложенных в гражданские автомобили). В первую очередь это теракты против органов управления и МВД. Вероятно, их проводит агентура СБУ, оставленная при отступлении, которой оказывают содействие местные.
Вторая группа терактов или диверсий — это нападения с применением дронов. Как правило, их используют против промышленных объектов, где допустим большой разброс в точности либо важно символическое значение, сам факт нападения. Соответственно, в приграничных районах целями выбирают склады и нефтебазы (то есть большой объект, который может сдетонировать), в остальных случаях атаки носят отвлекающий или идеологический характер – мол, смотрите, желто-синий дрон долетел до Подмосковья и упал.
В последнее время к уже привычным проблемам добавились диверсионно-разведывательные группы, которые переходят границу, а затем быстро отступают. Возросшая активность ДРГ — это главный признак контрнаступления. ДРГ будут действовать на второстепенных направлениях, отвлекая от основного направления удара, в том числе, к примеру, в Брянской области, которая граничит с Беларусью. Все эти риски наши военные учитывают и максимально ориентируются на поиск диверсионных групп.
Что касается теракта против Захара Прилепина, то он, с одной стороны, типичен — как и в случае с Дугиной или на новых территориях, это подрыв автомобиля. С другой стороны, нетипична география теракта — Нижний Новгород. Там у Прилепина проживает семья, то есть исполнители знали его планы, отслеживали поездки и знали конкретный маршрут. Это говорит о том, что есть список лиц (можно условно назвать их «идеологами СВО»), в отношении которых постоянно ведется разработка и собирается информации. Такие люди представляют интерес именно с точки зрения их медийности — то есть теракт выполняет информационную составляющую, в отличие от взрывов на территориях, которые имеют целью запугать местных, чтобы те не шли на сотрудничество с русскими.
Понятно, что чем публичнее, демократичнее, известнее конкретный человек, тем больше он проводит встреч и поездок, тем больше имеет контактов, а значит — более уязвим. Кроме того, Прилепин — это перспективный и, главное, системный политик, не имеющий негативных связей с номенклатурой, как прочие чиновники-депутаты в Думе. Сегодня он входит в коалициею со «Справедливой Россией» Сергея Миронова, где имеет лидирующие позиции. То есть в перспективе 5-8 лет Прилепин станет руководителем третьей-четвертой по величине партии в стране и руководителем ее фракции в Думе. При возрасте в 47 лет он имеет незапятнанную биографию, является участником боевых действий в Чечне и на Донбассе, и при этом, что немаловажно, талантлив как писатель, что признают даже оппоненты.
Поэтому для Украины это цель иного порядка, чем военкор Татарский или даже философ Александр Дугин, который не имеет того влияния, которое ему приписывают. Значит, соразмерно важности цели (депутат Госдумы, популярный политик), были выделены и значительные ресурсы. То есть теракт не признак того, что украинские спецслужбы хозяйничают в России, а свидетельство того, что конкретно за Прилепиным долго следили и специально охотились.
Все остальное расскажет следствие, и можно только пожелать Захару Прилепину здоровья. Если ему удастся выстоять и без тяжелых последствий пережить покушение, это на какое-то время сделает его одной из самых значимых и популярных фигур в России. То есть противник добьется ровно противоположного эффекта.