Меню
Голас Любаншчыны

Победа Петера Пеллегрини: как это повлияет на отношения с Россией и Украиной

Пеллегрини
Фото: РИА новости и из открытых источников

Итоги президентских выборов в Словакии, на которых во втором туре победил спикер парламента Петер Пеллегрини, в очередной раз продемонстрировали неизменность традиции, давно присутствующей в словацкой политической культуре: избиратели склонны избирать такого президента, который бы сдерживал и уравновешивал премьер-министра.

Победе Пеллегрини во многом способствовало то, что за него агитировали кандидаты, не прошедшие во второй тур. В его пользу, что может оказаться довольно странным, высказались бывший министр иностранных дел Ян Кубиш и лидер партии словацких венгров «Альянс» Кристиан Форро, а кандидат Штефан Гарабин, поддерживающий Россию, предпочел не поддерживать ни одного из фаворитов.

Как оказалось в итоге, Словакия получила президентом не такого явного противника курса премьер-министра Фицо, но все же его ограниченного оппонента, что указывает на устойчивость явления «президент — оппонент премьера». Подобное явление в словацкой политической жизни стало правилом.

Иван Гашпарович

К примеру, в 2004 году словаки на президентских выборах проголосовали за Ивана Гашпаровича, представлявшего национально-ориентированные силы. Президент Гашпарович тогда уравновесил европоориентированного премьер-министра Микулаша Дзуринду. Через десять лет убежденный европоцентрист Андрей Киска победил на президентских выборах, став, таким образом, оппонентом Роберту Фицо, который, занимая пост премьер-министра, подвергал резкой и справедливой критике политику Европейского Союза.

Затем в 2019 году Андрей Киска на второй срок не пошел, а словаки избрали президентом либералку Зузану Чапутову, ставшую противовесом для премьера-левоцентриста Петера Пеллегрини, только ненадолго. Чапутовой на посту президента невероятно везло, потому что после левоцентристов правительство стали возглавлять ее политические единомышленники, поддерживавшие «евроатлантическую интеграцию».

Зузана Чапутова

В октябре прошлого года нашелся противовес для Чапутовой. Им стал вернувшийся в кресло премьер-министра Роберт Фицо.

На нынешних президентских выборах свою кандидатуру среди прочих выдвинул евроатлантист бывший министр иностранных дел Иван Корчок, непримиримый оппонент премьер-министра Роберта Фицо, также готовый стать его оппонентом. Только словацкие избиратели проголосовали за Петера Пеллегрини, который, в отличие от Роберта Фицо, поддерживает экономические санкции против России, вовсе не против продать оружие Украине, в принципе солидарен с некоторыми направлениями политики ЕС и НАТО. В этом смысле избранный президент станет противовесом премьер-министру, но гораздо в меньшей степени, чем мог бы быть Иван Корчок.

В итоге Словакия получила нового президента, который идеологически не так и далек от главы правительства. Поэтому больших подвижек по украинскому вопросу не ожидается: Братислава продолжит оказывать невоенную помощь Украине, поставок вооружений даже за деньги, по всей вероятности, ожидать не стоит. Что касается антироссийских санкций, то после получения некоторых бонусов от Евросоюза, они могут быть в конце концов поддержаны.

На что больше всего могут повлиять результаты выборов, так это на взаимоотношения в «Вышеградской четверке», в которую входят Словакия, Польша, Чехия и Венгрия. В настоящее время отношения между ними и так далеки от идеала. Камнем преткновения там, как и во взаимоотношениях внутри Европейского Союза, остается Украина. Противоречия внутри «Вышеградской четверки» проходят по линии Будапешт-Братислава и Прага-Варшава, где первые выступают против усиления поддержки Украины, а вторые — за. К тому же Словакия и Венгрия в последнее время позиционируют себя противниками внешнеполитического курса, выбранного ЕС, что напрямую связано с Украиной.

Несмотря на то, что президент Словакии ключевой роли в выборе государством внешнеполитического курса не играет, Петер Пеллегрини может оказывать влияние на европейскую политику, потому что премьер-министр Роберт Фицо будет иметь возможность, не опасаясь серьезных политических последствий для себя, и дальше солидаризироваться со своим венгерским коллегой Виктором Орбаном. Подобное не устроит, в первую очередь, Варшаву. Поэтому Польша будет больше склонна идти на сближение с Германией и Францией, нуждаясь в усилении своей антироссийской позиции. К тому же главными донорами Украины как раз и являются Берлин и Париж, а со стороны Братиславы ничего подобного ожидать не придется.

Поэтому, «Вышеградская четверка», так и не ставшая влиятельной политической силой, испытывает сегодня серьезный раскол, который чреват фактическим распадом организации.

Президентские выборы в Словакии стали еще одним своеобразным референдумом об отношении отдельно взятого народа к внешней политике ЕС, в том числе и в контексте Украины, который продемонстрировал несогласие с последней. Глобально влиять на позицию ЕС Братислава не может и не собирается, но пойти на дальнейшее сближение с Россией вполне может, несмотря на неодобрение со стороны нового президента Петера Пеллегрини.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59