Меню

Правда и мифы о цветной революции 9 августа 2020-го

Выборы 2020
Фото: архив БЕЛТА

История не знает сослагательных наклонений, а белорусская история — наклонений вообще. О том, почему не удался госпереворот трехлетней давности, пишет политолог Андрей Лазуткин.

Выборы 2020

Миф №1. Протест проспали

События июля-августа имели две составляющих. Первая — это месяц легальной агитации, а затем мирный протест с цветами и песнями. Вторая — жестокие уличные бои, которые гремели в Минске, областных центрах и отдельных районах в течение 3 дней и которые координировала «Не*та». Оба эти направления готовились независимо друг от друга. И если «мирный» протест свои задачи целиком выполнил, то есть поставил на дыбы общество и раскрутил выступления «против насилия», то силовое направление своих целей не достигло.

Протесты

Во-первых, беспорядки в столице были локализованы в спальных районах, куда вытеснили протестующих. В правительственный квартал и к СИЗО №1 эти группы не смогли попасть, так как центр города был заблокирован – к сценарию захвата зданий заранее готовились. Во-вторых, в течение 2 следующих дней в спальных районах не удалось создать постоянно действующий лагерь по типу майдана, который бы имел постоянный приток людей. Баррикады быстро разбирали, а людей и транспортные средства вывозили.

В-третьих, сил армии и милиции хоть и с трудом, но хватило для защиты областных и районных центров, несмотря на тактику распыления сил. Братья-поляки в это же время подвели войска к границе, поэтому Генштабу пришлось перебрасывать военных еще и на западное направление. Самая сложная ситуация была в Пинске, где боевые группы заезжали через украинскую границу и где планировалось создать «центр» новой власти на периферии.

Миф №2. «97 процентов» и золушка из Микашевичей

Президенту надо было по-иному вести избирательную кампанию — по факту агитацию начали проводить после выборов, а не до. Но, как пелось в известной песне: «Это мы не проходили, это нам не задавали». С учетом того, что готовилась боевая часть, независимо от действий «мирного» протеста массовые беспорядки все равно бы случились.

Выборы 2020

При этом на любой шаг власти у организаторов протеста был заготовлен свой сценарный ход. Поэтому три штаба так легко слили в один, потом кандидатов заменили на их жен, создали женское «трио», затем достали из рукава Латушко и параллельно наводили мосты с МИДом, спортсменами и отдельными депутатами.

Все это говорит о том, что за «мирное» направление отвечал очень хороший специалист. И впоследствии мы его увидели — это политтехнолог Виталий Шкляров, человек с американским дипломатическим (!) паспортом, жена которого — сотрудница американского посольства в Украине (!), и которого отпустили по личному звонку Дональда Трампа Александру Лукашенко (!) Это специалист мирового уровня, которого американцы вытаскивали любой ценой.

Если приводить аналогии, то под видом слабого шахматиста (не очень умной супруги гопника из Гомеля) к вам посадили играть гроссмейстера, которого в итоге пришлось лупить доской. Поэтому если в чем мы и проспали, так это в выявлении связей организаторов избирательной кампании.

Миф №3. В Беларуси особо жестокий режим, который усидел на штыках

Вся страна взахлеб обсуждала пытки на Окрестина, где девушек в белом в три смены насиловали каратели в черном. Именно зверства против добрых и пушистых протестующих позволили режиму удержать власть – примерно так звучит версия событий от оппозиции.

На самом деле, для победы протестунам даже не нужно было побеждать на выборах. Есть методики расчета численности уличных беспорядков, согласно которым достаточно вывести 1% от населения города на улицу, чтобы заблокировать административные здания и парализовать силы безопасности. Это работает одинаково что в Латинской Америке, что Азии, что в условной Беларуси. И если бы уличный протест хотя бы по Минску дошел до цифры в 200 000 человек (без всякой победы на выборах), это бы означало гарантированную потерю столицы и как минимум временный захват власти. Ни одна милиция или армия мира не сможет организовать оборону против такой массы людей и разогнать ее палками, газовыми гранатами и даже стрельбой на поражение. Поэтому версия о том, что на стелу «Минск – город-герой» возле Немиги вывели 200-300-400 тысяч свободных белорусов, а потом режим их всех жесточайше отлупил и посадил — это такая страшная сказка.

Протесты

То есть даже на самом пике (1-2 неделя после 9 августа) людей выходило значительно меньше. По официальной версии — около 40 тысяч единовременно, но с учетом ротации могло быть больше раза в два. Что, конечно, немало, такую толпу можно было легко изолировать от центра города и направлять по второстепенным маршрутам. Что и происходило в течение последующих месяцев. И это уже не говоря о том, что команда Тихановской отказалась от публичного пересчета голосов – они понимали, что набрали сильно меньше 50%, что потом признали представители их штаба.

Миф №4. Если бы не 2020 год, СВО бы не началась

Поскольку в 2020 году поезд ушел, на Александра Лукашенко теперь пытаются повесить военную агрессию, гибель мирного населения и вообще все грехи СВО. По задумке, это должно оправдывать военную интервенцию против нашей страны, если вдруг она будет.

Однако то, что Россия называет специальной военной операцией – это классическая превентивная война. Россия ударила первой, так как Украина вела подготовку к наступательным действиям в ЛДНР и имела очень большие шансы на успех. Минские соглашения все это время не исполнялись, а проблему Донбасса ИЗНАЧАЛЬНО планировали решать только военным путем, о чем рассказала честная Меркель.

Поэтому «партия войны» существовала на Украине независимо от воли Зеленского и, тем более, от воли Лукашенко. Это радикальные группировки, которые с 2014 года постепенно слились с украинскими силовыми структурами, преступностью, гражданским обществом и олигархами. Последний элемент был самым главным, потому что уважаемые люди либо потеряли собственность на востоке Украины и хотели ее вернуть, либо собирались оборонять ее остатки, как Ахметов – сталеплавильный завод в Мариуполе, а Коломойский — горнорудные комбинаты в Днепре и Запорожье. Поэтому все эти годы деньги на поддержание штанов силовикам от них исправно поступали, а радикальные группировки, типа «Азова» и «Нацкорпуса», находились на положении частных армий. Которые формально подчинялись министру МВД Авакову, а реально — никому. Так что независимо не то что от выборов в Беларуси, но даже от выборов на Украине, интерес продолжать войну с «орками» был у всех игроков.

А главным спусковым крючком СВО стали выборы в США, на которых победил Байден в январе 2021 года. Украина была сферой исключительных интересов Демпартии, за которую США гарантированно вписались бы в случае войны. Это склонило и Зеленского, и военных, и радикалов к более решительным действиям в отношении Донбасса. Так что после победы Байдена война была бы в любом случае. Первым ее звоночком стал спешный и беспорядочный вывод американских войск из Афганистана. Они торопились на Украину.

Байден
Фото из открытых источников

PS. Нужно ли о чем-то жалеть?

Есть известная народная сказка о перепутье. Ее можно немного переиначить: пойдешь направо – потеряешь власть, пойдешь налево — суверенитет, пойдешь прямо — получишь войну. И за короткие 5 лет практически все республики СНГ встали именно перед таким выбором.

В Армении случился майдан, где власть ушла, в затем началась война в Нагорном Карабахе, которая закончилась чудовищным поражением.

В Казахстане, где Назарбаев тихо-мирно передал власть преемнику, вдруг началась резня в Алма-Ате, где погибло более 200 человек, а неустановленные террористы громили СИЗО, оружейные комнаты и отрезали головы сотрудникам МВД. Все закончилось только с вводом войск ОДКБ.

В Молдове, где побороли власть бандитов и откуда бывший руководитель Плахотнюк бежал в Майами, к власти пришло прорумынское правительство. Которое вместо реформ готовит объединение с прекрасным румынским государством и войну в Приднестровье.

А на Украине, где люди выбрали мир и русскоязычного президента-КВНщика, начался самый жестокий конфликт в Европе со времен Второй мировой, жертвы которого по американским расчетам только за 1 год перевалили за 300 тысяч убитых.

Это значит, что только в сказке можно выбрать какой-то один путь или правильное решение, которое убережет от всех проблем. В реальности, пока мы находимся в сфере интересов США, мы как бы идем по всем дорожкам сразу, а проблемы нам устраивают независимо от наших действий. Все как в известной басне Крылова: «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59