18°
Меню

Волынь-1943. Россия и Беларусь должны напомнить Варшаве о ее исторической амнезии

Фото: из открытых источников и автора материала

Польша не позволит Украине вступить в Европейский союз без признания Киевом Волынской резни и разрешения на эксгумацию жертв бандеровского террора, о чем заявил вице-премьер и министр обороны Речи Посполитой Владислав Косиняк-Камыш. Это далеко не первое заявление польских чиновников касательно разногласий с киевским режимом насчет политики исторической памяти. 30 августа волынскую проблему связал с перспективами украинской евроинтеграции премьер-министр Дональд Туск. По словам главы правительства, «Украина не будет членом Европейского союза без польского согласия. Украина должна будет соответствовать стандартам, а они многогранны, и это не только вопросы торговли, границы, экономики».

Глядя на перипетии польской политики, диву даешься. Пан Туск — представитель либерального лагеря, лидер и основатель проевропейской «Гражданской платформы». Пан Косиняк-Камыш принадлежит к Польской народной партии, то есть к аграриям, также ориентированным на сближение с общеевропейскими институциями. При этом президент Анджей Дуда, позиционирующий себя как консерватор и националист, «имеет другое мнение» по вопросу синхронизации украинской евроинтеграции с решением волынской проблемы. «Где же тут польский национализм?» — спросите вы. Очевидно, Дуда и его присные сами не заметили, как превратились в националистов украинских. По-другому нельзя объяснить такое откровенное презрение к «отеческим гробам».

Литература о геноциде поляков на Волыни в книжном магазине Кракова

Впрочем, позиция польских либералов, аграриев и иже с ними — это откровенное лицемерие. Во многом их усилиями киевский режим получает миллиарды долларов на снабжение и обмундирование тех, кто лепит себе на рукав красно-черные шевроны и портреты маньяка Степана Бандеры.

Бойня «во славу Украины»

Волынская резня 1943-1944 гг. — один из наиболее трагических эпизодов польской национальной истории. В ходе спланированного бандеровцами геноцида уничтожено около 100 тысяч мирных жителей Волыни польского этнического происхождения. Организация украинских националистов — Украинская повстанческая армия (ОУН-УПА) — вполне в духе восточноевропейских фашистских течений того времени задалась целью очистить регион от «нежелательного элемента». Параллельно с этой трагедией происходил геноцид сербов хорватскими усташами, массовые убийства цыган и евреев по всей Европе (часть ответственности за Холокост, по общему признанию, лежит также на украинских националистах).

Невозможно без содрогания читать о зверствах, чинимых бандеровцами. Степень садизма и жестокости идеологических предшественников нынешних властителей Украины зашкаливает — в этом они, без преувеличения, дадут фору гитлеровцам. 11 июля 1943 года боевики ОУН-УПА и их приверженцы из числа местных одновременно атаковали сразу 100 населенных пунктов, где проживали поляки. Палачи окружали деревни и начинали орудовать топорами, косами, ножами… После расправы с жителями веси поджигались, чтобы никогда больше не могли возродиться.

Не останавливались «герої» и перед убийствами украинцев, имевших семейные связи с поляками.

Литература о преступлениях ОУН-УПА в книжном магазине Варшавы

«Моя двоюродная сестра жила по соседству с нашей деревней. Ее муж был украинцем. Когда мы убегали, мой отец сказал ему: «Кум, убегайте, берите детей и убегайте». — «Ой, нет, я не буду убегать. У меня два брата, два зятя — украинцы, они меня защитят»… Как пришли убивать, семья даже не видела, как его убили. Во дворе был, пришли и топором голову размозжили. [Бандеровцы] зашли в дом, жена спала на кровати. Когда женщину ударил по голове топором, то мальчик — лет девяти или десяти — вскочил и закричал: «Степан, не бий мене. Я тобі дам хліба». Это значит, знакомый был, потому что ребенок его знал. А тот ударил топором по голове — и мальчик свалился на пол». Это воспоминания Анны Шумской (1919 года рождения), жившей недалеко от Любомля (ныне — Волынская область).

Первый и единственный польский космонавт Мирослав Гермашевский родился в селе Липники (ныне — Ровенская область Украины) в 1941 году. В марте 1943-го бандеровцы вырезали жителей села и убили 19 членов семьи Гермашевских. В честь организатора этой расправы Ивана Литвинчука названа школа в селе Золочовка Ровенской области. На месте его гибели в бою с сотрудниками МГБ установлен памятный крест.

И подобных свидетельств — тысячи…

Не помнит Варшава — вспомнят Минск и Москва

1 октября в Смоленске в рамках VIII Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.doc» состоялся круглый стол на тему «Нацизм в ХХI веке». В ходе обсуждения мною было выдвинуто предложение признать Волынскую резню геноцидом польского народа на уровне Национального собрания Республики Беларусь и Федерального собрания Российской Федерации. Идея встретила одобрение собравшихся. «Будем работать над этим», — заявил научный сотрудник Института российской истории РАН, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков.

Памятник Волынской резне в Польше, по мотивам известного исторического фото

Современная Польша бьет рекорды по белорусофобии и русофобии. Варшава раскручивает антибелорусскую и антироссийскую истерию, вмешивается в наши внутренние дела, проводит учения рядом с Гродненской, Брестской и Калининградской областями. Информационная война, развязанная против нас, к сожалению, приносит свои плоды: согласно прошлогоднему соцопросу CBOS, к россиянам негативно относятся 82% поляков (позитивно — 6%), к белорусам — 51% (позитивно — 19%). Отношение польского населения к белорусам хуже, чем к цыганам, украинцам, евреям, туркам и китайцам.

По словам президента Анджея Дуды, Польша потратила на поддержку бандеровского киевского режима 3,3% своего ВВП — около 100 млрд злотых (более 26 млрд долларов).

Чем мы можем ответить? Пожалуй, самым глупым в такой ситуации было бы на белорусофобию отвечать полонофобией, особенно если учесть, сколько поляков проживает в нашей республике (287 тысяч по последней переписи населения). Трагедия польского народа болью отзывается в душах белорусов, равно как и драма Холокоста. ОУН-УПА совершала преступления и на белорусской земле: в фантазиях бандеровцев юг Беларуси являлся неотъемлемой частью «соборной Украины». Не наша вина в том, что польские власти откровенно предали память о жертвах украинских пособников Гитлера и напрямую содействуют идейным потомкам Степана Бандеры.

Литература об угрозе украинского национализма в книжном магазине Варшавы

Лучшей реакцией на истерию варшавского официоза была бы актуализация вопроса Волынской резни на международном уровне. Практика признания тех или иных преступлений геноцидом довольно широко распространена. Скажем, геноцид армян признан 34 государствами мира, включая Российскую Федерацию. Ряд законодательных органов признал геноцид греков, ассирийцев, не говоря уже о еврейской Катастрофе, за отрицание которой во многих странах можно подвергнуться уголовному преследованию. Иногда подобный инструментарий используется и недобросовестными политиканами: в сентябре этого года парламент Швейцарии признал голодомор «геноцидом украинцев» (как будто не умирали от ужасного голода в 1930-е русские Поволжья, Северного Кавказа и Сибири, татары, башкиры, казахи и многие другие).

Совместное признание парламентами Беларуси и России Волынской резни поставит руководство Речи Посполитой в тупик. Попытки обвинить нас в «предвзятости» будут выглядеть жалко на фоне «облизывания» Варшавой азовцев и прочего бандеровского сброда. Польские власти вынуждены будут объяснять своим гражданам, почему во «враждебных» странах чтят память о ста тысячах замученных поляков, а сама Польша обязана про резню забыть и смиренно подносить патроны духовным наследникам палачей польского народа.

Вроцлав. Мемориал жертвам преступлений украинских националистов. В крипте памятника заложены урны с землей с могил поляков, погибших от рук боевиков ОУН-УПА

Останавливаться на этом не следует. За совместным белорусско-российским заявлением должна последовать планомерная работа наших дипломатов, деятелей культуры, историков и экспертного сообщества, национально-культурных объединений (в особенности Союза поляков Беларуси). В Минске и Москве нужно установить монумент в память о поляках — жертвах бандеровского террора. Желательно возле посольств Республики Польша — чтобы польские дипломаты стыдливо занавешивали шторы, едва зацепив глазом памятник. Возле диппредставительства РП в белорусской столице удачно расположен сквер Симона Боливара, возле посольства в Москве — Георгиевский сквер.

Министерства иностранных дел России и Беларуси могут вынести вопрос об осуждении Волынской резни на Генеральную ассамблею ООН, проведя предварительную работу с партнерами в разных частях света. Заявление наших парламентов могут поддержать законодательные органы Венесуэлы (в стране проживает около 4 тысяч поляков), Никарагуа, Кубы, Сирии, Ирана и других государств, многочисленные диаспоральные объединения поляков по всему миру, а также здравые политические силы в самой Польше, заинтересованные если не в нормализации отношений, то хотя бы в восстановлении исторической справедливости.

Алексей Еловик

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59