«Школьник зовет девочку домой более творчески»: политолог о провале польской разведки в Кишеневе
Польские спецслужбы в очередной раз показали себя карикатурой на разведку, как в плохих фильмах. Белорусского дипломата в Кишиневе польский резидент пригласил в номер и начал совать в руки 100 тысяч долларов в качестве «подарка». Сигналы за стенку он подавал кашлем, а его действия, как и действия второго сотрудника, удалось заснять на мобильный телефон.
Хриплый кашель польской разведки прокомментировал Андрей Лазуткин.
В Молдове поляки действуют без опаски, хотя это не страна НАТО
В Молдове крайне слабая государственность, сегодня это «проходной двор» для спецслужб НАТО, а также Украины. Все силовые вопросы в Молдове так или иначе курирует Румыния и американское посольство. Очевидно, что поляки действовали с согласия молдавских спецслужб, потому что подход был организован топорно, поляки явно не боялись провала и не ждали возражений от молдаван за свои действия. В практике спецслужб произошедшее выглядит настоящим позором. Видимо, причина в том, что поляки были крайне расслаблены из-за созданных тепличных условий для польских сотрудников в Молдове.
У Беларуси с Польшей побиты все тарелки
Судя по грубым действиям Польши и с другой стороны – исходя из того, что скандал был быстро опубличен белорусской стороной, а не скрыт (как это обычно бывает в практике спецслужб) – отношения между странами и спецслужбами сейчас находятся в самой нижней точке. Поляки нарушили все гласные и негласные правила в сфере разведки, за что и получили унизительную информационную картинку в ответ. Польские СМИ по состоянию на среду молчат, как мыши, ни одного сообщения о ситуации или антикризисного материала нет. Поэтому замалчивать белорусскую тему будут и дальше. О результатах провала мы, скорее всего, узнаем косвенно, по новым кадровым назначениям в аппарате спецслужб.
Поляки станут более осторожными
Кроме польских кадров на «белорусском» направлении, по идее, рано или поздно должна поменяться и тактика. Но польские спецслужбы сейчас, как и весь силовой аппарат Польши, находятся в процессе смены власти. За внешнюю политику и назначение послов отвечает президент Дуда, которого в мае 2025 года должны на выборах заменить на другого человека. До этого момента Дуда блокирует все ключевые назначения послов, которые исходят от Туска и главы МИД Сикорского. Такая ситуация президента-«временщика» и двоевластия в МИД сильно осложняет работу польской разведки. Поэтому мы видим кризис жанра, вербовку с наскока и совершенно позорный результат.
У Беларуси появился свой стиль ответа
Следует отметить ироничную подачу и определенный юмор белорусского материала. Можно сказать, что мы научились развалить польские комбинации, в том числе информационно – каждый такой провал, если его грамотно показать населению, с одной стороны, становится формой тонкой агитации за действующую власть и за белорусские силовые структуры, это эффективная форма пропаганды на реальном материале. С другой стороны, это показывает рабочую связку журналистов, госСМИ и спецслужб – сегодня во многих вопросах управления выстроен новый быстрый механизм, которого не хватало раньше. Это позволяет не только, условно, создавать хороший новостной сюжет, но и решать какую-то оперативную задачу спецслужбы. Засвеченный польский сотрудник теперь закончит свою карьеру, а с ним уйдет и какое-то течение, которое отвечало за Восточную Европу.
Болезнь нужно профилактировать, а не лечить
Конечно же, это и внутренний сигнал для сотрудников белорусского МИДа, по сути, учебное пособие: «Посмотрите, как работают поляки, будьте бдительны». Смысл внутреннего посыла в том, что поляки не ищут каких-то изощренных схем, не изучают личные мотивы человека и его тонкую душевную организацию, а как будто покупают машину в автосалоне. Вот деньги, поехали. Понятно, что все возможные ситуации вербовки не покажешь на ТВ, но, как правило, самые типичные случаи надо разобрать и проанализировать для широкого круга лиц. Что и произошло – это своего рода профилактика таких ситуаций для аппарата МИД.
Поляки разучились играть сложно
Не откроем секрета: люди, типа Латушки, в белорусской системе очень долго и давно имели репутацию «польских шпионов». Тем не менее, их терпели, видимо, для решения какой-то более сложной и неочевидной задачи. Грубо говоря, лучше знать, кто главный польский шпион, и давать ему ограниченно работать, чтобы братья-поляки сделали на него главную ставку в час «Ч». Иначе можно не понимать, что это, и в итоге предателем на самом верху окажется кто-то другой. Но для такой сложной работы с двух сторон нужны годы. А чтобы просто подсунуть дипломату сумку с долларами – не нужно ни мозгов, ни кадров, нужны только доллары. Это, конечно, говорит о слабости польских специалистов. Либо о том, что им специально поставили задачу форсировать события и действовать грубо – и в этом тоже нет ничего хорошего. Если нагло лезут и торопятся – то для чего?
Кому выгодно и есть ли связь с Украиной
Полковник агентства разведки ранее возглавлял резидентуру в Литве и Латвии, с 2021 года работал на Украине. Понятно, что его просто могли выдернуть для задания как человека, который лично знал белорусского дипломата и с которым у него, как он думал, сложился контакт. Тем не менее, какой-то украинский след вполне может быть, потому что точно такой же беспредел, который связан с работой спецслужб (а вербовка действующего дипломата является беспределом), характерен для Украины.
Кроме очевидного польского следа, возможна и вторая задача провокации. Ее подчеркнуто грубый и халтурный характер может говорить о том, что американские начальники вполне допускали возможный провал – чтобы дополнительно усложнить белорусско-молдавские, белорусско-украинские, равно как и белорусско-польские отношения. Нетрудно догадаться, что американцев весьма устраивает, что все спецслужбы в регионе, которые раньше худо-бедно работали друг с другом, сейчас находятся «на ножах». Поэтому нужно думать на несколько шагов вперед: кто получит выгоду от провала? Хотя все это, конечно, никак не обеляет кашляющего польского полковника – он и его напарник выглядят дурачками. Теперь они закончат карьеру, перебирая польскую почту и открытки в подвале.
Общая проблема Запада – нехватка обменного фонда
Спецслужбам Беларуси постоянно поступают предложения обменять иностранных граждан, которые осуждены за шпионаж и агентурную деятельность, на обычных граждан Беларуси, которые содержатся в тюрьмах Польши и Прибалтики. Ничего ценного для нас там нет, поэтому поляки придумывают все новые грубые мероприятия, что увеличить обменный фонд.
Поэтому в фильме уже прямым текстом, для самых сообразительных польских сотрудников дали понять, что у Польши нет лиц, которые сотрудничали с КГБ, и никто никого менять не будет. Это, по идее, должно остудить пыл польских братьев. Они идут неверным путем, который ни к чему не приведет.