Куда едем, может быть летим? Крупные автопроизводители активно заходят в космическую отрасль

В настоящее время мировая автомобильная промышленность переживает крайне интересный этап развития. С одной стороны, глобализация рынков сбыта должна была позволить крупнейшим автопроизводителям увеличить прибыль за счет удовлетворения растущих потребностей потребителей. Однако с другой стороны, молодые и амбициозные китайские автомобильные компании, используя те же возможности глобализации, активно захватывают долю рынка, создавая серьезную конкуренцию традиционным игрокам. Выход из этой ситуации может быть только один – переход на новые технологии и освоение новых ниш.
Ближайшая уже активно осваиваемая ниша – летающие электроавтомобили. На сегодняшний день существует несколько моделей летающих автомобилей, находящихся на разных стадиях разработки и тестирования. Вот некоторые из наиболее заметных проектов, которые могут появиться в ближайшем будущем:
Alef Model A

Полностью электрический летающий автомобиль с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). Он способен развивать скорость до 170 км/ч в воздухе и до 60 км/ч на земле. В 2023 году модель получила сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США (FAA). Первые поставки запланированы на конец 2025 года, а предварительная стоимость составляет около 300 000 долларов.
XPeng AeroHT
Китайская компания XPeng Motors, известная своими электромобилями, через подразделение AeroHT разрабатывает гибридный аппарат, способный передвигаться по дорогам и летать. Массовое производство планируется начать в 2026 году, а первые поставки ожидаются уже в четвертом квартале 2025 года. XPeng собрала более 1000 предзаказов на модель, стоимость которой составит около 2 миллионов юаней (примерно 280 000 долларов). Проект поддерживается китайским правительством в рамках стратегии развития низковысотных летательных аппаратов.
Klein Vision AirCar

Гибрид автомобиля и самолёта с бензиновым двигателем BMW. В 2021 году AirCar успешно совершил междугородний полёт, преодолев 70 км за 35 минут. Компания планирует завершить сертификацию в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA) и вывести аппарат на рынок в 2025–2026 годах. AirCar рассчитан на двух пассажиров, а для управления требуется лицензия пилота. Ориентировочная стоимость пока не раскрыта, но ожидается, что она будет в премиальном сегменте.
PAL-V Liberty
Автожир, сочетающий возможности автомобиля и вертолета. Оснащен двигателем мощностью 100 л.с., развивает скорость до 160 км/ч в воздухе. Компания планировала начать поставки в 2022 году, но из-за задержек сроки сдвинулись на 2025-2026 годы после завершения строительства завода в Индии. Стоимость варьируется от 300 000 до 600 000 долларов, и для управления требуется лицензия пилота.
AeroMobil

Летающий автомобиль с раскладными крыльями, трансформирующийся из наземного транспорта в воздушный. Прототипы прошли испытания, а выпуск ограниченной серии запланирован на 2027 год. Цена составит 1,2-1,5 миллиона долларов, что делает его премиальным продуктом для узкого круга покупателей.
Volocopter VoloCity
Хотя это скорее аэротакси, чем классический летающий автомобиль, VoloCity заслуживает упоминания. Электрический eVTOL рассчитан на двух пассажиров. Коммерческие рейсы планируются в 2026-2031 годах, начиная с тестов в Японии и других странах. Стоимость полета на старте составит около 300 евро, с перспективой снижения до уровня премиум-такси.
Циклокар
Российский проект Института теплофизики СО РАН представляет собой электрический или гибридный летающий автомобиль с циклическими движителями. Он рассчитан на шесть пассажиров, развивает скорость до 250 км/ч и имеет дальность полета до 500 км. Серийное производство планируется начать в 2028 году после завершения испытаний прототипов.
Космическая экспансия автопроизводителей
Однако автопроизводители видят еще большие коммерческие перспективы в развитии космических технологий. Такие компании, как Toyota, Honda и Geely, увеличивают инвестиции в спутниковые технологии и ракетостроение, чтобы обеспечить автомобили спутниковой связью и открыть новые источники дохода.
В январе 2025 года Toyota инвестировала 44 миллиона долларов в японскую компанию Interstellar Technologies, занимающуюся производством ракет.
С 2019 года Honda разрабатывает многоразовую ракету для вывода спутников на низкую околоземную орбиту.
Китайский автогигант Geely вложил 326 миллионов долларов в производство спутников, запустив собственную сеть для поддержки автономного вождения.

Спутниковая связь позволит передавать на борт автомобиля данные о дорожной обстановке в реальном времени. По оценкам аналитиков, к 2030 году подключённые автомобили принесут автопроизводителям и их партнерам до 742 миллиардов долларов ежегодно. Компании также развивают бизнес-модели, основанные на подписках и дополнительных услугах. Например, General Motors использует спутниковые данные в системе Super Cruise, обеспечивающей автономное удержание полосы движения. Ожидается, что эта технология будет приносить около двух миллиардов долларов в год в течение ближайших пяти лет.
Помимо спутников автопроизводители инвестируют в другие направления космической отрасли:
Toyota совместно с JAXA разрабатывает луноход на солнечных батареях с шестью колёсами для исследований Луны. Запуск ожидается в конце 2020-х годов.
Audi представила луноход Lunar Quattro в 2016 году. Хотя его миссия откладывается, компания продолжает исследования в этой области.
Porsche инвестировала 75 миллионов долларов в стартап по разработке ракетных технологий.
Lamborghini отправила композитные материалы на МКС для тестирования их устойчивости к космическим условиям.
Tesla через SpaceX Илона Маска активно развивает космические проекты, интегрируя технологии электромобилей и ракетостроения.
Таким образом, в условиях глобальной конкуренции и стремительного развития технологий автопроизводители активно осваивают новые горизонты, выходя за пределы традиционного автомобилестроения. Летающие автомобили становятся реальностью и обещают изменить транспортную индустрию в ближайшие годы, предлагая инновационные решения для мобильности. Одновременно крупные компании, включая Toyota, Honda, Geely и Tesla, инвестируют в космические технологии – от спутниковой связи до луноходов и ракетостроения, – видя в этом не только возможность диверсификации бизнеса, но и перспективу создания новых источников дохода. Сотрудничество автомобильной и космической отраслей открывает путь к революционным достижениям, которые могут преобразовать как наземный, так и воздушный транспорт, а также укрепить позиции автогигантов в эпоху технологических перемен.
Николай Тягников
Рекомендуем


