Выборы в Польше: самая высокая явка за 30 лет
Явка на парламентских выборах в Польше обещает быть рекордной — в районе 70%. Избирательные участки работают с 7 утра (с 6:00 по белорусскому времени), и уже в первой половине дня появились очереди из желающих проголосовать.
Рекордным по явке стало голосование за рубежом — в Италии, Швеции, Великобритании, Испании, Латвии, Венгрии. Очереди в комиссию выстраивались также в США и Нидерландах. Списки для голосования за границей формируются предварительно, по заявкам, и в этих странах они составили от 15 до 160 тысяч человек. Всего же в реестре Государственной избирательной комиссии — 29 миллионов поляков.
Что наблюдается по предварительному раскладу сил? Изначально явку завышали, чтобы мобилизовать электорат «Права и справедливости». Для этого применяется как административный ресурс — выплата надбавок госслужащим, премиальные фонды для сотрудников госпредприятий, повышение пенсий и пособий, так и манипуляции на уровне окружных комиссий. По сравнению с прошлыми выборами, было создано 4000 дополнительных участков в сельской местности, к которым организован бесплатный подвоз автобусами из деревень. Таким образом «ПиС» пытается довести явку среди крестьян до 100% — это их основная опорная группа. Судя по всему, на них же рассчитаны и основные посылы правящей партии: «нет украинскому зерну», «не пустим черных мигрантов», «Туск — немецкий шпион». Людям дают максимально простую и понятную картину мира.
Однако это палка о двух концах — примитивная и агрессивная кампания вызвала и мобилизацию среди противников власти. Кстати, далеко не все они голосуют за Туска. Согласно последним соцопросам, совокупно партии второго эшелона поддерживает около 1/3 избирателей. Это те, кому не нравятся устаревшие и коррупционные методы «ПиС», но при этом они не хотят возвращения Туска — у этого политика тоже значительный антирейтинг, многие ассоциируют его с немецким влиянием, то есть действиях не в польских интересах.
Таким образом сложилась ситуация, когда все основные силы вольно или невольно работают на явку и мобилизацию электората. Оппозиция говорит о том, что на выборы придут противники правящей партии и сторонники евроинтеграции, которые никогда не ходили раньше — их якобы «разбудила» агрессивная кампания «ПиС». Правящая партия, в свою очередь, не без оснований считает, что раздача денег и покупка голосов дадут больше эффекта, чем коррупционные скандалы, на которые сделала ставку оппозиция.
Что говорят соцопросы
С субботы в Польше ввели «режим тишины» — нельзя публиковать ни результаты опросов, ни агитацию, ни призывы голосовать за ту или иную партию. Поэтому основные социологические службы обнародовали данные в пятницу вечером.
Так, наиболее авторитетная в Польше опросная служба — KANTAR — фиксирует разрыв между правящей партией и оппозицией в районе 6%. За «ПиС» готовы проголосовать около 34%, за «Гражданскую коалицию» — 28%. Как видно из таблицы, примерно то же самое фиксируют иные социологические структуры, то есть по всем опросам наблюдается незначительный перевес «Права и справедливости». Надо сказать, что это не создало интриги и совпадает с рейтингами двух основных партий, которые фиксировались на протяжении 2 месяцев.
Вместе с тем, исход выборов определит не разрыв между двумя главными партиями, а борьба за третье место. Судя по опросам, все три партии «второго эшелона» — «Конфедерация», «Третий путь» и «Левые» проходят избирательный порог. Это значит, что в условиях, когда ни одна из двух крупных не наберет большинства, возможно появление двух блоков: «ПиС» и «Конфедерация» с одной стороны, и «Гражданская платформа» + «Третий путь» + «Левые» с другой стороны.
При таком раскладе «ПиС», скорее, рассчитывает, что эти партии не попадут в Сейм и Туску не с кем будет формировать коалицию. Для последнего же нет другого выбора, кроме как блокироваться, чтобы создать парламентское большинство. Однако для этого нужно будет сначала договориться с этими партиями, чего «Гражданская коалиция» не смогла сделать на протяжении выборов. По факту она уже объединяет 4-5 более мелких движений, и остальные партии не пошли на союз с Туском из-за принципиальных противоречий. Поэтому далеко не факт, что лебедь, щука и рак смогут договориться, на что также рассчитывает правящая партия.
Что касается «Права и справедливости», то они, в крайнем случае, будут блокироваться с ультранационалистами из «Конфедерации». Между партиями нет больших противоречий, кроме, разве что, нападок «Конфедерации» на США. Однако нужно заметить, что и Демпартия Байдена оказала нынешней польской власти крайне холодный прием в Вашингтоне и Нью-Йорке. Считается, что польская власть больше ориентирована на республиканцев и Трампа, а не на американских демократов. Поэтому правительство ничего не потеряет, если войдет в коалицию с антиамериканской партией. Более того, это можно будет продать избирателям как еще большую самостоятельность и стремление к суверенитету — это один из главных посылов избирательной кампании «ПиС».
Как голосуют регионы
Польская республика расколота на три сектора — запад традиционно связан с Германией и ЕС, восток страны голосует за националистов и консервативных католиков, а центральная часть и столица поддерживают альтернативные партии либо скрывают свои предпочтения. Именно этот, третий сектор, по соцопросам выступает как «неопределившийся».
Почему борьба ведется за каждый город и каждый дом «серой зоны»?
Накануне выборов стали понятны округа, где идет самое ожесточенное противостояние — это столица, а также север Польши — Торунь, Эльблонг и Ольштын. Там достаточно сильные структуры местной власти, которые симпатизируют Туску или напрямую лояльны ему, а также мощные экономические связи с ЕС. И в условиях, когда между правящей партией и «Гражданской коалицией» наблюдается небольшой разрыв, каждый такой округ может стать решающим. Американские специалисты называют это «swing state» или «колеблющийся штат».
Вся остальная часть Польши голосует достаточно стабильно. Электорат «ПиС» — это более агрессивный восточный избиратель, житель сельской местности, который боится мигрантов, хочет быть защищенным «от нападения России» и для безопасности которого строили пятиметровый забор на границе. Этот избиратель требует защитить внутренний рынок от украинской фермерской продукции и видит в Дональде Туске «немца», который хочет разделить Польшу с русскими, как в 1939 году. Эти стереотипы правящая партия всячески поддерживает — перед выборами в прайм-тайм два месяца крутили сериал о том, что Туск является чуть ли не организатором и заказчиком катастрофы в Смоленске, что это лучший друг Владимира Путина и «муж» Ангелы Меркель.
В этом плане на выборах работает уникальный для Европы фактор — национальный состав. Около 98% населения Польши — поляки, фактически, это моногосударство с одной нацией, одной религией и одним языком. Поэтому они традиционно не любят «чужаков», под которыми понимают, в первую очередь, соседей — немцев, чехов, литовцев, украинцев, русских. Эта ксенофобия вполне искренняя, чем пользуется правящая партия. Что касается белорусов в Польше, то, по иронии, Белосток — это сегодня центр польского национализма и радикальных группировок. Почему так получилось, сказать сложно — либо эти вещи поддерживаются искусственно, либо люди на белостокских территориях стараются быть большими поляками, чем те сами. Отсюда марши проклятых солдат в Гайновке и прочие эксцессы, которые даже правящая партия старалась смягчать. Кстати, на белорусских территориях большой популярностью пользовались левые и социал-демократические силы, а также крестьянские партии левого толка. Для Польши это своего рода аномалия — вся политика там правая или крайне правая. Левый спектр с 90-х годов практически не присутствует. То, что мы называем «Гражданской коалицией» — это, скорее, силы, которые были временно отодвинуты от кормушки и которые пытаются с помощью ЕС вернуть свое господствующее положение.
Поэтому не стоит ждать от выборов, что по их итогам победят «друзья» либо «враги» Беларуси. Главный (и желательный) результат — это раскол, длительная нестабильная внутренняя ситуация, когда правящая партия будет тратить ресурсы на внутреннюю повестку, а не лязгать танками на востоке и изображать из себя империалистов. В этом плане очень показательно, что Президент Беларуси неожиданно для многих поддержал Дональда Туска.
Три преступления и 144 случая правонарушений
Представители Национальной избирательной комиссии дали пресс-конференцию, где рассказали об оперативной обстановке в стране на 12:00.
Войцех Сыч, замначальника НИК, ссылаясь на данные полиции, сообщил, что по состоянию на 6 утра в трех случаях речь шла об угрозах уголовного преследования и срыве выборов. Регионы, где произошли инциденты, не уточнялись. Что касается административных правонарушений, то зафиксировано 4 случая размещения плакатов и 29 случаев агитации во время предвыборной тишины — за эти действия также предусмотрена ответственность.
Кроме того, полиция получила сообщение, что в Люблине неизвестные планируют уничтожить 30 предвыборных плакатов. А возле одного из участков в городе была припаркована машина, оклеенная предвыборными материалами — что также является нарушением.
«Всего зафиксировано 13 случаев удаления и повреждения объявлений, а также один случай нанесения оскорбительных надписей», — отметил Войцех Сыч.
Также в одной из областных комиссий были напечатаны ошибочные списки избирателей. В другой — отсутствовало электричество, которое было оперативно отремонтировано.
Предварительная явка по областным избирательным комиссиям будет передана в 12 и 17 часов (пока не опубликована).
Когда ждать итогов
В 22:00 по минскому времени голосование завершится, а участки закроют. Далее начинается подсчет голосов, но точных временных рамок нет. Например, результаты выборов в Сейм в 2011 году поляки узнали во второй половине дня во вторник. На парламентских выборах 2015-го Национальная избирательная комиссия объявила результаты во вторник днем. На выборах 2019-го результаты посчитали рекордно быстро — уже в понедельник вечером.
При этом Парламенту не нужно ждать, пока Верховный суд объявит о действительности выборов. Работа по формированию правительства начинается раньше, потому что процедура может занимать 2-3 месяца. Прошлые парламентские выборы признали действительными только через 2 месяца после голосования, что является нормальным.
Как формируется правительство
Как выглядит процедура? Сначала депутаты получают мандат — это свидетельство с официальным результатом НИК об избрании. Первые заседания Сейма и Сената созываются президентом в течение 30 дней со дня выборов согласно выданным мандатам. Созыв парламента требует официального опубликования результатов НИК и предварительных консультаций по поводу избрания спикера и вице-спикеров Сейма, а также премьер-министра и состава правительства. Переговоры занимают не менее двух-трех недель, особенно когда большинство формируется коалицией из нескольких партий (скорее всего, сейчас так и будет).
На первом заседании Сейм избирает маршала и вице-маршалов. Тогда же премьер-министр и правительство подают в отставку, которую принимает президент. Тем не менее, прошлому премьеру поручается выполнять обязанности до назначения нового Совета Министров.
Польская конституция предусматривает многоступенчатую процедуру избрания премьер-министра, так называемые три шага. В первом случае он назначается президентом. Обычно тот указывает — хотя и не обязательно — на лидера (или на кандидата) от партии, набравшей наибольшее число голосов. Однако может оказаться, что такое большинство имеет не самая большая в Сейме партия, а их коалиция — тогда президент выдвинет кандидата от последней.
В любом случае президент назначает премьер-министра и предложенных им министров (членов правительства), на что у него есть 14 дней с момента первого заседания Сейма, и получает от них присягу. У нового премьер-министра есть 14 дней с момента назначения, чтобы представить Сейму программу действий и получить вотум доверия. Сейм принимает вотум абсолютным большинством голосов (должно быть больше голосов «за», чем «против» и воздержавшихся) в присутствии не менее 230 депутатов.
Второй шаг: в случае провала правительства на первом этапе (премьер не получил вотум доверия) инициатива переходит к Сейму. Тогда тот имеет право в течение 14 дней избрать нового премьер-министра и предложенных им членов правительства также абсолютным большинством голосов, а президент назначает уже второй Совет министров.
Третий шаг: если вотум доверия не получили и в этот раз, обязанность снова переходит к президенту, который в течение 14 дней назначает премьер-министра и других членов Совета Министров и получает от них присягу. Вотум доверия опять нужно получать — но уже простым большинством, чтобы голосов «за» было больше, чем «против». Если даже на третьем этапе правительство не получит вотум доверия, президент назначает новые выборы в течение 45 дней.
Таким образом, если «ПиС» победит, но не наберет абсолютного большинства, им придется искать союзников и создавать с ними блок для одобрения своего премьер-министра. Если это удастся, то премьера утвердят уже на первом круге. Если же нет, то ждет ожесточенная борьба и торг с выборами на втором этапе, когда правительство будет формировать Сейм. Лучший вариант — если правительство вообще не выберут и назначат новые выборы. Либо, как вариант, это будет правительство меньшинства, то есть слабая и зависимая от многочисленных союзников власть.
Очереди, пьяные сотрудники, смерть на участке. Что известно на 19:00
Новшество этой кампании — очереди, по типу белорусских. Особо длинные формируются в крупных городах, а также за рубежом напротив польских посольств, где достигают 200-300 метров. Как и в Беларуси, это форма скрытой агитации — якобы поляки, как никогда, мобилизовались против правящей партии. Одновременно выборы настойчиво сравнивают по значимости с 1989 годом, намекая на смену режима Качинского, своего рода «падение диктатуры». При этом о желании проголосовать за пределами страны заявили более 607 тысяч человек, что почти вдвое больше, чем на парламентских выборах четыре года назад, и на 200 тысяч больше, чем на президентских в 2020 году. Однако в целом это, скорее, продуманная манипуляция оппозиции, чем реальная картина.
Судя по инфографике (темно-желтый цвет — более высокая явка), активнее голосует восток Польши. Это значит, правящей партии удалось мобилизовать электорат, в отличие от оппозиции, которая опирается на западные районы.
Исходя из текущих данных НИК, финальная явка на выборах прогнозируется в пределах 65-70 процентов. Однозначно, это рекорд для польских парламентских выборов. Уже по состоянию на 12:00 в округах не было ни одного, где бы явка была меньше по сравнению с 2019 годом. Однако наблюдаются существенные различия в мобилизации регионов.
Из нарушений фиксируются единичные попытки выноса бюллетеней и порча (разрыв) бланков, но нарушителей не задерживают, а выдают повестку в суд, который будет определять меру воздействия. За руку также был пойман пьяный сотрудник (0,3 промилле) избирательной комиссии в Бяла-Подляске. По его словам, в обед он выпил пива. Члена комиссии переизбрали и заменили на другого.
Трагедия случилась на избирательном участке в Лодзи, где скончался один из избирателей. Инцидент произошел в здании областной избирательной комиссии №183 в Лодзинском микрорайоне Реткиния.
«Это не привело к закрытию участка, потому что члены комиссии решили, что событие не повлияет на ход выборов», — отметил член избирательной комиссии округа Лодзь Роберт Сира.
Актуальные цифры явки будут озвучены на пресс-конференции НИК в 19:30 по минскому времени.
НИК заявляет о рекордной явке
На вечернем брифинге глава НИК Сильвестр Марчиняк назвал явку — 57,54% — по состоянию на вечер. Для сравнения, четыре года назад на выборах в парламент явка на 17 часов составляла 45,94 процента.
Согласно данным Национальной избирательной комиссии, самая высокая активность зафиксирована в Мазовецком воеводстве (60,77%), Малопольском (58,90%) и Лодзинском (58,58%).
Что касается городов, то наибольшая цифра — в Варшаве (63,17%) и Белостоке (62,64%). В одном из округов польской столицы зафиксирована самая высокая явка по стране в целом — 63,21%.
Самая низкая — в Опольском округе (Верхняя Силезия) с результатом 52,26%. Такой небольшой разброс между лидерами и аутсайдерами говорит о сильной мобилизации общества.
Сами цифры можно косвенно проверить по остаткам бланков бюллетеней. По умолчанию, на участках резервируется 80% от списочной явки, но по состоянию на вечер эти лимиты уже были исчерпаны в отдельных столичных и городских комиссиях. Бюллетени пришлось довозить машинами. Всем, кто стоит в очередях на таких участках, в том числе и за рубежом, Национальная избирательная комиссия пообещала дать возможность проголосовать и после 21:00 — что, кстати, напоминает белорусский опыт 2020 года.
Также в НИК подсчитали, что к вечеру воскресенья было совершено 16 преступлений, связанных с уничтожением избирательных документов, а также одна попытка повлиять на голосование (агитация со стороны члена комиссии) и один отказ от голосования.
Пока что математический прогноз итоговой явки — больше 70%.
Польская полиция рассказала об инцидентах на выборах
В Замостье, Люблине и Лукуве было зарегистрировано три случая, когда избиратели взяли бюллетени и порвали их. Кроме того, в городе Скаржиска-Каменна один из избирателей взял пачку бюллетеней для референдума, а затем смял и выбросил в мусорное ведро. За такие действия в Польше грозит до 3 лет тюрьмы.
Были также случаи выдачи заполненных бюллетеней в городе Кельце (в графе против фамилии уже стоял крестик), по которым полиция проводит проверку.
Фиксируются нарушения и за рубежом — люди жалуются, что на их фамилию уже был выдан бюллетень. Сфотографировать чужую подпись не дают и отказывают в голосовании. Очереди на отдельные заграничные участки стоят по 2,5-3 часа, к вечеру подходят новые избиратели.
Когда ждать итоговые цифры
В 21:00 по варшавскому времени (22:00 по Минску) станут известны первые результаты экзит-полов, то есть оценка явки и голосования на парламентских выборах и на референдуме по опросу. Экзит-полы в Польше проводились социологической службой Ipsos, их результаты обнародуют в прямом эфире сразу на трех телеканалах: TVN, Polsat и TVP. Заявленная погрешность измерения составляет не более 2%.
Через несколько часов Ipsos также представит late poll, то есть прогнозируемые результаты выборов с участием данных избирательных комиссий. По мере того, как НИК будет обрабатывать бюллетени (начиная с 50%, а затем — вплоть до 90%), результаты будут корректироваться. Заявленная погрешность измерения будет снижаться сначала до 1%, а затем — до 0,5 процента.
Председатель Государственной избирательной комиссии Сильвестр Марчиняк заявил в пятницу, что официальные результаты будут известны во вторник в утренние часы.
«Мы были бы рады, если бы это удалось утром или даже ночью с понедельника на вторник», — заявили в НИК.
UPD. В Варшаве сообщили о минировании двух избирательных участков. Информацию публикует польское издание Onet.
Речь идет об избирательных участках №425 и №426. Полиция оцепила здание, где они расположены. На месте происшествия работают саперы.
По данным Onet, многие избиратели не успели проголосовать на этих участках. Информации о том, будет ли продлено голосование, пока нет.