Меню

Решают доли секунды. Истории боевого крещения крупских спасателей

Решают доли секунды. Истории боевого крещения крупских спасателей
Фото: из архива «Минской правды», в качестве иллюстрации, Ольга Баравуля

Спасать людей – «обычная работа». Так считают сотрудники Крупского райотдела по ЧС — парни, которые по сигналу тревоги облачаются в боевую форму и в любое время суток спешат на помощь. И к слову, не только людям…

О случаях из опыта работы рассказали МП представители дежурной смены пожарно-аварийной спасательной части №1 г. Крупки. Ребята не понаслышке знают, что такое достать из-под обломков человека, деблокировать его из покореженного в аварии автомобиля, войти за ним в пылающий огонь, пройти сквозь дымовую завесу.

Когда решают доли секунды

В июне минувшего года именно в их смену случился вызов на дорожно-транспортное происшествие вблизи деревни Великая Слобода Крупского района, где столкнулись три грузовика.

спасатели Крупки
Дежурная смена ПАСЧ-1 г. Крупки: водитель, старший сержант внутренней службы Алексей Крышковец, водитель, старший прапорщик внутренней службы Иван Павловец, начальник дежурной смены, капитан внутренней службы Антон Сварцевич и спасатель-пожарный, сержант внутренней службы Кирилл Молокович

— Сегодня на дежурстве в ПАСЧ-1 из команды, выезжавшей на тот случай, нас четверо, — рассказывает начальник дежурной смены, капитан внутренней службы Антон Сварцевич. — Кроме меня, Кирилл Молокович, Иван Павловец, Алексей Крышковец. А еще с нами был Александр Кнотько, который с недавнего времени дежурит в ПАСП-12. Запомнилось, что в тот день нещадно лил дождь, и, как только раздался сигнал «на выезд», каждый из нас ощутил мощный выброс адреналина. Так происходит всегда, когда понимаешь: тебя ждут и спасение жизни зависит порой от долей секунды. И твой долг — быть на месте происшествия как можно быстрее. В «боевку» команда облачилась практически мгновенно, включились сирены, и мы «помчали».

Кнотько
Александр Кнотько, прапорщик внутренней службы, старший инспектор-спасатель ПАСП-12

— Для меня это был первый вызов на серьезную аварию, — вспоминает Александр Кнотько. — В РОЧС работаю третий год. До этого был учителем физической культуры в крупской гимназии. Но сменил вид деятельности и в полной мере уже ощутил, что самое тревожное в профессии спасателя — дорога к месту происшествия. Ведь именно тогда еще не знаешь деталей произошедшего, живы ли люди, какой объем работы… И привыкнуть к этому, наверное, не получится. Потому что каждое происшествие — отдельная история, жизни и судьбы участников которой зависят от нас. Тогда, 2 июня, мы ехали и думали: хоть бы все были живы. Аварии с большегрузами — это всегда высокая вероятность трагических последствий.

Сотни жизней спасти, проживая одну

Первое, что тогда бросилось спасателям в глаза, лежащая на боку фура с кабиной, зависшей над кюветом высотой метра в четыре. Кабина держалась буквально на одном тросе, а из нее через разбитое лобовое стекло висел над обрывом человек, ноги которого зажало приборной панелью.

— Немного выдохнули, когда пострадавший заговорил, — отмечает водитель-спасатель Иван Павловец. — Значит жив! Доставать его было непросто и опасно из-за высоты. Работали как альпинисты. И мужик молодец. Нога у него была практически полностью раздроблена, но он достаточно спокойно, адекватно реагировал на просьбы потерпеть еще немного. А еще дождь поливал нещадно. Однако мы, как и всегда в таких ситуациях, были максимально собраны. Делали свое дело.

Я уже 21 год в профессии, и случаев разных было много, но назвать какой-то из них экстраординарным не могу. Из происшествий, в ликвидации последствий которых довелось участвовать, — случившаяся в начале 2000-х авария возле д. Шейка, где столкнулись 17 авто. Был туман, и тогда из-за невнимательности шофера большегруз буквально смял несколько легковушек. Всего в той аварии погибли 9 человек, еще 10 пострадали. И да, это было мое «боевое крещение».

машины

— Важно, что спасатели всегда работают слаженно, — отмечает Алексей Крышковец. — И в аварии с большегрузами прошлым летом также чувствовалось, что мы единая команда. При помощи гидравлического аварийно-спасательного инструмента деблокировали водителя Renault, ноги которого зажало приборной панелью, а также помогли выбраться из покореженного автомобиля водителю «Fiat». Их двоих госпитализировали. Водителю автомобиля «Iveco» повезло, он не пострадал.

Как выяснилось, в одном из авто, перевозившем сжиженный диоксид углерода, во время движения лопнуло колесо. В результате водитель не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с двумя грузовиками…

— Когда вспоминаю тот случай, то до сих пор перед глазами — раздробленная нога пострадавшего, — отмечает Александр Кнотько. — Та авария была первой в моей практике. Но желание все бросить и уйти не возникло. Скорее наоборот, прочувствовал в полной мере важность профессии, гордость за то, чем занимаюсь.

А летом мы еще и хлеб убираем

Интересен и тот факт, что два представителя дежурной смены ПАЧС №1 г. Крупки уже не первый год в выходные «спасают» хлебные урожаи. Нет, не от пожаров. Хотя дежурство на полях также есть в их рабочих буднях.

МЧС

Иван Павловец и Алексей Крышковец — экипаж комбайна на уборочной. Иван давно уже трудится в летнюю страду. А Алексей с недавних пор у него в помощниках. Про то, как это случилось, молодой человек рассказывает так:

— Школа, служба в армии, а по возвращении — работа на пилораме. Все вроде бы неплохо и меня устраивало, но тут судьба свела с Иваном. И он позвал водителем в РОЧС. Оказалось, это было действительно то, что мне нужно. А затем — уже два сезона подряд — пошел еще и в помощники комбайнера к нему в экипаж. Конечно, удобно, что коллеги и работаем в одной смене. Наш комбайн с надписью МЧС уже узнаваем у местных. Работаем и в части, и в поле на совесть.

Пазлы, которые остаются в памяти

Спросили мы ребят, конечно же, и про случаи из рабочих будней, которые они не забудут никогда.

— Когда только устроился, был вызов в подъезд, где горела коляска, — рассказывает Александр Кнотько. — Я был еще новичком, но с большим желанием помочь коллегам. И тогда меня отправили на чердак открывать люк. Выполнил поручение и вернулся. Потушили и посмотрели друг на друга — лица были черные от копоти у всех, кто участвовал в тушении. И у меня тоже. Коллеги рассмеялись и спрашивают: «А ты-то где успел закоптиться?».

МЧС

— В начале службы произошел трагический случай в Березинском районе, который врезался в память, — поделился Кирилл Молокович. — Я родом оттуда и до службы в Крупках успел поработать в РОЧС на малой родине. Был вызов в дом, где на пожаре погибли мать и дочь-инвалид, а еще очень много кошек. Не менее 20 животных в доме было точно. Они все просто задохнулись в дыму. Выйти из помещения не смогли, потому что огонь со стороны входа был. А на окнах — решетки.

— В моей практике был немного курьезный случай. Поступил вызов от пожилого мужчины, — вспоминает Антон Сварцевич. — У него загорелся матрац. Мы вошли в дом и первым делом, конечно же, начали спасать человека. Но мужчина отказался выходить из дома, пока не наведет в порядок. Расставил тапочки и обувь аккуратно и только потом разрешил себя вывести.

— Вообще, звонки в службу спасения поступают разные, — замечает Иван Павловец. — У нас есть даже постоянные любители получить консультацию по разным вопросам. А еще недавно в г.п. Бобр змею ловили. Летом могут вызвать «на шершней». Бывают звонки с сообщением, что медведь где-то рядом, лиса забежала во двор, лебеди не могут с озера подняться, возможно, примерзли… Кто-то ночью детские голоса услышал на чердаке соседнего дома — мы обязаны проверить, а где требуется помощь, оказать ее профессионально.

ноги

— Спасение жизней — наша работа, — подчеркивают ребята. — И наше главное пожелание коллегам, чтобы огонь горел только в сердцах, а вода, которая набирает особую силу на Крещение и в наш профессиональный праздник, всегда была надежным союзником.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59