Демократия — это хорошо или прикольно? Как современный мир переворачивает слова с ног на голову

Начнем с исторического факта: в 1847 году Императорская академия наук Российской империи выпускает словарь церковно-славянского и русского языка. Помимо всего прочего, там на букву П можно найти слово, которое максимально четко характеризует главную проблему современности.
И если вы подумали про то самое слово на «п», то есть переговоры, вы ошибаетесь. Итак, словарь 1847 года и определение из него слова «прикол»: короткий заостренный кол, вбитый в землю для причаливания судов, прикрепления шатров и палаток и привязывания скота. Собственно, уже несколько десятилетий пастбище интернет-пользователей, которые ходят вокруг «прикола» на привязи, растет и растет. Более того, люди уверены, что это прикольно.
Прикол на приколе
Кто-то помнит, когда именно прикольность в значении некоей необычности стала очень важной? В какой момент девочки стали обращать внимание не на красивых, умных или добрых мальчиков, а на прикольных? А как давно в компанию войти стало проще не тогда, когда ты эрудирован и можешь поддержать разговор на любую тему, не бросаешь слов на ветер и вообще обязательный, а когда ты прикольный?
Прикол в современном языке (это объяснять не нужно) — шутка. Иногда безобидная, иногда не очень, настолько, что гуляет по тому же интернету версия, что пришло это словечко из тюремного жаргона — прикалывали заточкой сидельца, который морально и физически слабее. Кому-то прикольно, но как посмотреть, конечно.
Современная мода — сплошной прикол на приколе. Красиво? Нет. Стильно? Ну так себе. Прикольно? Возможно. Только вот никто до конца не понимает, что значит эта прикольность. Музыка — то же самое. Красивая мелодия? Ну такое…. Игра слов в текстах? Я вас умоляю… «Я поднимаю тост за своего бывшего, какие обиды — мы же взрослые люди» — актуально, конечно, но даже не в рифму. Итого: и музыка ни о чем, и слова, а песня… вроде и прикольная.

Не совсем, правда, понятно, хорошо это или плохо.
В том же интернете, где все на приколах, пару лет назад разошлась картинка (я уже как-то об этом рассказывала). Конкурс детских рисунков, много участников, победителя определяют голосованием в соцсетях. Задание — нарисовать собаку. Второе место — шикарно изображенный пес, как из высокобюджетного мультфильма. Первое место… какое-то собакоподобное графическое месиво с нарушенными пропорциями и здравым смыслом. Но… это ж люди выбирали. Им показалось, что недопес — это прикольно. По приколу за прикол они и проголосовали. А реально красивое осталось не у дел.
Никто не говорит, что интернет — тотальное зло. В нем кучу знаний можно получить, чуть ли не новую профессию освоить или хотя бы посмотреть гигабайты чего-то полезного. Но большинство пользователей что смотрит? Что-то прикольное. А чему-то длинному сложно быть прикольным — так в моду мгновенно входит короткий формат видео: всего за 5 минут — сразу 100 приколов.
История из жизни
В конце 2018 года разговаривает белоруска (то есть я) с приятельницей-украинкой из Киева. У них там как раз намечались выборы. И украинка говорит, мол, будет голосовать за Зеленского. Видео пляшущего на сцене КВН в кожаных штанах Владимира Александровича девушку почему-то не смутило, и она выдает тираду минут на 10, содержание которой приблизительно следующее: «Вот сериал шел прикольный, и он там такой прикольный президент, и снято прикольно, и шутки там прикольные, и вообще Зеленский прикольный — а прикинь, как будет прикольно, что у нас президентом стал комик-приколист. Вот это настоящая демократия».

«Ну, если демократия — это принятие прикольных решений вместо правильных, то что-то с этой вашей демократией не так», — подумалось тогда мне. Собственно, сегодня это и демонстрирует современная политика оплота мировой демократии. Я про США, если что. Вашингтон свернул 83% всех программ USAID, потому что американские миллиарды тратились, как оказалось, не в целях укрепления имиджа и интересов США, а на какие-то непонятно кому нужные приколы вроде гендерного разнообразия у опоссумов и изучение толерантности граждан, чьи фамилии начинаются на букву Ж. Это я прикалываюсь, конечно, а если серьезно — тратились на всякую бесполезную чушь типа белорусской оппозиции. Теперь перестанут. Илон Маск, который, чтобы еще больше разозлить белорусскую оппозицию, может признаться, что он дарил «Теслу» нашему президенту, твитнул у себя на страничке, что 70% всех мировых проблем исчезнет, как только все те, кто якобы с некими проблемами борется, лишатся финансирования.

Эти средства не служили нашим национальным интересам, а в некоторых случаях даже вредили им.
Марк Рубио
Кто-то разве притеснял темнокожих в последние десятилетия? Или даже обзывал? Включите любой рэп-трек от ребят с черным цветом кожи — там почему-то колоссальная концентрация названия государства в Западной Африке, то есть Нигер (в такой формулировке ютуб не забанит), из ребят с не черным цветом кожи такое делал разве что Эминем. И всех все устраивало. Но вдруг оказалось, что на борьбу с притеснением темнокожих потратили триллионы долларов. А было ли реально это притеснение? Или чисто по приколу распилили триллионы?
Менее ста лет назад планета представляла из себя в основном бесконечный набор монархий и прочих диктатур. И внезапно стало прикольным, если у тебя демократия. Типа «власть народу, свобода и равенство» — что, конечно, невозможно хотя бы потому, что очень малое количество людей согласны на равенство не только прав, но и обязанностей с ответственностью.
Поговаривают, что демократия — это хорошо
Например, потому что можно отстаивать свою точку зрения и протестовать, если ты не согласен. Ну, если делать нечего и хочется движа, тогда да, демократия прикольная. Вот только для государства это отрицательный прикол. А еще демократия — это когда кухарка по приколу может стать политической лидеркой. Демократично, конечно, и очень даже прикольно, особенно с учетом того, в какой сплошной прикол превратилась беглая оппозиция за 4 года — а были они тоже прикольные, но менее.
10 марта стало известно, что США проводят крупнейшую в истории реформу Агентства по международному развитию (USAID), ликвидируя 83% его программ. Госсекретарь Марко Рубио сообщил, что отмене подлежат 5200 контрактов, на которые ранее были потрачены «десятки миллиардов долларов».
Раньше странноватых людей на улицах называли городскими сумасшедшими, которые тополь охраняют (имеется в виду дерево, а не ракетный комплекс), а теперь это урбанисты, и они прикольные. За оскорбления или угрозы полтора века назад принято было вызывать на дуэль, еще 10–20 лет назад за это же правилами приличия было не запрещено дать в лицо, а это — это прикольное времяпрепровождение в интернете с обменом мнений о собеседнике, его умственных способностях и таинственном прошлом его матери. Раньше уравнение «сколько будет 150+150?» было в первую очередь арифметикой, нынче же это прикол.
А все остальное, что неприкольно — во вторую очередь. Как сообщают коллеги, американская актриса Алисса Милано так презирает Трампа и ненавидит Илона Маска, что решила с ними бороться путем замены своей машины. Мол, не могу больше ездить на этой «фашистской» «Тесле» — и купила себе взамен… электрический Volkswagen. В соцсетях решили, что это прикольно, но историки бы им подсказали, что прикол в следующем: уж точно не на Volkswagen пересаживаться с якобы «фашистской» «Теслы», ибо легендарный народный немецкий автомобиль «Жук» придумал лично Гитлер, сконструировал Порше. И вообще вся немецкая экономика в определенный период была фашистской по самые люверсы.

В той же Америке на Трампа и Маска злится не только Алисса Милано. Илону мстят за новую политику, и месть страшна — они уничтожают машины «Тесла». Один такой жук (имеется в виду не нацистский народный автомобиль, а хитрый человек) киркой раздолбал свой электрокар, а второй сжег принадлежащий ему Cybertruck. Видео прикольное, в интернете оценили: прикольно влепили по Илону, вот прикол, смотреть всем! Но если бы на первом месте была бы не прикольность, а здравый смысл, то Илону после того, как вы купили его товар, совершенно до лампочки, сожжете вы его или утопите — деньги-то, как говорится, уплочены.
Это как «назло маме отморожу уши»
И ведь именно по приколу, кстати, в 2020-м и выходила протестовать основная масса людей. Потому что всех все с большего устраивало в Беларуси, большинству даже в протестной толпе жилось и хорошо, и очень хорошо. Но была одна претензия: неприкольно, хочется, чтобы прикольно было в политике.
Прикололись классно, как я понимаю. Одни отсидели, вторые сидят, третьи уехали черт знает куда и страдают, четвертые не уехали, не сидели, но сидят дома тихо и боятся.
В тот день, когда разумное, правильное и доброе станет важнее, чем то, что прикольно — на планету вернется порядок и спокойствие. Ну а пока будет прикольно. Потому что одни хотят приколов, а другие прикалываются. Так и живем. Но не мы. В Беларуси живут не так, и у нас беглым и нам же с ними неприкольно.
И знаете, слава богу, что у нас неприкольно. Ведь именно поэтому у нас хорошо.
Рекомендуем




