Почему вымирают прибалтийские вымираты

Ну вот и свершилось. На днях с трибуны латвийского Сейма прозвучало: пора поднимать пенсионный возраст до 70 лет, и для мужчин, и для женщин. Пока это только предложение, но я уверен, через год-другой оно станет Законом.
Справка: до 65 лет пенсионный возраст для всех в Латвии уже подняли несколько лет назад.
Почему? А чисто по статистике, которая говорит: на смену уходящим на пенсию приходит значительно меньшее число молодых работников. В прошлом году пенсионного возраста достигли более 26 тысяч человек, а на их место пришли только 16 тысяч. И тенденция сия с каждым годом усугубляется.
Справка-2: в 2022 году средняя продолжительность жизни латвийцев была у женщин — 79,3 года, у мужчин — 69,4 года.
То есть, средней женщине еще удастся «пожировать» на пенсии с десяток лет, а средний латвийский мужчина до пенсии вообще не доживет. Грустно, зато какая экономия государственных денег получится. А деньги латвийскому бюджету сейчас ох как нужны. Траты на увеличение военного бюджета до 5% ВВП, траты на помощь Украине…
Сравнивая Минск и Ригу
Знаете, что мне, бывшему рижанину, а ныне минчанину, всегда бросалось в глаза при пересечении латвийско-белорусской границы? Обилие детей.
Я сейчас живу в «спальной» части Заводского района Минска. Обычный район из 5–9-этажек 70–80-х годов постройки. Так вот, в радиусе 300 метров от моей пятиэтажки — 4 (четыре!) больших детских садика, и они полны весело «чирикающей» мелюзги.

В Риге я жил точно в таком же «заводском» районе 70–80-х годов постройки, так вот, я даже не знал, где там находится какой-нибудь детсад. Воскресным утром рижском «многоквартирном» дворе картина: гуляют 20 бабушек с собачками, а на детской площадке — три одиноких ребенка. И так в Латвии везде. Впрочем, в провинции еще хуже.
…В октябре прошлого года Латвия побила собственный антирекорд: количество родившихся за месяц во всей стране детей упало ниже тысячи. А смертность превысила рождаемость более, чем вдвое. И уже восьмой месяц этот антирекорд держится. Демографы констатируют, такой низкой рождаемости в Латвии не было с момента ведения такой статистики, с 1920 года. Кто не понял: даже во времена Второй мировой рождаемость была выше!
Почему латыши не рожают?
Что случилось? Латышских женщин поразило бесплодие, а мужчин — импотенция? Вроде нет, о такой эпидемии врачи не трубят. Ответ прост: рожать стало некому.
Дело в том, что за 21 год «европейского процветания» из Латвии уехало полмиллиона жителей, четверть населения. А реально — еще больше, поскольку последняя перепись была в 2012-м, сейчас численность народа государство определяет по так называемым «косвенным параметрам». И наверняка врет.
Много народу, особенно в провинции, к примеру строители, живут «вахтовым методом». Звонит бригадир из какой-нибудь Германии (Британии, Швеции): мужики, есть объект, срочно! И мужики бригадой грузятся в бусик со своими инструментами, едут, там 3-4 месяца ударно впахивают без выходных по 14 часов, спят в вагончиках. Потом возвращаются на свои хутора, отсыпаются пару недель, пьют водку, а потом опять звонит бригадир… Но по статистике они числятся при этом в Латвии. Какие уж тут дети?

А, кстати, кто же эти полмиллиона латвийцев, которые за 20 лет рассосались по городам и весям Евросоюза? Не нужно быть доктором социологии чтобы догадаться: это поколение 20–40-летних, молодых, активных, детородных. Уж точно не бесплодные пенсионеры.
Личный пример — мои собственные дети, их трое. Ни один из них в Латвии давно не живет, и еще двое внуков не живут в Латвии, а младший вообще родился ТАМ. И назад они уже не вернутся. И у массы моих друзей-знакомых (поколения 60+) — та же ситуация. Рожать новых латвийских граждан некому. То же самое касается и эстонских, и литовских граждан.
Почему латыши разбегаются?
Банальный индивидуум, побывавший однажды в европах по туристической путевке вам тут же скажет: на Западе — сла-а-адкая жизнь, там текут молочные реки в кисельных берегах, там зарплата от 5 тысяч евро, любой бизнес растет как на дрожжах, государство платит пособия-бонусы широкой рукой, а принцессы какают фиалками.
Чтобы понять, как там на самом деле, надо пожить там и поработать хотя бы три-пять лет. Не туристом, а эмигрантом. Влажные мечты, что «любой чистильщик обуви может стать миллионером», улетучатся напрочь. Одному из миллиона чистильщиков, возможно, повезет, но остальные 999 999 так и проживут жизнь с обувной щеткой в руках.
Согласен, есть в человеческом роду авантюристы по жизни, которые склонны к перемене мест, к «ветру странствий», которые и в Сахаре песок продадут. Но таких 2-3%, не более. А Латвию за 20 лет покинула ЧЕТВЕРТЬ населения. И не от хорошей жизни она ее покинула, не из веселого авантюризма, а просто потому, что в стране «победившего латышского народа» им не нашлось ни работы, ни внятных перспектив.

Единственная профессия в Латвии, которая дает «уверенность в завтрашнем дне» — профессия чиновника, те в шоколаде. Но чиновников в Латвии и так больше всего в Евросоюзе на душу населения. И чтобы попасть в их тесный сытый кружок, надо быть сыном чиновника, зятем чиновника, но у чиновников есть свои дети-зятья…
А вот мои дети (и зять), например, технари, инженеры, умненькие, в Латвии им делать нечего про простой причине: нет сколько-нибудь заметной промышленности, где бы приложить свои знания. Думаете, они с радостью садились в самолет Рига-Заграница? Нет, товарищи, была бы какая перспектива остаться — остались бы.
Ну ладно, мои дети воспитаны русскими по духу. А русских в Латвии не любят, и сейчас даже больше, чем не любят. Беда в том, что из своей «Ридной Нэньки» латышская молодежь разбегается еще живее, чем русская.
Почему вымираты?
«Вымиратами» (в отличие от Эмиратов) Прибалтийские государства окрестили коллеги-журналисты примерно 20 лет назад, когда стала очевидна вот эта показательная картинка:

Статистика — наука безжалостная. Вот ее безжалостные цифры:
1) С 2016 по 2023 год в Латвии было закрыто 165 школ, а 77 школам понижен уровень образования…
2) Только в 2024 году в Латвии закрыто или «понижено по уровню образования» еще 66 школ и детских садов…
Поясню примером: мой друг, фермер, лет 15 назад отдал в поселковую школу своего сына, рассказал, что в его школе учеников 1-2-3 классов в сумме — семь. Двое первоклашек, двое второклашек, и трое — третьеклашек…
— Так как же они учатся, — спросил я, — на каждую пару детей по отдельному учителю?
— Нет, один на все три класса, сидят в одной комнате…
— Не понял, у них же должны быть разные программы…
— А вот так и учатся…
…Через два года эту школу вообще закрыли, школяров перевели в райцентр, за 20 км. А в советское время эта школа была многолюдна (многодетна), считалась чуть ли не лучшей в районе…

3) И еще цифр: глава Латвийской детской клинической университетской больницы Валтс Аболс на днях заявил, что в Латвии невыгодно финансировать 17 родильных отделений, где в сутки рождаются менее 30 младенцев, их надо закрывать. Ничего личного, «джаст бизнес»…
4) И еще мрака: аналитический центр LaSER в исследовании «Города Латвии 2040: рост, конкурентоспособность, управление» сообщил, что «спасение от демографического вымирания возможно только по примеру скандинавских стран — путем приема и распределения иммигрантов»… Короче: только Пакистан (Ливия, Сирия, Сомали) спасут Латвию от вымирания.
5) А ТЕПЕРЬ ПОЗИТИВ! Пишу эту статью у открытого окна в Минске на улице Яна Райниса, на пятом этаже, лето, кайф. Из окна как на ладони — большой детский сад, там скачут-носятся-верещат десятки юных минчан. Обожаю детский щебет!
Чего и всем желаю…
Рекомендуем




