Эксклюзивное интервью матери белорусского наемника полка Калиновского: «Может, их чем-то накачивали»
Судьба белорусских наемников, воюющих на стороне Украины, складывается предсказуемо печально. Очередных недовоинов, бегающих с автоматом по соседней стране, задержали неделю назад. Среди них Сергей Дёгтев — боевик из полка имени Кастуся Калиновского под позывным «Клещ». В Минске у него осталась больная мать, о которой стоило бы позаботиться, но у парня, видимо, нашлись дела поважнее. Кто такой «Клещ» и почему полгода назад сбежал из Беларуси, информационному агентству «Минская правда» рассказала его мама Ядвига Губко.
— Как вы узнали, что сын воюет на Украине?
— Несколько дней назад мне сообщили, что сын попал в плен. С тех пор, моя жизнь очень изменилась. Можно сказать, остановилась.
Соседи как-то спросили: а ты знаешь, где Сергей? В курсе, что с ним случилось? И мне показали видео с его участием.
Там Сергей давал интервью. Для меня это стало шоком! Соседи тоже удивились. Говорят, никогда не думали, что такое может произойти, что он может вот так уехать…
На Украине была денацифицирована большая группа наемников. Вскоре в сети появились видео с пленными боевиками полка Калиновского. На одном из покаянных роликов — Сергей Дёгтев. Он участвовал в минских беспорядках, а затем, с помощью так называемого «Белорусского дома», бежал на Украину.
— Расскажите, как складывалась судьба Сергея.
— Отец Сережи оставил нас, когда сыну был всего год. Насколько я знаю, сейчас он живет в Минске, но с Сергеем они не общаются. Сын скрывал от одноклассников, что отец его бросил. Наверное, ему было стыдно.
Что я могу сказать про Сергея? Прекрасный сын, спокойный человек, но замкнутый. Учился хорошо, увлекался компьютерами, помогал знакомым их ремонтировать. Окружающие хорошо к нему относились. Сергей — инвалид первой группы. Он плохо видит из-за кератоконуса (тяжелое заболевание глаз, проявляющееся прогрессирующей деформацией роговицы, которая принимает коническую форму. — Прим. Авт.). Подобрать линзы сыну было сложно, приходилось их заказывать из России. Из-за проблем со здоровьем Сергея освободили от экзаменов в школе. На работу его не брали. К воинской службе он был также не годен. В любое время сын мог ослепнуть.
— Как Сергей планировал будущее?
— Я не знаю. Три года назад у меня начались проблемы со здоровьем. Из-за онкологии мне частично удалили грудь. Сын помогал, поддерживал. Жили мы вместе.
У Сергея есть старший брат. Семейная жизнь у него не сложилась — и он переехал к нам.
— Сергей участвовал в протестном движении в 2020 году?
— Бог его знает. Мне сложно что-то об этом сказать. Он был скрытным. Может, не хотел меня расстраивать. Дома политические вопросы мы не обсуждали. Он мне ничего не говорил. Иногда подойдет, обнимет, поцелует: «Мамка, все будет нормально! Все у нас будет хорошо!».
Знаю, что в период протестов сын попал в СИЗО. Я приезжала к нему в Жодино, чтобы передать посылку, лекарство, линзы.
— Вы знали, что он планирует уехать из Беларуси?
— Он ничего про это не говорил. Перед Новым годом сын исчез. Просто перестал приходить домой. О том, что Сергей уехал на Украину, я узнала от других людей. Я тогда подумала: уехал, ну ради Бога. Это сейчас уже я мониторю эту ситуацию по Украине, каждый день смотрю новости. Тогда же я ничего не знала. Он мне не звонил, никак не связывался. Причем уехал без документов, без паспорта. Видимо, та сторона помогла.
Бчбшники, которых подготовили западные спецслужбы, должны были устраивать диверсии в Беларуси, а главной их целью был госпереворот.
Если говорить о причинах, то, возможно, он боялся ответственности. В Беларуси за протестную деятельность его могли посадить на четыре года… И, на мой взгляд, пусть бы он лучше отбыл наказание, но остался жив. Зачем же идти воевать? Зачем ему это было нужно? Я не понимаю! Возможно, ему пообещали деньги. Но прожили бы мы и без них. Как он мог меня оставить? Тем более, что мне надо будет делать вторую операцию.
— Как вы оцениваете поступок Сергея, его решение воевать на стороне Украины?
— Я считаю, что сын допустил ошибку. Возможно, самую большую в жизни. Я думаю, что он и сам жалеет, что так поступил. Он не представляет, что сейчас со мной творится! Я никогда не думала, что он такое сделает. Мы многое пережили, но я не понимаю, как он мог на такое решиться. Из-за денег? Больше не из-за чего…
Когда я узнала о случившемся, постаралась связаться с одноклассниками Сергея, но никто не захотел со мной разговаривать. Я пыталась узнать, как он попал в этот отряд, как все это с ним произошло.
— Если у вашего сына были проблемы со здоровьем, он плохо видел, как его взяли в отряд?
— Не знаю. Ему же врачи давно сказали: один удар по голове — и ослепнет. Но людям, которые набирают бойцов в эти отряды, это безразлично. Согласен — иди.
Белорусский националистический полк имени Калиновского принимает активное участие в боевых действиях на стороне Украины.
Когда я смотрела видео, где он дает интервью с перебинтованной рукой, я подумала, что он вообще ведет себя странно. Обкуренный как-то, обдолбанный, заторможенный. Может они их там чем-то накачивали в этих отрядах.
— Молодые люди, которые едут на Украину и идут там воевать, скорее всего, даже не задумываются, что их могут использовать в своих целях.
— Я как мама хотела бы им сказать: не делайте этого! Пусть Бог вас бережет от этого. Это страшный шаг. Родители не для того вас рожали, чтобы потом так страдать. Это очень страшно! Чем вам плохо здесь, в Беларуси? Живем спокойно, можно устроиться на работу. Ради чего ехать туда? Ради кого? Чтобы был вот такой итог? Чтобы там вас танком переехали? Не дай Бог… Людей там просто используют.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!