Меню

Редкий экспонат остался в Тарасиках после закрытия дома-интерната. Попадет ли он в музей под Лидой?

Редкий экспонат остался в Тарасиках после закрытия дома-интерната. Попадет ли он в музей под Лидой?
Фото: предоставлены музеем узкоколеек

Не так давно мы писали о закрытии Борисовского психоневрологического дома-интерната в Тарасиках. Как оказалось, на его территории хранится редкий для нашей страны экспонат — пассажирский вагон, который использовался как сторожка при подсобном хозяйстве.

пассажирский вагон Тарасики

Редкой вещью заинтересовался музей узкоколеек, что под Лидой в Гродненской области. В чем уникальность экспоната и удастся ли спасти это историческое наследие узкоколеек Беларуси — подробнее в материале корреспондента «Минской правды».

Как нам рассказали в музее, о существовании этого вагона узнали случайно — от одного из туристов, который был на экскурсии. Оказалось, у него находится дача в деревне Тарасики Борисовского района. Через какое-то время сотрудники музея съездили и посмотрели, какой это экспонат. Признаются, что удивились. Помимо того, там сохранилось и здание депо. Сам пассажирский вагон оказался достаточно старой и редкой модели, которые выпускались с 1949 по 1955 года. Он является первым серийным металлическим для узкоколейных железных дорог. Конструкцию вагона разработала группа инженеров Демиховского машиностроительного завода во главе с Ю.В. Грановским и Н.И. Поляковым в 1949 году. В музее предполагают, что он остался единственным.

пассажирский вагон Тарасики
пассажирский вагон Тарасики

Тогда, а это было где-то два года назад, договариваться с администрацией дома-интерната о его выкупе не стали. Во-первых, вагон использовался, за ним присматривали. Во-вторых, сейчас в музее на реставрации стоят еще четыре, которые находятся на разных этапах восстановления. И этот, из Тарасиков, все равно ждал бы своей очереди. А не так давно дом-интернат закрыли. Поэтому сейчас перемещение вагона стало актуальным. Ведь он остался без присмотра. Сотрудники музея связались с бывшим руководством учреждения, где им пообещали помочь.

В Беларуси все узкоколейки связаны с торфяной отраслью, поэтому до 70-х годов такие железные дороги строили часто. С началом массовой газификации много дорог закрыли, а самые большие системы разобрали — узкоколеек в Беларуси осталось менее тридцати.

Откуда в Тарасиках этот вагон?

Пассажирский вагон оказался на территории дома-интерната неслучайно. Его появление там кроется в истории учреждения. Изначально здесь находился торфоперерабатывающий завод «Смолевичский». Это было еще в начале 50-х годов.

пассажирский вагон Тарасики

В 1947 году в этом районе начали строительство Смолевичской ГРЭС (сейчас Жодинская ТЭЦ). ГРЭС возводили на базе пяти торфяных месторождений, которые и стали топливной базой электростанции. В том числе — и торфобрикетный завод в Тарасиках, что был соединен с остальными сетью узкоколеек протяженностью около 180 км. То есть 30 лет назад по этой дороге мы могли бы доехать на какой-нибудь, например, мотодрезине из Тарасиков прямо до Жодино, а там — до Хатыни и даже до Плещениц.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59