Меню

Молдова на пути в ЕС: сначала в долги, потом в отчаяние

Молдова на пути в ЕС: сначала в долги, потом в отчаяние
Фото: РИА Новости и из открытых источников

Европа выделит Молдове — кандидату на членство в ЕС — почти 1,9 миллиарда евро на реформы. Предполагается, что через специально созданный для Молдовы «Фонд реформ и роста» страна получит до 385 миллионов евро в виде грантов и 1,5 миллиарда евро в виде льготных кредитов с длительным сроком погашения и выгодными процентными ставками. Не уточняется, правда, в их релизе, «выгодный процент» для кого: кредитора или заемщика. К тому же какая-то часть этих средств уйдет на обеспечение работы бюрократии самого фонда, чтобы он мог распределять средства и контролировать выполнение условий.

Созданный Фонд является основой «Плана роста Молдовы», представленного Еврокомиссией еще в октябре прошлого года в преддверии референдума в стране за интеграцию в ЕС и рассчитанного на период 2025–2027 годов. Куда будут расти, объясняют тоже весьма смутно. Фонд должен поддерживать Молдову в процессе вступления в ЕС, которое в планах расширения самого Евросоюза минимум до 2030 года отсутствует.

Молдова

Потом, видимо, еще придется брать деньги на создание видимости бурной деятельности. Выплата средств будет привязана к выполнению конкретных требований, и это, очевидно, будут не одни лишь кредитные обязательства заемщика вернуть потом весь долг с процентами. Согласитесь, уникальный развод — реформы требует и диктует ЕС, а долги должна платить Молдова.

Власти Молдовы неоднократно доказали, что они специалисты в том, чтобы накапливать долги. Бывший премьер-министр Молдовы Ион Кику посчитал, что только за последний месяц 2024 года госдолг страны увеличился на 10 миллиардов леев. Деньги, взятые с госсчетов, исчезли в никуда, в неизвестном ему направлении. Деньги не пошли ни на погашение задолженности по выплате зарплат, ни на социальные обязательства перед гражданами.

Долги по выплате заработной платы на госпредприятиях как были, так и есть — с лета прошлого года. Работники государственной компании «Железные дороги Молдовы» пикетируют здание правительства с требованием вернуть им заработные деньги. Председатель Федерации профсоюзов железнодорожников Иван Запорожан рассказал, что не выплачены зарплаты с августа прошлого года.

Та же участь — бесследно испариться — ждет и деньги, выделенные Евросоюзом через Фонд реформ, оставив для страны лишь новые долги и выплату процентов. Уже, без учета этого весьма крупного займа, в бюджете Молдовы на 2025 год на выплату процентов по старым кредитам требуется более 1 миллиарда леев. Это сопоставимо с годовыми расходами Кишинева. Власти никак не комментируют сложившуюся ситуацию, за счет чего так резко увеличился государственный долг.

С учетом того, что курс валют на текущий момент составляет 1 евро за 19,5 молдавских леев, с новым кредитом в 1,5 миллиарда от ЕС долговые обязательства Молдовы вырастут еще почти на 30 миллиардов леев, непонятно на что и под какой процент. Это видимо и есть «план роста»?

Кроме этого, в начале февраля Европейская комиссия и Молдова согласовали еще одну двухлетнюю комплексную стратегию энергетической независимости и устойчивости Молдовы, по которой страна получит от ЕС в 2025 году 250 миллионов евро, и, похоже, снова в долг. Из них 100 миллионов евро будет предоставлено до середины апреля. Как раз к концу отопительного сезона, чтобы деньги снова исчезли непонятно где.

Молдова

Стратегия, по мнению Евросоюза, имеет двойное назначение: отделить Молдову от «нестабильных российских поставок энергоресурсов» и полностью интегрировать страну в энергетический рынок ЕС. Наверное, нужна таблетка для памяти, чтобы напомнить всем, что нестабильными поставки стали как раз вследствие санкций ЕС и прекращения транзита российского газа в Молдову через Украину.

Не следует сомневаться, что ориентированные на НАТО и ЕС молдавские правители готовы сделать все, чтобы разорвать экономические связи региона с Россией в угоду европейских продавцов топлива, которые продают им с наценкой тот же российский газ, ибо другого нет. Возможно, из логики этой стратегии «с двойным дном» — загнать страну в долги и оторваться от России — продиктовано недавнее решение МИД Молдовы об одностороннем расторжении с Россией соглашения о создании и функционировании культурных центров.

Это было якобы ответом на падения на территории страны обломков российских беспилотников. Но даже если предположить, что беспилотники в Молдову ветром снесло, а не привезли туда обломки в целях провокации с территории сопредельного государства, при чем тут Российский центр науки и культуры в Кишиневе? Это абсолютно гражданский культурный объект, имеющий сугубо гуманитарное назначение.

По данным самих молдавских властей, ни один из беспилотников не был сбит на территории Молдовы средствами ПВО и не нанес никакого ущерба: один просто упал на сельскохозяйственном поле, второй взорвался где-то в поле, обломки третьего дрона вообще случайно были найдены, неизвестно когда и как они туда попали. Опять же можно утверждать лишь то, что они, возможно, российского производства, и точно неизвестно, кто их запускал.

Но еще более непонятно, в чем видится угроза русского культурного центра, большая, чем те же центры румынской дружбы, что работают по всей стране. Никто же не станет спорить с тем, что молдавской самобытности больше угрожает экспансия румынская, так как она ближе к ней. Свой государственный язык власти уже назвали румынским. Следующим этапом будет, как мы понимаем, снос памятников?

Евро

В пакете «европейской помощи» от Совета ЕС с Европарламентом предусмотрено до 385 миллионов евро в виде грантов. Видимо, они как раз для активистов, что лишились содержания от USAID. Newsweek опубликовал недавно данные о странах, где USAID тратило больше всего денег. Согласно инфографике, в 2023 финансовом году на разжигание ненависти Агентство войны влило в молдавско-румынских активистов 206,3 миллиона долларов. За 2004 год пока нет сводной статистики.

В стране числится 13 048 неправительственных организаций, специализирующихся на освоении грантов. Для 2,5 миллиона населения Молдовы это чересчур много. Гранты от ЕС они могут раздать кому хотят, они действительно бесплатные, но больше интересно, на что и как потратятся полтора миллиарда кредитных денег на реформы — их нужно возвращать с процентами. Вроде проведение реформ и так входит в должностные обязанности чиновников. Или они настолько профнепригодны, что им нужны специально обученные люди, чтобы писать под диктовку законы и постановления?

В современных реалиях тотальной демократии в Молдове прозрачность расходов бюджета полностью отсутствует. Даже бывший премьер-министр Молдовы Ион Кику, экс-кандидат в президенты, не может получить от власти внятный ответ, куда испарились деньги из государственного бюджета. Для большого политика расходы бюджета под завесой строгой секретности — что уж говорить про остальных граждан, которые тоже имеют право знать, где и на что тратятся их налоги.

Недавно даже главу Антикоррупционной прокуратуры Молдовы Веронику Драгалин отправили в отставку, чтобы не задавала лишних вопросов. Она отметила, что ее решение мотивировано отсутствием четких перспектив для будущего борьбы с коррупцией в Молдове. Написала заявление после того, как 12 февраля группа депутатов правящей президентской партии «PAS» представила в парламент законопроект, который предусматривает закрытие специализированных прокуратур и создание нового учреждения, ориентированного на борьбу с коррупцией на высшем уровне и электоральной коррупцией.

главу Антикоррупционной прокуратуры Молдовы Веронику Драгалин отправили в отставку

Можно даже не сомневаться: в новый орган назначат только тех, кто не задает лишних вопросов, а выполняет все указания. Конечно же, не нужно сомневаться, что 29 депутатов правящей партии по своей инициативе принесли в парламент законопроект после того, как Майя Санду на заседании Высшего совета безопасности лично потребовала от правительства провести изменения в рамках Антикоррупционной прокуратуры. Антикоррупционная прокуратура, на ее взгляд, потерпела «полный провал в борьбе с крупной коррупцией, а особенно в борьбе с политической коррупцией».

Не поймала за руку ее или плохо преследовала оппозицию? Коррупция в стране может быть связана лишь с властью. Коррупция — это должностное преступление, оно должно быть совершено человеком, занимающим должность, иначе это другой вид мошенничества. Хотя по Конституции президент не может вмешиваться в работу судебной ветви власти, Санду снимала даже генерального прокурора и давала указания судьям.

Любопытно, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен часто гостит у своей подружки в Кишиневе, и потому ЕС не видит диктатуры и коррупции в том, что в одних руках сосредоточены все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, а четвертую власть просто закрывает ее «Служба информации и безопасности» даже без решения суда. Молдова остается в статусе самой бедной страны Европы, а бедность — самая благодатная почва для процветания коррупции.

Похоже, именно для сохранения этих благоприятных условий власти Молдовы еще больше загоняют страну в кредитную кабалу, набирая кредиты на бесполезные реформы, которых требует ЕС, а не общество коробу придется платить по кредитам. Есть повод сильно сомневаться, что эти навязанные ЕС «реформы» будут соответствовать интересам Молдовы и принесут хоть какую пользу гражданам.

К суверенитету и национальным интересам независимых стран у Европарламента и Еврокомиссии совершенно иное отношение, достаточно читать их резолюции по Грузии или Беларуси.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59