Случайность, техническая неисправность или покушение — политолог о версиях гибели президента Ирана
Вертолет Bell 212 американского производства был найден на следующий день после крушения. Вместе с Раиси погиб глава МИД Ирана, светский и религиозный руководители провинции Западный Азербайджан, экипаж и охранник. Рассказываем о возможных последствиях катастрофы.
Иран — это исламская республика, где высшую власть имеет аятолла, а президент осуществляет внешние функции.
По статусу это фигура номер 3 или даже 4, а не номер один. Другой вопрос, что Раиси якобы рассматривался в качестве преемника аятоллы Али Хаменеи. Очевидно, что с его смертью внутри аппарата ослабнет какая-то часть «консервативной» партии, связанная конкретно с ним.
О текущей позиции Раиси мы знаем, к примеру, со слов советника президента США по нацбезопасности Салливана. Накануне катастрофы при посредничестве Омана прошли закрытые ирано-американские переговоры, где обсуждались перспективы операции в Газе и возможность прекращения атак со стороны Ирана и дружественных ему сил. Однако Салливан по итогам переговоров назвал Иран «угрозой», то есть стороны не договорились. Это значит, что Раиси, как и глава МИД, были сторонником жестких ответных действий, а США и Израиль пытались снизить риски при продолжении наземной операции в Секторе Газа.
Увы, но ликвидация Раиси (если она имела место) в этом случае логична — на фоне провала переговоров это выглядит как демонстрация силы: «Если вы не хотите прекращать атаки, мы продолжим ликвидации». Получается, что после руководства КСИР в Дамаске произошла ликвидация президента и главы МИД. И даже если авария была случайностью, ее обязательно пристегнут к текущей повестке, чтобы оказать давление на консервативную партию в Иране и показать свои «длинные руки».
Можно также заметить, что Россия отреагировала крайне внимательно, даже нервно, проведя экстренную встречу с послом Ирана. Помимо Владимира Путина, на встрече присутствовал новый министр обороны, новый глава Совбеза, глава генштаба ВС, глава МЧС, а также советник президента РФ. Скорее всего, Россию интересует два момента: сохранится ли нынешний высокий уровень отношений с Ираном, в том числе военное сотрудничество, при смене действующих лиц. Второй момент — мнение Ирана о причинах инцидента. Здесь мы можем опираться только на официальную иранскую версию, которая говорит о плохих погодных условиях.
Вместе с тем, для Ирана нежелательно признавать факт теракта, даже если он имел место. Первая группа причин — внутренняя и связана с передачей власти. Условно, тень не должна упасть на нового президента или фракцию внутри власти, хотя очевидно, что какая-то фракция в результате катастрофы объективно ослабла, а какая-то — усилилась.
Вторая группа причин — внешняя, и связана с необходимостью военного ответа. Очевидно, что Иран сейчас не готов к полноценному вооруженному конфликту с Израилем по типу Шестидневной войны 1967 года, более того, не хочет такой войны. Практически все действия Ирана сводятся либо к ракетным ударам, либо к атакам каких-то иных группировок. Причиной может быть как неуверенности в своих силах, так и желание как можно быстрее разработать ядерное оружие, не отвлекая ресурсы на второстепенные цели. Можно также заметить, что Иран достаточно вяло отреагировал на операцию в Секторе Газа, хотя обе половины исламского мира (шиитская и суннитская) явно ожидали от него обострения.
Также надо понимать, что США беспокоит не Иран сам по себе, а новая архитектура международных связей, где Иран тесно сотрудничает с Россией и Китаем, а также сохраняет нейтральные отношения с Саудовской Аравией и Турцией. Такой совместный блок — главная угроза для США, поэтому они пытаются в одностороннем порядке выбивать из него каждое звено по отдельности. В данном случае, поскольку авария произошла после встречи с Ильхамом Алиевым, тень как бы брошена на Турцию (это главный союзник Азербайджана). В свою очередь, можно заметить, что и турки, и Саудовская Аравия отреагировали максимально доброжелательно, показав, что не были заинтересованы в такой ликвидации и ни в коем случае не являются организаторами.
Исходя из перечисленного, можно дать следующий прогноз: политика Ирана станет еще более осторожной, потому что в ближайшие несколько месяцев система будет решать задачу передачи власти. В этот момент может произойти новая эскалация в Секторе Газа, то есть более интенсивная наземная операция, либо начнутся какие-то действия против ливанцев, хуситов и других союзников Ирана со стороны Израиля. При этом США, скорее всего, будут ожидать, чем закончится транзит власти, и попытаются договориться с новым руководством.
Байден не станет начинать боевые действия против Ирана к собственным выборам, для него это опасно в плане потери рейтинга и подорожания нефти.
Но даже при плохом развитии событий Иран ни в коем случае не будет обезглавлен и окажет сопротивление, так как за сферу безопасности отвечает Корпус стражей Исламской революции. Это своего рода государство в государстве.
Нужно также понимать, что в Иране два года шли массовые беспорядки в столице, а в приграничных районах действовали сепаратисты, доходило до захвата арсеналов и потери контроля над второстепенными городами. Нынешняя иранская власть сформирована в этом горниле протестов, и кто бы ни пришел на смену Раиси, он будет отражать интересы правящей группы, то есть «ястребов», просто в силу сложившейся ситуации.