Меню

Полусухое против полусладкого: разбираем политтехнологии Молдовы

выборы Молдова
Фото: из открытых источников

Государственный строй Молдовы — что-то среднее между парламентской республикой (где президент не сильно нужен), полупрезидентской, где его выбирают прямым голосованием, но с сильно урезанными полномочиями и кордебалетом. Нет такой второй страны в СНГ, которая имела бы настолько сложную, неочевидную и скрытую систему внутренних связей, где есть все — от бандитов и румын до прозападной диаспоры и соросят.  

Воронин
Владимир Воронин

Поэтому не стоит ждать от нынешних выборов кардинальных перемен. Даже когда президент в стране был дружественным к нам и России — типа Воронина или Додона — то парламент либо система неформальных и коррупционных связей не позволяла ему резко менять курс Молдовы. Воронин, когда это еще было можно, не смог построить вертикаль власти и не провел референдум по интеграции с Россией, и самого его в итоге снесли евромайданом. С тех пор хозяева страны сидят в парламенте либо прячутся в тени.

Что интересно, долгое время это были вовсе не западники, а криминальные круги, связанные с бандитом Плахотнюком. Его можно назвать настоящим «крестным отцом» Молдовы — человек с ружьем, олигарх, который построил мафиозную структуру под крышей парламентской республики. Сам Плахотнюк никаких должностей не занимал и являлся просто депутатом, но все знали, кто у них «первый».

Молдавский ландромат

Чем слабее власть, тем сильнее неформальные связи внутри нее, и дном падения Молдовы стал «молдавский ландромат» — она же «прачечная», то есть грандиозная схема по отмыву российских денег через государственные суды и банки, с помощью которых в ЕС легализовали порядка 20 миллиардов долларов. По сути, целая страна выполняла функцию фирмы-однодневки, где огромные суммы потоком проводили через хозяйственные суды как займы частных компаний между собой.

молдавский ландромат
Молдавский ландромат

Именно ландромат, который действовал более 5 лет, был главной скрепляющей элиту идеологией в 2010-е. По меркам нищей Молдовы там крутились чудовищные деньги, и именно они давали могущество Плахотнюку и ряду фигур, которые считались «кошельками» режима. Еще одной известной кормушкой была так называемая «кража века», когда из молдавских банков путем мошенничества вывели миллиард долларов. Собственно, из всех этих историй и выросли нынешние политики. Часть из них (Плахотнюка, Усатого, Шора, Платона и сына Воронина) обвиняют в коррупции. А вторая часть — это, так сказать, прокуроры и борцы с коррупцией (Майя Санду и ее главный конкурент на нынешних выборах — генпрокурор Александр Стояногло). Поскольку страна чудовищно коррумпирована, тема имеет большую народную поддержку.

Как «соросята» съели бандитов

Но при этом есть известная присказка, что, мол, пусть у власти будет сукин сын, зато свой. Так вот кто такой, а кто чужой, в Молдове определяет американское посольство. С начала 2019 года в стране полным ходом шел политический кризис: Конституционный суд, в котором заседают практически одни румыны, тогда выступил против президента Додона.

Плахотнюк
Владимир Плахотнюк

Чтобы создать правящую коалицию, тот начал искать союзников. Но тут же, на пике двоевластия, американцы вывели из игры правящую партию олигарха Плахотнюка, его премьер ушел в отставку и передал бразды Санду. Так из третьей политической силы политик прыгнула сразу в первую.

Как тогда писали, американцы скинули всемогущего Плахотнюка всего за 15 минут. Посол в Молдове Дерек Хоган вошел в офис партии Плахотнюка, где провел беседу с олигархом, после чего уехал. Спустя несколько часов тот исчез и нашелся уже в Майами. Что так испугало Плахотнюка, неизвестно, но, скорее всего, американцы пообещали забрать все деньги в случае сопротивления — примерно как это было с Януковичем.

Так в 2019-ом неожиданно для всех взошла звезда Майи Санду. Как только стул под Плахотнюком зашатался, против него объединились вообще все силы, которые были в Молдове, потому что бандитов не любит никто. Дальше за счет голосов диаспоры и западной поддержки Санду победила Додона, и, видимо, теперь уходить никуда не собирается.

Не играйте с шулерами

Чтобы остаться у власти, президентские выборы совместили с референдумом о вступлении в ЕС (его цель — увеличить явку и провести двойную агитацию за Санду, за которую активно вписываются чиновники Евросоюза). Еврокомиссаров буквально за руку возят в Кишенев, чтобы показать людям, насколько Санду проевропейская и куда-то там приблизилась.

Кроме того, по-прежнему работает фактор западной молдавской диаспоры. Из-за войны люди не могут выехать в Россию через Украину, поэтому направляются на заработки в основном в ЕС. Для них интеграция с Европой — это вопрос перевода денег, получения виз и всего прочего, от чего зависит быт. Поэтому такое чувство, что страну специально гробят в плане социальных гарантий и качества жизни, чтобы активное население постоянно выезжало за границу. А там на зарубежных участках голоса можно накручивать бесконечно, потому что вброс бюллетеней гораздо сложнее отследить. Отсюда самый вероятный сценарий: Санду натянут 51% уже в первом туре за счет голосования по зарубежному округу, хотя ее уже и там перестали любить. 

Стояногло и Додон
Александр Стояногло и Игорь Додон

Еще один достаточно мрачный вопрос что Молдовы, что Украины — огромный антирейтинг более-менее известных политиков. Люди уверены, что абсолютно все вокруг воруют и продажные (что, кстати, недалеко от истины). В таких системах выборы обычно проходят в два тура, где во втором результат определяет именно антирейтинг, то есть кого из двух кандидатов меньше ненавидят. Поэтому для победы над Санду нужен совершенно несистемный человек (условно, КВН-щик типа Зеленского). Сейчас такую роль выполняет Стояногло, кандидат от соцпартии и бывший генпрокурор, который политикой никогда раньше не занимался. Поэтому какие-то шансы у него есть, но только при условии второго тура.

Однако и тут, скорее всего, у запада есть план Б типа военной операции в Приднестровье, на которую намекал Зеленский. И даже если пророссийский кандидат каким-то чудом победит, друзья из НАТО очень быстро устроят ему проблемы.

Что же касается Санду, то она представитель нового поколения политиков, так называемых «соросят», то есть управленцев, которых специально готовили для восточноевропейских систем. Это на 100% послушный кадр, выращенный в пробирке американских стажировок, послушный идейно, а не за деньги — то есть тот, кто искренне верит, что работает во благо. Именно такое поколение политиков сменило бандитскую систему Плахотнюка, и теперь народу как бы предлагают выбор: «Вы снова хотите бандитов или в ЕС к румынам? Они тоже нищие, а раз их взяли, то возьмут и нас».

Санду
Энтони Блинкен и Майя Санду

Поэтому какой-то выбор у молдован есть, но это между полусладким и полусухим. Очевидно, что Россия сейчас имеет очень ограниченные возможности для поддержки кого бы то ни было в Молдове. Кроме того, ее ценой может стать потеря Приднестровья — поэтому российской стороне наверняка выставили своего рода дипломатический ультиматум: вы не мешаете победе Санду, а Зеленский не начинает военную операцию против ПМР.

И в этом плане проблема нерешаема, потому что один из немногих успехов Киева в войне — ударами дронов и ракет им удалось оттеснить весь Черноморский флот РФ в Новороссийск, и никакие десантные операции (например, в сторону Одессы) сейчас невозможны. Поэтому как бы ни развивались события, даже по самому грязному сценарию с фальсификациями и беспорядками, Россия вряд ли сможет чем-то помочь.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59